Приложение МААМ

Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: формы и методы работы

Татьяна Бикметова
Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: формы и методы работы
▼ Скачать + Заказать документы

Основной формой работы по формированию основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста является тематическая психолого-педагогическая работа. Поскольку каждые занятия преследуют различные цели:

- на формирование определенных представлений;

- на закрепление полученных знаний;

- на подведение итогов по определенной теме.

Я придумала форму и структуру деятельности, а также средства и методы, позволяющие реализовывать поставленную задачу.

Публикация «Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: формы и методы работы» размещена в разделах

Например, при проведении занятия «Экскурсия по улице Куйбышева» (основная улица города Димитровграда и нашего района, я подготовила несколько экскурсоводов (ребят из нашей группы, поэтому часть деятельности дети провели сами.

Также продумывала специальные приемы, повышающие познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждой деятельности. Прием сравнивания является одним из таких приемов. Он позволило детям самостоятельно сделать вывод занятий.

При общении на занятиях новых сведений я побуждала детей задавать вопросы, ответы на которые дети искали вне занятия с помощью энциклопедий или спрашивали у родителей.

Так на тему о родине я дала детям задание - спросить у родителей «Что такое Родина?», после провела беседу с детьми и результатом занятия стала выставка рисунков «Моя Родина».

Использование игровых приемов очень важно для создания эмоциональной атмосферы занятия и познавательной активности детей. Эмоциональная атмосфера психолого-педагогической работы зависит и от того, на сколько мои чувства будут искренними, как я прочту рассказ, стихотворение, какими словами расскажу о героях войны, о других великих людях нашей страны, о нашем городе.

Очень интересны детям используемые игры - упражнение и дидактические игры. Они легко воспринимаются детьми и затем переносятся в повседневную жизнь. Одним из эффективных методов является использование художественных средств - рассматривание картин, художественное слово, музыка и живопись.

Особое внимание я уделяла комплексной психолого-педагогической работе. Она носит творческий, активный характер, интересны детям и дают мне возможность для уточнения, углубления знаний ребят и формирующегося у них отношения со схемой нашего города.

Еще одной формой работы являлось - путешествие. Они позволяли использовать и совместно составлять карты - схемы, что очень пригодилось в знакомстве со схемой нашего города.

Большое внимание в работе по формированию представлений я уделяла беседам. Начать беседу можно было с чтения художественной литературы или создания различных педагогических ситуаций, в которых дети должны были принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти их затруднения или просто сообщить детям тему нашей беседы. При беседах поддерживалась доброжелательная и доверительная атмосфера.

Ознакомление с правами человека, я считаю интересной, но сложной темой. Дети, с которыми я работаю, на начало старшей группы не владели представлениями о правах человека. Для ознакомления детей с правами человека я обратилась к повести для малышей Э. Успенского «Про Веру и Анфису». Каждая история этой повести воспринималась детьми с огромным интересом. Чтение каждой истории влекло за собой беседу и как вывод - знакомство с правами человека.

Например, первая история «Откуда взялась Анфиса?» познакомила детей с правом человека быть гражданином своей страны. Для беседы я использовала следующие вопросы:

1. В какой стране жила семья Веры?

2. Кто подарил Вериному папе обезьянку?

3. Из какой страны прибыл Боб Смит?

4. Если он из Америки, то он. ?

5. В какой стране живете вы?

6. Если вы живете в России, то как вас можно назвать?

7. Какие страны вы еще знаете?

После я рассказала детям, что гражданин - это человек, который родился и живет в стране, уважает и соблюдает ее законы, гордится ее достижениями, стремится делать полезные дела. Граждане нашей страны могут совершать поездки по стране, а также путешествовать по другим странам. После путешествий он имеет право вернуться в свою страну. В заключении беседы я провела игру «На чем можно путешествовать?» (с использование глобуса).

Таким образом, прочитав всю повесть я ознакомила детей с такими правами человека как:

- право быть гражданином своей страны;

- право на имя;

- право на свободу и равенство;

- право на личное имущество;

- право на медицинское обслуживание;

- право на свободу собраний;

- право на безопасность;

- право на жилище;

- право на труд.

Эти методы и приемы использовались для решения задач по формированию представлений о Родине, ее гражданах, их правах и др.

Для решения таких задач, как воспитание положительного отношения к окружающим и на выработку у дошкольников адекватной модели поведения, я использовала следующие методы работы.

В первую очередь - игры. В старшем дошкольном возрасте дети с огромным удовольствием участвуют во всем разнообразии игр: сюжетно-ролевых, народных, дидактических, хороводных, развивающих и игровых упражнениях. Поэтому игры включались во все режимные моменты. Ценность сюжетно-ролевых игр в том, что дети изображают все, что видят в окружающей жизни - быт и труд людей, их взаимоотношения. Дети сами создают правила игры и таким образом учатся решать конфликтные ситуации, взаимодействовать со сверстниками. Например, когда дети спорили, кому из них быть продавцом, я не спешила помогать им в разрешении конфликта. Между тем они стали делить «товар», и решение было найдено. Они разложили товар по двум отделам, а я только намекнула, что отделы могут быть продовольственными и бытовыми. Не зависит от того младшие это дошкольники или старшие, интерес к играм очень высок, если в игре участвует педагог.

В своей работе я использовала и игры-предположения - «что было бы. ?», где от детей требовалось целесообразное предполагаемое действие в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. В этих играх дети не только учатся думать, но и слушать друг друга.

Уникальным средством на развитии эмоциональных состояний окружающих являются игры и упражнения, где дети не только определяют такие эмоциональные состояния как радость, огорчение, удивление, но и пытаются найти подходящие слова эмоциональной поддержки.

Огромный интерес вызывали у детей игры-путешествия. В них дети знакомились с разнообразием народов, населяющих нашу Землю, их деятельностью и культурой, а также с культурой малых народов Среднего Поволжья.

Особое место заняли экскурсии и целевые прогулки по родному городу. Традициями нашего детского сада стали экскурсии: к вечному огню, в краеведческий музей и в пожарную часть. И всегда использование такого метода работы является праздником для детей.

Таким образом, для работы по формированию гражданственности я использовала следующие методы и формы работы :

1. Занятия социальной, экономической, гражданской направленности.

2. Беседы.

3. Рассказ воспитателя о событиях происходящих в нашей стране.

4. Чтение художественных произведений, разучивание стихов, пословиц, поговорок.

5. рассматривание иллюстраций.

6. наблюдение за общественной жизнью города.

7. Прогулки и экскурсии к памятникам и общественно значимым местам.

8. Изготовление макетов.

9. Организация выставок.

10. Дидактические, сюжетно-ролевые, строительные, развивающие игры.

11. решение проблемных ситуаций на нравственную тему.

12. Знакомство с народной и декоративной росписью.

13. Трудовые десанты.

14. Организация праздников, посвященных родному городу, своей стране. 15. Рассматривание фотографий

Публикации по теме:

«Формирование основ опытно-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы) Как природный исследователь окружающего мира, малыш открывает мир через опыт личных ощущений, действий и переживаний. Он изучает все как.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице (из опыта работы) «Самое дорогое у человека-это жизнь,-писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги.

Формы, методы и приёмы воспитания речевого этикета у детей старшого дошкольного возраста Основная цель можно работы по развитию считала речи и обучению говорила родному языку целостной детей – формирование первый устной речи.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Методы и формы работы с детьми дошкольного возраста при переходе на ФГОС. Дидактическая игра «Мажор и Минор» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» р. п. Юрты Дидактическая игра по тематике: «Формы.

Опыт работы «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями» Тема опыта: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями» Раздел.

Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (опыт работы) Завалишина Елена Викторовна воспитатель.

Программа саморазвития «Формирование основ безопасности на дорогах и улицах у детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Формирование основ безопасности на дорогах и улицах детей старшего дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ В современных условиях, в связи.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности в сюжетно-ролевых играх .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: формы и методы работы
Опубликовано: 26 июня 2017 в 13:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: формы и методы работы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бикметова (УИ 402275) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД