Папки-передвижки

Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста (10 фото)

наталия лазарева
Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Из опыта работы на тему:

«Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем».

«Поэтом можешь ты не быть,

но гражданином быть обязан»

Н. А. Некрасов

Публикация «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Еще классики педагогики, такие как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его?

Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, красивым городом.

Проанализировав свои знания о городе, а также результаты диагностики родителей и детей, я увидела необходимость гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны.

Поэтому поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом.

Для достижения данной цели мною решались и решаются следующие задачи:

- организовала развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего создала мини-музей, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.

- формировала любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему

- знакомила с достопримечательностями, развивала желание как можно лучше узнать свой город.

- развивала эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу. Способствовала становление и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.

- воспитывала чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда.

- воспитывала бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам. Побуждала детей сохранять красоту города для будущих поколений.

При построении системы работы по гражданско-патриотичекому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:

Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.

Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, домом творчества, школой; музем города, а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями г. Котовска.

Для реализации системы работы разработала перспективный план. Вся работа рассчитана на три этапа и начинается, как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, с совсем «малой Родины», то есть с ближайшего окружения ребенка, с его семьи.

Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию реализуются в течение трех лет (со средней группы). Вся планируемая работа разбита на три этапа: в средней, в старшей и подготовительной группах.

Начиная работу в средней группе поставила перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводились беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают речь детей. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).

Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей. Каждая семья приняла участие в конкурсе рисунков на тему: «Мы живем весело и дружно». Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе нарисовали». Затем мы в группе оформили фотоальбом «Моя семья – мое богатство». Он стал настольной книгой. Дети подолгу рассматривали его, с гордостью рассказывали о своей семье.

На этом же этапе происходило знакомство с народными сказками, пословицами, потешками, загадками. Обращала внимание на предметы народного костюма и быта жителей Тамбовской губернии. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливали бусы из рябины, украшали сарафаны. На музыкальных занятиях знакомились с народной музыкой, пели народные песни, играли в народные игры, инсценировали русские народные сказки, потешки.

На втором этапе в старшей группе закрепляла знания полученные детьми ранее, а так же знакомила с новым, используя рассматривание альбомов, открыток, и составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «Мой город», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в городе».

В работе использовала игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «Мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы», сюжетно-ролевые (торговый центр, салон красоты, ателье) и русские народные подвижные игры («Золотые ворота», «Ручеёк», «Мороз красный нос», «Бабка Ёжка», «Бубенцы» и др.) На познавательных занятиях по ознакомлению с природой дети учились наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом мы читали книги и энциклопедии, рассматривали иллюстрации, составляли гербарий, коллекции листьев, выкладывали данмалы из цветов, лепестков, листочков, шишек, веточек, желудей, семян растений.

Совместно с родителями организовывались экскурсии в музейный историко - просветительный образовательный комплекс, где дети знакомились с историей создания нашего города, рассматривали уникальные экспонаты. Также были организованны экскурсии в детскую библиотеку, Дворец культуры, в почтовое отделение и другие общественные учреждения.

В преддверии великого праздника Дня Победы, дети возлагали цветы к Вечному огню в парке Воинской Славы, на аллее героев рассматривали фотографии горожан, участников ВОВ, участвовали в акциях «Читаем стихи о Победе», «Песни Победы» и др.

Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

В беседах по организации досуга детей предлагала родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк, это своего рода домашние задание, где дети и родители получали задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, изготовить поделки, фотографии.

Совместно с родителями проводила викторину «Знаешь ли ты свой город?», развлечения «Мама, папа, я – дружная семья», досуги, основанные на фольклоре.

В течении всего года дети вместе с родителями принимали активное участие в акциях поддержки наших горожан, участников СВО, изготавливали поздравительные открытки к праздникам, писали им письма.

В работе с детьми подготовительной группы, уже имеющими определенные знания, поставлена задача сформировать более точные и полные представления о своем городе, его достопримечательностях, профессиях жителей города, о своей малой Родине, как неотъемлемой частицы нашей страны – России.

Большую помощь оказали опять-таки родители в оформлении мини-музея «Мой родной-Тамбовский край!» Он привлекает ребенка к данной теме своей доступностью. Экспонаты не только можно, но и нужно брать в руки. Каждый новый экспонат – это повод для бесед. При ознакомлении с малой Родиной через мини-музей создаются благоприятные условия, при которых у детей расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания.

В нашем детском саду много хороших традиций, одна из них – это встреча с интересными людьми. На таких встречах дети узнают много интересного о профессиях из уст родителей воспитанников.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда она выражена в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрять деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других людей, родных, для детского сада, города (это участие в конкурсах рисунков, фотографий, поделок, проводимых в детском саду, муниципалитете и области). Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующие отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.

Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.

Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Из опыта работы на тему Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей Старшая группа старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем Поэтом можешь ты не быть но гражданином быть обязан Н Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека начиная с самого раннего возраста Еще классики педагогики такие как Я Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания Водовозова считали что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста Детский сад это место где ребенок получает опыт широкого эмоционально практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни Руководя деятельностью детей мы воспитатели формируем такие важные для русского человека черты как любовь к родному краю Родине Российской Армии истории уважение к людям других национальностей
Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Мы разные, но мы вместе»Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Мы разные, но мы вместе» Цель: формировать у детей дошкольного возраста интерес и уважение друг к другу; развивать речь, внимание, память, мышление, любознательность;.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 декабря 2023 в 00:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД