Папки-передвижки

Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в условиях современного ДОУ

Екатерина Романова
Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в условиях современного ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Модернизация российского образования открывает новые возможности для этнокультурного развития дошкольников.

Сейчас идет активный поиск путей к возрождению национальной культуры. Такое возрождение лежит в русле традиций и обычаев русского народа. Поэтому актуальность и необходимость изучения традиций и обычаев народа заключается в том, чтобы заинтересовать подрастающее поколение к своим корням.

Публикация «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в условиях современного ДОУ» размещена в разделах

Социокультурная значимость дошкольного воспитания определяется тем, что в первые годы жизни формируются фундаментальные качества личности. В настоящее время отмечается повышенный интерес к национальной культуре, традициям и обычаям, языку.

Своевременное приобщение ребенка к народной культуре, формирование национальной идентичности должно сочетаться с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам.

Опыт практической деятельности показал эффективность формирование этнокультурной компетентности дошкольников через ознакомления с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа.

В нашей группе уделяется особое внимание приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры: быту, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, воспитывать детей на богатом материале истории русского народа.

Ведется работа по ознакомлению детей с праздниками русского народа традициями, обычаями, с народными играми, народным фольклором, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Детям нравится принимать участие в народных праздниках и досугах. Праздники и развлечения не только приносят радость, но и являются средством всестороннего воспитания, пробуждают в душе ребенка чувство любви к Родине, своему народу, уважение к людям, чувство дружбы.

Каждый праздник имеет свою тематическую направленность: «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы», «Рождественские святки», «Масленица широкая», «Святки – колядки», «В гости к нам пришли матрешки», «В гостях у русской народной сказки», «Колыбельные для Машеньки», «Из бабушкиного сундука», «Докучные сказки», «История деревянной ложки», «Самовар – символ русского быта» и др. Большинство развлечений проходят в «Народной избе», в музыкальном зале, где обязательна декорация по теме – народная изба, накрыт стол, самовар и т. д. В ходе развлечений дети отгадывают загадки, рассказывают потешки, играют в русские народные подвижные игры: «Веселый бубен», «Рождественская метелка» «Перенеси картошку»; и малоподвижные игры: «Цап», «Выдерни бревно» и т. д. Дети с удовольствием танцуют, поют русские народные песни. Для каждого мероприятия подбирается музыкальное сопровождение. Русская народная музыка, в исполнении оркестра народных инструментов, создаёт атмосферу праздника и веселья К участию в мероприятиях приглашаются педагоги и родители воспитанников.

Предметно-пространственной развивающей среде так же уделяется внимание. В нашем саду создан мини – музей «Народная изба», над пополнением которого трудились педагоги, дети и родители (законные представители).

При организованной работе в данном пространстве дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера, где накоплен богатый материал – множество предметов далекой старины, посуда, игрушки. Огромную радость детям доставляют народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают красочные матрёшки, лошадки – качалки, свистульки, трещотки. Работа с детьми по теме народного творчества, предполагает не только мой рассказ, но и обратную связь от детей. Каждый ребенок обязательно находит для себя что-то интересное, задает вопросы, высказывает свое мнение. Каждой девочке хочется покачать колыбель, и спеть колыбельную для куклы. Мальчиков очень интересуют предметы, выструганные из дерева, сделанные народными умельцами. Игры, с которыми знакомим детей во время проведения народных праздников и развлечений, дети так же используют в самостоятельной игровой деятельности. Дошкольники с удовольствием посещают мини - музей «Народная изба».

Формирование этнокультурной компетентности дошкольников также осуществляется в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями). Организуются консультации для родителей: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры», «Семейные традиции на Руси», «Значение куклы в воспитании детей», «Влияние народных праздников на духовно – нравственное воспитание ребенка», значение мини - музея «Народная изба» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа», «Роль родителей в возрождении русских традиций» и т. д. Представлены папки-передвижки, папки-раскладушки: «Гуляй, масленица!», «Вербное воскресенье», «История русской матрешки», «Дымковская игрушка».

Таким образом, опыт работы показывает, что, знакомя детей с историей, культурой, искусством, традициями русского народа дошкольник приобретает не только новые знания, но и становится более гармоничной, многогранной личностью, формируется интерес детей к познанию народной культуры, её традиций.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в условиях современного ДОУ
Опубликовано: 28 февраля 2023 в 12:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в условиях современного ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Романова (УИ 590129) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД