Лучший педагог года

Формирование пунктуационных умений у младших школьников

Алина Кравченко
Формирование пунктуационных умений у младших школьников

Актуальность исследования определяется основными положениями действующей школьной программы, согласно которым одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование прочных навыков пунктуационно грамотного письма. Важность этой задачи обусловлена тем, что пунктуационная грамотность выступает составной частью общей языковой культуры младших школьников, является инструментом овладения знаниями в средних и старших классах, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении, способствует правильному восприятию и продуцированию письменной речи. Именно поэтому уже в начальной школе необходимо уделять большое внимание вопросам формирования пунктуационных умений у учащихся.

Публикация «Формирование пунктуационных умений у младших школьников» размещена в разделах

Проблема формирования указанных умений не нова и многоаспектна. Важную роль в становлении методики пунктуации сыграли труды С. И. Абакумова, Г. И. Блинова, Н. С. Валгиной, Н. И. Демидовой, А. Ф. Ломизова, А. М. Пешковского, А. В. Текучёва, М. Б. Успенского, О. Д. Ушаковой и др. Психологические особенности процесса формирования пунктуационных умений изучают Д. Н. Богоявленский, Г. Г. Граник, С. Ф. Жуйков и др.

Однако, несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования пунктуационной грамотности остается одной из центральных проблем начального этапа обучения. Наблюдения за практикой преподавания показывают, что большинство младших школьников испытывают определенные трудности в процессе овладения пунктуационными умениями. Это, на наш взгляд, связано с тем, что процесс усвоения знаний зачастую носит формальный характер : учащиеся заучивают лингвистические определения и правила, далеко не всегда в полной мере осознавая сущность отражаемых ими явлений; учитель недостаточное внимание уделяет организации мыслительной деятельности учащихся.

Объектом исследования был определен процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования – выступила методика формирование пунктуационных умений у учащихся начальных классов.

Цель исследования – состояла в раскрытии теоретических и практических основ формирования у младших школьников пунктуационных умений.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались методы теоретического (изучение и анализ психолого-педагогической, лингводидактической и методической литературы, нормативной документации, изучение и обобщение опыта учителей) и эмпирического (наблюдения за учебным процессом) характера.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования апробированы на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: региональный аспект» (Армянск, 2013).

Исходя поставленных Задач исследования уточнили:

1. Формирование пунктуационных умений у младших школьников – одна из важнейших проблем, стоящих перед педагогами и учителями-практиками. Это обусловлено тем, что одним из условий успешного общения в письменной форме является овладение пунктуационными нормами, соблюдение которых необходимо для правильного восприятия и продуцирования письменной речи.

2. В исследовании под терминологическим сочетанием «пунктуационные умения» понимаем интеллектуально-мыслительное действие, заключающееся в постановке или не постановке знаков препинания в коммуникативных единицах – в предложении и тексте. В зависимости от мыслительных операций и конечного результата вычленяются следующие виды пунктуационных умений : видеть смысловые отрезки в готовых коммуникативных единицах, а также предвидеть их в создаваемых самим пишущим коммуникативных единицах; пунктуационно правильно оформлять предложения и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; уметь обосновывать место и выбор знака (знаков) препинания; находить пунктуационные ошибки и исправлять их.

3. В процессе формирования пунктуационных умений важно учитывать общедидактические (преемственности и перспективности, принцип развивающего обучения, системности и последовательности, сознательности и творческой активности, связь теории с практикой, научности, наглядности, доступности) и методические (семантический принцип, структурный принцип, принцип развития речевого слуха учащихся, принцип выразительного «чтения» знаков препинания, принцип развития навыков расстановки знаков препинания в процессе письма) принципы обучения, реализация которых соответствует каждому этапу формирования обозначенных умений.

4. Для формирования пунктуационных умений у учащихся начальных классов наиболее эффективными являются следующие группы упражнений: а) упражнения аналитического характера (направлены на формирование умения объяснять уже поставленные знаки препинания в предложении и тексте; умения расставлять знаки препинания в прослушанном тексте); б) упражнения синтетического характера (ориентированы на формирование умения расставлять знаки препинания при списывании текстов, напечатанных или написанных без знаков препинания; умения расставлять знаки препинания при письме под диктовку); в) конструктивные упражнения (предусматривают формирование умения ставить знаки препинания в деформированном тексте; подбирать примеры-предложения из художественного текста на изученное пунктуационное правило); г) упражнения творческого характера (ориентированы на формирование умения расставлять знаки препинания в самостоятельно составленном предложении и тексте).

Итак, владение пунктуацией имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим расставлять знаки препинания в своих текстах свидетельствует об осознанности порождаемых коммуникативных единиц. Начальная школа призвана научить младших школьников свободному пользованию знаками препинания в своих письменных высказываниях. Отсутствие знаков препинания часто не только затрудняет расчленение читаемого на составные части, но может вести и к ошибочному пониманию текста.

Рассматривая проблему формирования пунктуационных умений у младших школьников, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по интересующим нас вопросам. Все поставленные задачи исследования выполнены: уточнена сущность понятия «пунктуационные умения»; раскрыты принципы формирования пунктуационных умений у учащихся начальной школы; охарактеризованы методы и приемы формирования пунктуационных умений у младших школьников; подобран комплекс упражнений по формированию пунктуационных умений у учащихся начальной школы; обобщены результаты исследовательской работы.

Вооружить учащихся прочными пунктуационными умениями – одно из важнейших программных требований, выполнение которого при обучении русскому языку требует от учителя немало усилий. В работе над формированием указанных умений у младших школьников необходимо опираться на знание основных принципов пунктуации в школе, а также учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т. д. Перспективу дальнейшей разработки исследуемой проблемы видим в создании и экспериментальной проверке методики, направленной на формирование пунктуационных умений у детей младшего школьного возраста. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий. Терещук Марина Алексеевна «Формирование.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возрастаПриобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пунктуационных умений у младших школьников
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 23:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД