Ирина Лобурец
Формирование представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры (из опыта работы воспитателя)
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры» (из опыта работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Куломзинский детский сад», Оконешниковского муниципального района, Омской области Лобурец Ирины Александровны)
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Публикация «Формирование представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры (из опыта работы воспитателя)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
ПРЕДСТАВЛЯЮ, ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ, СВОЙ ОПЫТ РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ О РУССКИХ ТРАДИЦИЯХ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА РАБОТЫ
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, о котором мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.
Я решила изучить проблему «Формирования представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры». И считаю, что нужным донести до сознания своих воспитанников то, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях и обратилась к истокам русской народной культуры. Ведь она отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Как сформировать представления у дошкольников о русских традициях?
Эту проблему можно будет решить, если создать условия и систему работы.
Мною были разработаны следующие цель и задачи:
Цель: Сформировать представления у дошкольников о русских традициях, посредством народной культуры.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме «Формирование представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры»
2. Создать условия и систему работы по формированию представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры.
3. Откорректировать перспективное и календарное планирование.
4. Провести диагностику результатов деятельности.
3. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
3.1. Теоретическая база опыта
Проблемой формирования представлений у дошкольников о русских традициях, занимались различные исследователи, педагоги - С. А. Токарева, Терещенко, Ушинский, Князева, Маханева, Усова, Сакулина, Комарова и др.
Проблемой формирования представлений у дошкольников о русских традициях, занимались различные исследователи, педагоги - С. А. Токарева, «традиция» – это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса.
А. В. Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.
Важную роль в формировании представлений о русских традициях у дошкольников играет народное и декоративно-прикладное искусства, как отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, др.). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
О. П. Князевой и М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
К. Д. Ушинского, опыт культуры старшего поколения передается через произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью, игры и игрушки, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания. Средствами русской народной культуры являются быт, народное искусство, фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к русской культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей нравственность, трудолюбие, уважение к человеку.
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.
В. Высоцкий
Взяв за основу мнение великих педагогов, я убедилась в том, что необходимо, создать условия и спланировать систему работы по формированию представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры.
В своей работе использую программы «Омское Прииртышье» и «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. П. Князева, М. Д. Маханева. В программе О. П. Князевой и М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» четко обозначены приоритеты работы по данной проблеме, чего нет ни в одной другой программе: обогащение предметно-пространственной среды предметами, носящими национальный характер; знакомство с предметами быта русского народа; использование фольклора во всех его формах; народные праздники и развлечения, традиции; ознакомление с народной декоративной росписью.
Работу начала с проведения диагностики с детьми по выявлению представлений о русских традициях и анкетирования родителей.
В результате на констатирующем этапе получила следующее:
Дети не имеют представления об особенностях устройства жилища и быта наших предков, знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Дети называют членов своей семьи, определяют родственные отношения, но не все знают свою родословную. Мало знают о труде своих дедушек и бабушек, и ничего не знают о прадедедушках, прабабушках. Как они жили и чем занимались. Дети, практически не знакомы с культурными традициями своего народа. У большинства детей, был отмечен активный интерес к культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам. Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
Единицы детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песню, рассказать потешку, закличку, вспомнить и назвать народные праздники. Дети незнакомы с предметами быта старины, но им интересно узнать о прошлом, о промыслах, традициях русского народа. Не всегда используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т. д.).
Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнать об истории своего родного края, о народных промыслах и т. д. Два ребенка имеют представление о русских традициях, знают русские народные праздники, называют предметы быта, игрушки русского народа. Очень большой опыт передают им бабушки.
После проведенной диагностики, 2 этапом моей работы стало - создание предметно - развивающей среды, для формирования представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры. Спланировала систему работы по этому направлению и отобрала следующие приоритеты.
1. Создание атмосферы национального быта (горница). Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Поэтому, решила, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
2. Использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, потешек, загадок и т. д.). В русском фольклоре, как нигде отражены черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастером человеческих рук. Благодаря ему фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с традиционными, обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Народная мудрость, сохраненная веками должна быть передана детям.
4. Знакомство с народным искусством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках, посуде, узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
5. Знакомство с русскими народными играми. Русские народные игры – это огромный потенциал для физического развития детей.
Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей. Детям было интересно увидеть работы наших мастериц – бабушек, прялку, чески в действии, покачать куклу в колыбели, рогачом поднять чугун… Чтобы интерес детей не иссяк, решили собирать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку русской избы. Так начали оборудовать комнату «Горницу». Оснастила предметами старины и предметами народных промыслов, которые хранились у местных жителей. Поместила маленького Домовенка, который помогает в проведении мероприятий.
Далее, организовала кружок «У Домовенка», 1 раз в месяц в пятницу во второй половине дня дети активно включаются в мир интересной деятельности. Дети «проживали» определенную тематическую, историческую ситуацию. Знакомила детей с прошлым и настоящим той или иной вещи, праздниками, обрядами, традициями русского народа.
В этих играх «разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная, дети задают вопросы и отвечают на них, а «ответы» нередко воплощаются в увлекательных практических действиях – «семейных» трапезах или рукотворном труде. Предметы старины дают богатую пищу для размышлений и раздумий. С их помощью детей учим понимать историческое прошлое родного села, города, страны. У детей развивается устойчивый и углубленный интерес к произведениям искусства, обычаям, быту.
Обратите внимание на слайд, здесь представлены формы и методы работы, которые применяю в НОД.
В образовательных областях применяла следующие формы и методы обратите на слайд работы «Познавательное развитие» («История одной вещи» - познавательные беседы о прошлом и настоящем той или иной вещи, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, субботники, совместная деятельность, продуктивная деятельность (труд) – знакомство с вышивкой, вышивание, вязание); «Речевое развитие» («Посиделки», где проходят беседы, знакомство с названием старинных предметов; «Потрещим с Сорокой» - разучиваем потешки, стихи, скороговорки, знакомимся с загадками, пословицами, поговорками, былинами); «Восприятие художественной литературы и фольклора» («Минутка сказки», где детям рассказываю сказку; инсценирование сказок, кукольный театр); «Художественно - эстетическое развитие» («В гостях у Домовенка», знакомлю детей с предметами народных промыслов (росписи, народные игрушки); «Социально-коммуникативное развитие» - (познавательные беседы, словесные и сюжетно-ролевые игры, прогулки к историческим местам нашего края, встречи с интересными людьми, рассматривание альбомов); «Музыкальное развитие» (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание песен, хороводов); «Физическое развитие» (подвижные, народные игры, соревнования).
Мы стараемся соблюдать русские традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Поэтому, рассказываем детям, откуда «пришел» к нам русский фольклор. Детей с младшего возраста начинаем знакомить с русским фольклором (потешками, песенками, колыбельными, пестушками, русскими народными сказками). Малыши не только их слушают, но и рассказывают, поют своим куклам. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, русскими народными сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря русскому фольклору у детей снижается агрессивность.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Потешки обыгрываем разными способами – используем театр на столе, пальчиковый театр, кукольный театр. Так дети быстрее запоминают потешки, загадки, сказки. Детей по старше знакомим с пословицами, поговорками. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Благодаря сказкам ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Сказка – творение народа, поэтому она воспитывает любовь к Родине, к родной земле. Дети проникаются чувствами, постигают поучительную и убедительную правду жизни в форме сказок.
С удовольствием собираются в «Горнице», на «Минутку сказки», чтобы послушать новую сказочку или вспомнить уже знакомую. Сказки подбираю по возрастам, рассказываю их детям во время тихого часа, в любое свободное время во второй половине дня, устраиваю «Минутку сказочки» в горнице, при этом постоянно пополняется книгами детская библиотека группы.
Детей старшего возраста знакомим с русской народной лирической песней, частушками. В этих песнях отражается жизнь русского народа, его горести радости. Таким образом, через использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, потешки, частушки, пословицы, поговорки, развивается речь детей, воспитывается любовь к родному краю, у детей формируются представления о русских традициях русского народа.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках. Перед праздниками устраиваем посиделки. На посиделках не только разучиваем песни, игры, затеваем хороводы, но и изготавливаем разные предметы, которые необходимы для праздника.
Каждое время года по своему красиво, а календарные праздники незабываемы. Например, каждый год зимой проводим «Рождественские колядки», поем песни - колядки, поздравляем жителей села с праздником. В массовых праздниках, как «Масленица», принимали участие не только дети, но и родители, бабушки, дедушки. Пели частушки, заклички, зазывали весну, закликали птиц, водили хороводы, играли в русские народные игры «Гори, гори, ясно», «Зажги солнышко», «Истопи печь», «Напеки блинчиков», «Катание Масленицы», «Выметаем зимушку»; лакомились блинами, и по традиции сжигали чучело.
Народные праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Так проводили такие праздники, как «Троица» - «завивания» березки, «кумления», участвовали в хороводе «Во поле березка стояла». В летний праздник «Иван Купала», дети играли с народные игры «Крапивушка», «Русалочки», «Ручеек», «Хвосты», «Водяной», «Прыжки через костер», «Сбей струей воды жемчужину», учились плести венки из растений, участвовали в играх хороводах, танцевали с Водяным, Русалкой.
Большую радость малышам доставляет ряженье в русские костюмы. Дети любят участвовать в играх-драматизациях, инсценировках знакомых сказок.
Так, например, были показаны драматизации таких русских народных сказок, как «Курочка - Ряба», «Репка на новый лад», «Пых», «Гуси - лебеди», «Теремок», «Заяц пляши-гуляй», «Целебная травка», «Мешок яблок», «Муха Цокотуха на осенней ярмарке»,.
Очень интересно проходят другие мероприятия в нашем детском саду. Так например, «Прогулка в огород», где детей познакомили с трудом взрослых осенью в огороде; «Капустник» (совместно с поваром детского сада, дети многое узнали о процессе засолки капусты, приготовили и испекли пирожки, большой пирог - кулебяку с капустой); Игра «Смак для малышей», была очень познавательна, дети узнали много интересного об овощах, стали участниками игры, приготовили сами винегрет, который попробовали на обеде.
На осенних праздниках «Осенние забавы», «Рыжие листочки», «Осенняя сказка», дети не только участвуют в сценариях, но и совместно с родителями делают поделки к выставкам.
Встречаемся с интересными людьми нашего села, знакомимся с их бытом, увлечениями. Жительницы нашего села познакомили детей с семейными работами (вязанием, вышивками крестом, лентами). В результате две девочки старшего возраста научились в детском саду вязать спицами простые узоры.
Каждый год проводим прогулки и экскурсии по селу, на пшеничное поле, в лес, где знакомила детей с природой родного края в разное время года. На прогулках местные жители села рассказывали детям о природе (деревьях) нашего края – прошли прогулки - «Рябиновый хоровод» у Сидоренко Надежды Степановны; «В гости к дубу», «Березонька – кудрявая» у Гуниной Людмилы Дмитриевны, «Елочки – сосеночки» у Лобурец Сергея Дмитриевича, «Клен – кленок» на участке детского сада. Дети на этих прогулках отгадывали загадки, знакомились с приметами, легендами, рассказывали стихи, пели русские народные песни («Рябина», «Во поле березка стояла»).
На прогулках по селу «Деревенька моя», дети знакомились с интересными местами нашего села.
Узнали историю происхождения памятника погибшим воинам в Великую Отечественную войну. Каждый год, мы посещаем памятник нашего села и чтим их память. Познакомила детей с улицами села, деревенскими домами современными и домами наших прабабушек и прадедушек. В результате подготовила презентации «Дома бывают разные», «Наше любимое село Куломзино», дети выучили песни «Родное село», «Россия», Визнер Натальей Владимировной был сделан фильм «Куломзино - село мое родное» и показан детям на итоговом мероприятии.
Также провела мероприятие «Выборы главы Цветочного города», где детям дала представление о процедуре выборов, значении выборов в жизни людей. Дети побывали на экскурсии на избирательном участке Куломзинского поселения, который был готов к выборам Президента РФ.
Родители помогают нам в работе они принимают участие в различных мероприятий.
Каждый год проводим «День Матери», детям и родителям рассказала о истории этого праздника, познакомила с самой почитаемой иконой на Руси – иконой Владимирской Божьей Матери, о бронзовом Памятнике Матери крестьянке Епистимье Федоровне Степановой, потерявшей в годы великой отечественной войны девятерых сыновей.
«День семьи», было проведено открытое конкурсное мероприятие «Вся семья вместе – так и душа на месте». Родители выполнили домашнее задание «Моя родословная», и был изготовлен альбом «Генеалогический цветок», где помещены фотографии и записаны традиции каждой семьи. Каждая семья придумала свой девиз, герб, познакомили гостей со своей родословной, традициями, увлечениями семьи. А также стали участниками спортивного народного мероприятия «Банное сражение». Познакомились с церемонией посещения бани. Родители приготовили пословицы и поговорки про баню. Проводили «Сладкий денек», где дети участвовали в приготовлении печенья к тематическому мероприятию «У самовара». На этом чайном мероприятии - дети узнали от Барыни и Федора многое о чае, о его происхождении о чайной церемонии, о чайной посуде, о культуре поведения за столом, разучили пальчиковую игру «Чайничек», отгадывали «Сладкие загадки», пробовали печенье сделанное своими руками.
В группе оформлен уголок «Потрещим с сорокой», где, каждый день помещаю различные загадки, скороговорки, чистоговорки, потешки для разучивания детям. А разучивание с детьми считалок, прибауток, скороговорок делают процесс игры более интересным и содержательным. Познакомились дети с настольной игрой «Русское лото», которая воспитывает в детях целеустремленность, усидчивость, внимание, волю.
Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью людей.
Подготовила презентации по теме «Декоративно – прикладное искусство», познакомила детей с мотивами русского народного творчества – дымковской, городецкой, хохломской росписью; посудой с росписью Гжель; народной вышивкой. Работу по освоению народных промыслов провожу через лепку и рисование, ручной труд.
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки. Особый интерес вызывают матрешки. Малышам рассказывали о красоте и особенностях этой игрушки, а старших детей знакомили с историей ее возникновения.
Также знакомлю детей с творчеством русских художников, и их работами. Например, это работы художника – сказочника Васнецова «Три богатыря», «Аленушка».
Дети знакомятся с пейзажами, портретами, натюрмортами разных художников, что позволяет развивать у детей эстетический вкус и любовь к народному искусству.
Большое значение уделяется народным подвижным играм, где можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у детей большой интерес.
Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы русского быта. Игры всегда образны и сопровождаются забавными потешками, запевками. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.
В результате проделанной работы провела повторную диагностику с детьми, где получила следующее: дети многое узнали о жизни близких им людей, убедились, как важно ценить историю, гордиться своими предками, почитать и уважать старших. Правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения, рассказывают о традициях семьи. Совместно с родителями изготовили альбом «Семейные традиции». Ведь знания народных обычаев укрепляют родовые и семейные связи, что помогает отрегулировать взаимоотношения между разными поколениями. Дети стали проявлять устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, ручном труде). Дети постоянные участники выступлений на мероприятиях в сельском Доме Культуры, поют и танцуют. Дети самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края; используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т. д.). Пополнилась методическая копилка презентациями, видеороликами на разные тематические недели.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПЫТА
В будущем буду продолжать знакомить детей с русскими традициями.
Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.