Татьяна Бикметова
Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: формы и методы работы
▼ Скачать + Заказать документы
Основной формой работы по формированию основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста является тематическая психолого-педагогическая работа. Поскольку каждые занятия преследуют различные цели:
- на формирование определенных представлений;
- на закрепление полученных знаний;
- на подведение итогов по определенной теме.
Я придумала форму и структуру деятельности, а также средства и методы, позволяющие реализовывать поставленную задачу.
Публикация «Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: формы и методы работы» размещена в разделах
Например, при проведении занятия «Экскурсия по улице Куйбышева» (основная улица города Димитровграда и нашего района, я подготовила несколько экскурсоводов (ребят из нашей группы, поэтому часть деятельности дети провели сами.
Также продумывала специальные приемы, повышающие познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждой деятельности. Прием сравнивания является одним из таких приемов. Он позволило детям самостоятельно сделать вывод занятий.
При общении на занятиях новых сведений я побуждала детей задавать вопросы, ответы на которые дети искали вне занятия с помощью энциклопедий или спрашивали у родителей.
Так на тему о родине я дала детям задание - спросить у родителей «Что такое Родина?», после провела беседу с детьми и результатом занятия стала выставка рисунков «Моя Родина».
Использование игровых приемов очень важно для создания эмоциональной атмосферы занятия и познавательной активности детей. Эмоциональная атмосфера психолого-педагогической работы зависит и от того, на сколько мои чувства будут искренними, как я прочту рассказ, стихотворение, какими словами расскажу о героях войны, о других великих людях нашей страны, о нашем городе.
Очень интересны детям используемые игры - упражнение и дидактические игры. Они легко воспринимаются детьми и затем переносятся в повседневную жизнь. Одним из эффективных методов является использование художественных средств - рассматривание картин, художественное слово, музыка и живопись.
Особое внимание я уделяла комплексной психолого-педагогической работе. Она носит творческий, активный характер, интересны детям и дают мне возможность для уточнения, углубления знаний ребят и формирующегося у них отношения со схемой нашего города.
Еще одной формой работы являлось - путешествие. Они позволяли использовать и совместно составлять карты - схемы, что очень пригодилось в знакомстве со схемой нашего города.
Большое внимание в работе по формированию представлений я уделяла беседам. Начать беседу можно было с чтения художественной литературы или создания различных педагогических ситуаций, в которых дети должны были принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти их затруднения или просто сообщить детям тему нашей беседы. При беседах поддерживалась доброжелательная и доверительная атмосфера.
Ознакомление с правами человека, я считаю интересной, но сложной темой. Дети, с которыми я работаю, на начало старшей группы не владели представлениями о правах человека. Для ознакомления детей с правами человека я обратилась к повести для малышей Э. Успенского «Про Веру и Анфису». Каждая история этой повести воспринималась детьми с огромным интересом. Чтение каждой истории влекло за собой беседу и как вывод - знакомство с правами человека.
Например, первая история «Откуда взялась Анфиса?» познакомила детей с правом человека быть гражданином своей страны. Для беседы я использовала следующие вопросы:
1. В какой стране жила семья Веры?
2. Кто подарил Вериному папе обезьянку?
3. Из какой страны прибыл Боб Смит?
4. Если он из Америки, то он. ?
5. В какой стране живете вы?
6. Если вы живете в России, то как вас можно назвать?
7. Какие страны вы еще знаете?
После я рассказала детям, что гражданин - это человек, который родился и живет в стране, уважает и соблюдает ее законы, гордится ее достижениями, стремится делать полезные дела. Граждане нашей страны могут совершать поездки по стране, а также путешествовать по другим странам. После путешествий он имеет право вернуться в свою страну. В заключении беседы я провела игру «На чем можно путешествовать?» (с использование глобуса).
Таким образом, прочитав всю повесть я ознакомила детей с такими правами человека как:
- право быть гражданином своей страны;
- право на имя;
- право на свободу и равенство;
- право на личное имущество;
- право на медицинское обслуживание;
- право на свободу собраний;
- право на безопасность;
- право на жилище;
- право на труд.
Эти методы и приемы использовались для решения задач по формированию представлений о Родине, ее гражданах, их правах и др.
Для решения таких задач, как воспитание положительного отношения к окружающим и на выработку у дошкольников адекватной модели поведения, я использовала следующие методы работы.
В первую очередь - игры. В старшем дошкольном возрасте дети с огромным удовольствием участвуют во всем разнообразии игр: сюжетно-ролевых, народных, дидактических, хороводных, развивающих и игровых упражнениях. Поэтому игры включались во все режимные моменты. Ценность сюжетно-ролевых игр в том, что дети изображают все, что видят в окружающей жизни - быт и труд людей, их взаимоотношения. Дети сами создают правила игры и таким образом учатся решать конфликтные ситуации, взаимодействовать со сверстниками. Например, когда дети спорили, кому из них быть продавцом, я не спешила помогать им в разрешении конфликта. Между тем они стали делить «товар», и решение было найдено. Они разложили товар по двум отделам, а я только намекнула, что отделы могут быть продовольственными и бытовыми. Не зависит от того младшие это дошкольники или старшие, интерес к играм очень высок, если в игре участвует педагог.
В своей работе я использовала и игры-предположения - «что было бы. ?», где от детей требовалось целесообразное предполагаемое действие в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. В этих играх дети не только учатся думать, но и слушать друг друга.
Уникальным средством на развитии эмоциональных состояний окружающих являются игры и упражнения, где дети не только определяют такие эмоциональные состояния как радость, огорчение, удивление, но и пытаются найти подходящие слова эмоциональной поддержки.
Огромный интерес вызывали у детей игры-путешествия. В них дети знакомились с разнообразием народов, населяющих нашу Землю, их деятельностью и культурой, а также с культурой малых народов Среднего Поволжья.
Особое место заняли экскурсии и целевые прогулки по родному городу. Традициями нашего детского сада стали экскурсии: к вечному огню, в краеведческий музей и в пожарную часть. И всегда использование такого метода работы является праздником для детей.
Таким образом, для работы по формированию гражданственности я использовала следующие методы и формы работы :
1. Занятия социальной, экономической, гражданской направленности.
2. Беседы.
3. Рассказ воспитателя о событиях происходящих в нашей стране.
4. Чтение художественных произведений, разучивание стихов, пословиц, поговорок.
5. рассматривание иллюстраций.
6. наблюдение за общественной жизнью города.
7. Прогулки и экскурсии к памятникам и общественно значимым местам.
8. Изготовление макетов.
9. Организация выставок.
10. Дидактические, сюжетно-ролевые, строительные, развивающие игры.
11. решение проблемных ситуаций на нравственную тему.
12. Знакомство с народной и декоративной росписью.
13. Трудовые десанты.
14. Организация праздников, посвященных родному городу, своей стране. 15. Рассматривание фотографий