Анна Кулаковская
Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование представлений о социальной
значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей»
Формирование правильного отношения к труду окружающих и к собственному труду имеет важное значение для развития нравственных качеств личности ребенка. Под влиянием знакомства с трудом взрослых ребенок усваивает общественную значимость труда, а при правильной организации воспитательной работы его собственный труд начинает определяться общественными мотивами. Сложившееся в детском возрасте правильное отношение к труду позднее сказывается на всей учебной и трудовой жизни человека.
Публикация «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей» размещена в разделах
В связи с этим среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придаётся особое значение. Это послужило изданию Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, который вступил в силу 16 марта 2010 года. Согласно новым ФГОС особое внимание в дошкольной педагогике уделено образовательным областям, где выделены задачи в каждой образовательной области на каждый возрастной период.
Задачи ознакомления дошкольников с трудом :
1. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека.
2. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых.
3. Ознакомление с трудом взрослых позволяет научить ценить труд, возбудить интерес и любовь к нему.
4. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
Для того, чтобы дошкольники понимали всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений дошкольников о мире профессий.
Психологи считают, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.
Старшие дети знакомы с различными видами труда (производственным, сельскохозяйственным, в сфере обслуживания и т. п.). В перечне профессий, известных детям, выделено более 90 наименований. Каждый ребенок знает от 4 до 13 профессий. Бесспорно, это не означает, что о каждой названной профессии ребенок имеет исчерпывающие представления, однако такой широкий диапазон наименований убедительно демонстрирует огромную заинтересованность детей трудовой сферой человека.
Наиболее популярными являются профессии системы «человек — техника», и в первую очередь водителя различных видов транспорта — легкового, грузового, железнодорожного, а также различных видов сельскохозяйственных машин (шофер, машинист, тракторист, комбайнер и т. п.);
строительные специальности (сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, столяр, слесарь, маляр и др.);
военные — летчик, танкист, ракетчик, вертолетчик, космонавт; а также различные рабочие профессии — грузчик, кочегар, механик, шахтер, ткачиха, оптик, полировщик, полиграфист и др. На втором месте профессии системы «человек — человек» : врач, воспитатель, няня, музыкальный руководитель, учитель, продавец, повар, медсестра, милиционер и др. Хорошо знакомы детям профессии системы «человек — природа» : садовник, дрессировщик, хлебороб, рыбак.
И только 10,6% наименований обозначают профессии системы «человек — художественный образ». Каждая из выделенных профессий называлась один раз, исключение составляют профессии артиста цирка, балерины, музыканта.
Часто наименование профессии дети заменяют названием предприятия или учреждения (в зоопарке, на ферме, на заводе, где делают игрушки)
магу, в магазине) или наименованием должности — директор, начальник цеха, капитан корабля и т. п.
Что необходимо знать дошкольнику о профессии?
• Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по алгоритмам : название профессии – место работы — условия труда — инструменты для работы — выполняемые трудовые операции — результат труда.
• Знакомя ребенка с любой профессией, полезно придерживаться определенной системы, формируя знания :
• - о названии профессии (кто варит обед, строит дом);
• - о месте работы (где работает повар, строитель);
• - о материале для труда (что нужно для работы повару, строителю);
• - об орудиях труда (чем, с помощью чего работает повар, строитель);
• - о трудовых действиях (что делает повар, строитель);
• - о результатах труда (что получается в результате работы повара, строителя);
• - о пользе труда для общества (для кого варит обед повар, строит дома строитель).
• Усвоив под руководством взрослого знания о двух-трёх профессиях, ребенок начинает использовать эти знания при знакомстве с другими профессиями.
Каковы педагогические пути и средства формирования представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий?
Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Можно рассмотреть цели и задачи некоторых видов работы с детьми.
Назначение Знакомство
Наблюдение за помощником воспитателя
(младшая группа) -чем она занимается: приносит еду, расставляет тарелки, накладывает еду, моет посуду, убирает со столов.
Беседа с медсестрой детского сада.
(средняя группа) - чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок.
- форма одежды медсестры : белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.
Экскурсия в библиотеку.
(старшая группа) - что в библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые книжки.
Экскурсия к светофору.
(средняя, старшая, подготови-тельная группы) Дети знакомятся:
- с машиной ДПС.
Дети узнают:
- понятия: светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор.
- пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки "зебра" и дорожными знаками. Правила должны знать и соблюдать все участники дорожного движения.
Определенный интерес может представлять организация и проведение конкурса рисунков детей различных возрастных групп на темы: «Когда я вырасту, я буду.», «Как люди трудятся», «Мама и папа на работе» и т. п.
Чтобы подвести детей к пониманию, для чего люди трудятся, в своей работе можно использовать беседы-рассуждения. Детям предлагалось решить проблемные вопросы, например: «Давайте представим, что у нас есть очень много денег, но вокруг никто не трудится, не работает. Кругом нет магазинов, где можно купить продукты, одежду, игрушки, не работает транспорт, не строятся дома. Что мы будем делать?»
Рассуждая на заданную тему, дети самостоятельно приходят к выводу, что деньги потеряют свой смысл, если люди не будут создавать товары и услуги. Так же можно предложить детям рассуждения на тему «Если бы не было врачей (учителей, продавцов, шоферов)». В процессе таких бесед дети приходят к выводу, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества - быть здоровыми, красиво одеваться, быть защищенными, а труд - проявление заботы людей друг о друге.
В непосредственной образовательной деятельности можно использовать разнообразные виды деятельности, интересные детям: отгадывание загадок, рассматривание иллюстрации, отвечать на проблемные вопросы, например: «Как мы догадались, что это врач, а не повар, ведь они оба в белом халате?» Здесь все было связано единой темой, даже двигательная деятельность детей. В процессе непосредственного ознакомления с профессией можно рассмотреть и потрогать материалы и инструменты, предположить, кому они могли бы пригодиться, рассматривали иллюстрации с изображением результатов труда, обсудить, какими качествами должен обладать представитель этой профессии, чтобы получались такие прекрасные композиции. Продолжением работы с целью закрепления полученных знаний организации творческих работ, например, по ручному труду на котором дети самостоятельно изготовят, что-нибудь, проявив фантазию, воображение и творчество.
Такое занятие станет еще интересней если организовать участие в нем реального представителя этой профессии – мамы или папы одного из воспитанников. Такое взаимодействие с близкими для воспитанников взрослыми дает конкретные примеры из жизни и формирует у детей представление о сути труда, отношении к нему взрослых, его общественной значимости. Более того, наблюдая со стороны, насколько интересна профессия близкого человека окружающим людям, как важен результат его труда, ребенок испытывает гордость за своих родных, что, несомненно, положительно сказывается на развитии самооценки детей, уровень которой влияет на умение отстаивать свои права и исполнять свои обязанности, соблюдая правила поведения, принятые в обществе.
Одним из основных средств формирования представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.
При ознакомлении детей с трудом взрослых важно учитывать возрастные особенности ребенка.
Группа раннего возраста воспитывать интерес к труду близких взрослых. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т. д.)
Младшая группа Знакомство с трудом работников дошкольного учреждения (медицинская сестра, повар, воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующая)
Средняя группа Знакомство с разными профессиями (шофер, врач, почтальон, продавец и др.). Формировать интерес к профессиям родителей. Вводится понятие «профессия»
Старшая группа
- подготовительная Расширять представления о людях разных профессий (строители, земледельцы; работники транспорта, связи и т. д.). рассказывать о важности и значимости труда. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Продолжать расширять представления о людях разных профессий ( творческих : художники – модельеры, портные и т. д., предприятий города, района, края, страны, новыми профессиями : менеджер, рекламный агент, фермер и т. д, о значении их труда для общества
Работа по формированию представлений об общественной значимости труда должна вестись последовательно.
Первый этап -- обучение детей умению видеть результат в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать, для чего он нужен.
Второй этап - научить детей видеть направленность труда на достижение результата, целесообразно при организации наблюдений за работой взрослых использовать следующие приемы:
1. Создавать ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии. Например, у новой куклы, которую дети хотят взять на прогулку, не оказалось шапочки, значит, ее нельзя взять с собой, она озябнет. Такая «проблемная» ситуация направит внимание детей на поиск нужного предмета.
2. Создавать нужный предмет в присутствии детей (в данном случае шить шапочку, которой нет и потребность в которой выявлена). Ожидание появления нужного предмета вызывает у детей активную направленность внимания на результат труда, ожидание этого результата, что позволяет связать трудовой процесс с его результатом -- получением нужного предмета.
3. Использовать созданную на глазах у детей вещь в соответствии с ее назначением и потребностями детей (кукле надели шапочку, кукле тепло, и дети могут взять ее на прогулку).
У детей старшего дошкольного возраста формируется способность высказать более широкое суждение о значимости отдельных видов труда, обосновать их необходимость и свое отношение к ним: «Няня нужна, потому что она все делает нам: кровати ставит, чтобы отдыхали, моет чашки, чтобы чистые были, чтобы мы ели, когда надо. Чтобы не болели, чтобы хорошо росли. Чтобы везде было чисто. Няне надо помогать, чтобы она не уставала. Я помогаю няне». Обобщение: няня нужна, чтобы дети не болели,-- опирается на конкретные знания о трудовых процессах и их результатах.
Третий этап -- формирование обобщенных представлений о значении труда на основе знаний большого количества его видов, разнообразия и ценности его результатов для людей. Здесь широко используется наряду с наблюдениями и опосредованное ознакомление детей с разными видами труда по производству самых различных вещей, материалов, с их взаимозависимостью. В это время фактически осуществляется ознакомление с общественным разделением труда и показывается роль разных его видов в удовлетворении потребностей человека. Например, чтобы сшить платье, нужна ткань; чтобы ее сделать, нужен хлопок. Одни люди выращивают хлопок, другие делают ткань, третьи шьют одежду. Продавцы продают готовые вещи и заботятся, чтобы человек мог выбрать и купить то, что нужно.
Таким образом, формирование правильного отношения к труду окружающих и к собственному труду имеет важное значение для развития нравственных качеств личности ребенка. Под влиянием знакомства с трудом взрослых ребенок усваивает общественную значимость труда, а при правильной организации воспитательной работы его собственный труд начинает определяться общественными мотивами. Сложившееся в детском возрасте правильное отношение к труду позднее сказывается на всей учебной и трудовой жизни человека.