Получи документы

«Формы работы с родителями по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в детском саду». Педсовет

Татьяна Орлова
«Формы работы с родителями по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в детском саду». Педсовет
▼ Скачать + Заказать документы

«От того, как прошло детство, кто

вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Публикация «„Формы работы с родителями по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в детском саду“, Педсовет» размещена в разделах

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А. С, Макаренко: «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для этого в своей работе желательно использовать различные формы общения с родителями.

Они направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.

К формам общения педагога с родителями относятся :

информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные формы.

А так же работу с родителями можно разделить на коллективную, индивидуальную и групповую.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников.

К досуговым формам относятся :

Праздники: «Встреча Нового года», «Масленица», «Колядки», «Осенние праздники», «9 мая», «23 февраля», «Праздник воинов Отечества», «Посиделки», «Папа может всё, что угодно», «Праздник мам», «А ну-ка бабушки», «А ну-ка мама», «А ну-ка папы», «Кафе Мамина улыбка», спортивные соревнования «Большие гонки», «Форт Бояр», «Весёлые старты».

• Морофон

«Мама, папа, я – спортивная семья»

«Мама, папа, я – кулинарная семья»

«Мама, папа, я – музыкальная семья»

«Мама, папа, я – рукодельная семья»

• Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них. Родители на празднике могут играть на музыкальных инструментах, петь песни, читать стихи, приносить свои коллекции, предметы быта, награды, проявить свои знания, эрудицию, смекалку в играх: «Ярмарка», «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Что, где, когда?», конкурс кулинаров «Сладкий час».

Папы и мамы вместе с детьми выполняя творческие задания: «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».

Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные! Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.

Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.

Нетрадиционные формы собраний.

• Педагогическая мастерская

• Деловая, ролевая игра

• Конференции

• Консилиумы

• Диспуты

• Диалоги

• Дискуссии

• Практикумы

• Тренинги

• Круглый стол

• Вечер – встреч

• КВН

• Конкурсы

• Праздники

• Посиделки

• Семинары

• Педагогический всеобуч

• Педагогические гостиные

• Школа заботливых родителей

Темы родительских собраний и конференций, где может быть использована нетрадиционная методика

1 младшая группа

«О здоровье - всерьёз»

«Зачем детям нужна мама?»

«Об упрямстве и капризах»

«Игра - не забава»

2 младшая группа

«Будем знакомы»

«О гигиене и правилах хорошего тона за столом»

«О профилактике детского дорожного - транспортного травматизма»

«Истоки доброты»

Средняя группа

«Мужская рука» - собрание отцов

«Путь к здоровью, силе, бодрости»

«Пока не поздно» - о воспитании любви к природе

«О любви к живому»

Старшая группа

«Труд - лучший воспитатель»

«Семейные традиции»

«Азы воспитанности»

«О слове, о речи, о культуре общения»

Подготовительная группа

«Помочь учится»

«О воспитании интереса к чтению»

«Искусство хвалить»

Собрание бабушек и дедушек

Клубы для родителей

«Дружная семейка»,

«Почитай-ка»

«Семейная академия»

«Молодая семья»

«Художники в памперсах»

«Родительский университет отцов»

«Здоровичок»

Темы: «Если хочешь быть здоров - закаляйся»

«Красота и здоровье»

«В поход всей семьёй»

«Папа, мама, я – спортивная семья»

Семейные игротеки

Развитие мелкой моторики «Весёлые пальчики», 2 мл. гр.

Развитие речи «Весёлый язычок», ср. гр.

Знакомство с буквами «АБВГДейка», стр. гр.

Развитие логики «Логическая кухня», подг. гр.

Групповые консультации

Их можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи:

«Педагогическое поле чудес»

«Театральная пятница»

«Педагогический случай»

«Что, где, когда?»

«Ток - шоу»

«Викторина»

«Устный педагогический журнал»

Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам воспитания соответственно возрасту детей.

Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.

Открытые занятия

Провидение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье.

В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. д.

Здесь папы и мамы выступают в качестве партнёров воспитателя. также можно подключить их к участию игровой, досуговой и трудовой деятельности детей.

Например, организовать занятия: ИЗО деятельность - «Семейная птица счастья», «Цветок семьи», «Моя малая Родина»; физкультурное - «Лихие матросы»; зарядку с родителями : «Зарядка вместе с мамой», «Зарядка вместе с папой» - где родители в роле тренера.

Родительские уголки

Эта форма работы является традиционной. Для того чтобы она была действительной, помогала активизировать родителей, можно использовать:

• Создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками

• Создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Игротеки: «Игры на кухни» и д. р.

Информационные листы

• Листы активности

Они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Мероприятия по обмену опытом среди родителей

1. Фотовидео конкурсы

«На лучший спортивный уголок»

«Интересные спортивные и подвижные игры» - С участием детей и взрослых

2. Фотомонтажи

«Вот какие мы большие»

«Про меня»

Информационные листы с развёрнутой информацией о каждом ребёнке оформленные родителями совместно с детьми.

3. Выставки, оформленные с родителями

«Наши любимцы» - фото любимых животных

«Мая малая Родина» - конкурс фотографий родного края

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» - фото детей на свежем воздухе в разное время года

4. Стенды, оформленные совместно с родителями

«Когда мы были маленькие…» - рассказы мам и пап

«Я умею, я могу, я люблю» - информация об умениях, достижениях, интересах ребёнка

«Устами младенца» - юмористические высказывания детей

5. Создание родителями альбома после каждого праздника

6. Семейные газеты

«Под крышей дома моего»

«А это моё солнышко»

«А это мы все на автомобиле едим в отпуск!»

«Зимняя мозаика»

«С Новым годом!»

7. Создание семейных книжек – малышек

8. Встречи с интересными людьми – это встречи с родителями разных профессий

9. Привлечение пап и мам к участию субботников, озеленении, и постройки снежных городков на территории детского сада, так же принимать участие в смотрах – конкурсах.

«Кукольная комната»

«Новогодняя гостиная»

«Зимние участки»

«Спортивные уголки в группах» /нестандартное оборудование/

«Сказка на окне»

В состав комиссии по подведению итогов проведенных конкурсов включать родителей воспитанников. Родители могут познакомить детей с культурой своего народа через быт, традиции, фольклор, угощения. Произведения декоративно- прикладного искусства. Родители должны вместе с детьми создавать предметно-развивающую среду в ДОУ и семье.

10. Участие родителей в проектной деятельности:

«Красота и здоровье»

«Цветик - Семицветик» /телесно - ориентированные тренинги, тренинг общения, коррекционная гимнастика/

«Мой весёлый звонкий мяч» /упр. в парах с мячом, П. /и с мячом/

«Неболейка» / русские народные и подвижные игры: «В гостях у Айболита»/

«Сладкоежки» /дегустация вкусных и полезных блюд из выпечки, игры-забавы/

«Воздушные шары»

«Спортивная семья»

«Вместе с мамой, вместе с папой» /соревнования семейных команд, П. /И и игры - эстафеты/

«Спортландия»

«Здоровичёк»

Патриотическое воспитание детей

«Моё имя»

«Моя семья»

«Семейные традиции» /Семёйные праздники, древо семьи, герб семьи/

«Моя Родина»

Участия в таких мероприятиях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. На каждом собрании можно выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.

Можно придумать благодарность в стихотворной форме собственного сочинения:

«Родители у нас народ прекрасный,

Смысл воспитания для них предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут»

«Спасибо вам за труд большой,

За всё что сделано с душой!»

«В группе папа есть у нас,

Он помощник просто класс.

Пилит, чинит и строгает,

Во всём нам очень помогает».

«Папы, мамы молодцы!

Во всём нам помогают.

Белят, красят и поют,

И с нами в игры играют».

Можно отдельно выделить и такие формы, которые направлены на формирование родительской позиции :

• Рисование на тему, «Какая я мама?»

• Предложение родителей своей концепции воспитания

• Анализ собственных педагогических навыков, неудачи

Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Публикации по теме:

Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание»Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание» Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Давайте узнавать, развивать, воспитывать и обучать детей вместе. Формы работы с родителями в ДОУДавайте узнавать, развивать, воспитывать и обучать детей вместе. Формы работы с родителями в ДОУ В дошкольном образовании на современном этапе широко внедряются программно – методические модели развития личности ребенка. Одним из.

Конспект занятия по укреплению здоровья детей во второй младшей группе «Урок здоровья для Бабы Яги»Конспект занятия по укреплению здоровья детей во второй младшей группе «Урок здоровья для Бабы Яги» Цель: сохранение и укрепление здоровья детей. Задачи: - -Вызвать у детей эмоциональный отклик и дать положительный заряд на предстоящий.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Формы работы с родителями в детском саду В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих.

Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детейНетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Проект «Издательская деятельность в детском саду как форма работы с родителями воспитанников» Проект «Издательская деятельность в детском саду как форма работы с родителями воспитанников. На примере газеты детского сада «Точка, точка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формы работы с родителями по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в детском саду». Педсовет
Опубликовано: 15 октября 2021 в 11:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формы работы с родителями по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в детском саду». Педсовет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Орлова (УИ 1691849) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД