Екатерина Романова
Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в условиях современного ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация российского образования открывает новые возможности для этнокультурного развития дошкольников.
Сейчас идет активный поиск путей к возрождению национальной культуры. Такое возрождение лежит в русле традиций и обычаев русского народа. Поэтому актуальность и необходимость изучения традиций и обычаев народа заключается в том, чтобы заинтересовать подрастающее поколение к своим корням.
Публикация «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в условиях современного ДОУ» размещена в разделах
Социокультурная значимость дошкольного воспитания определяется тем, что в первые годы жизни формируются фундаментальные качества личности. В настоящее время отмечается повышенный интерес к национальной культуре, традициям и обычаям, языку.
Своевременное приобщение ребенка к народной культуре, формирование национальной идентичности должно сочетаться с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам.
Опыт практической деятельности показал эффективность формирование этнокультурной компетентности дошкольников через ознакомления с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа.
В нашей группе уделяется особое внимание приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры: быту, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, воспитывать детей на богатом материале истории русского народа.
Ведется работа по ознакомлению детей с праздниками русского народа традициями, обычаями, с народными играми, народным фольклором, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Детям нравится принимать участие в народных праздниках и досугах. Праздники и развлечения не только приносят радость, но и являются средством всестороннего воспитания, пробуждают в душе ребенка чувство любви к Родине, своему народу, уважение к людям, чувство дружбы.
Каждый праздник имеет свою тематическую направленность: «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы», «Рождественские святки», «Масленица широкая», «Святки – колядки», «В гости к нам пришли матрешки», «В гостях у русской народной сказки», «Колыбельные для Машеньки», «Из бабушкиного сундука», «Докучные сказки», «История деревянной ложки», «Самовар – символ русского быта» и др. Большинство развлечений проходят в «Народной избе», в музыкальном зале, где обязательна декорация по теме – народная изба, накрыт стол, самовар и т. д. В ходе развлечений дети отгадывают загадки, рассказывают потешки, играют в русские народные подвижные игры: «Веселый бубен», «Рождественская метелка» «Перенеси картошку»; и малоподвижные игры: «Цап», «Выдерни бревно» и т. д. Дети с удовольствием танцуют, поют русские народные песни. Для каждого мероприятия подбирается музыкальное сопровождение. Русская народная музыка, в исполнении оркестра народных инструментов, создаёт атмосферу праздника и веселья К участию в мероприятиях приглашаются педагоги и родители воспитанников.
Предметно-пространственной развивающей среде так же уделяется внимание. В нашем саду создан мини – музей «Народная изба», над пополнением которого трудились педагоги, дети и родители (законные представители).
При организованной работе в данном пространстве дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера, где накоплен богатый материал – множество предметов далекой старины, посуда, игрушки. Огромную радость детям доставляют народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают красочные матрёшки, лошадки – качалки, свистульки, трещотки. Работа с детьми по теме народного творчества, предполагает не только мой рассказ, но и обратную связь от детей. Каждый ребенок обязательно находит для себя что-то интересное, задает вопросы, высказывает свое мнение. Каждой девочке хочется покачать колыбель, и спеть колыбельную для куклы. Мальчиков очень интересуют предметы, выструганные из дерева, сделанные народными умельцами. Игры, с которыми знакомим детей во время проведения народных праздников и развлечений, дети так же используют в самостоятельной игровой деятельности. Дошкольники с удовольствием посещают мини - музей «Народная изба».
Формирование этнокультурной компетентности дошкольников также осуществляется в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями). Организуются консультации для родителей: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры», «Семейные традиции на Руси», «Значение куклы в воспитании детей», «Влияние народных праздников на духовно – нравственное воспитание ребенка», значение мини - музея «Народная изба» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа», «Роль родителей в возрождении русских традиций» и т. д. Представлены папки-передвижки, папки-раскладушки: «Гуляй, масленица!», «Вербное воскресенье», «История русской матрешки», «Дымковская игрушка».
Таким образом, опыт работы показывает, что, знакомя детей с историей, культурой, искусством, традициями русского народа дошкольник приобретает не только новые знания, но и становится более гармоничной, многогранной личностью, формируется интерес детей к познанию народной культуры, её традиций.