МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Гуси-лебеди»

Аксёнова Татьяна
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Гуси-лебеди»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Тема: Чтение русской - народной сказки: «Гуси - лебеди».

Цель: Познакомить детей со сказкой «Гуси- лебеди».

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе „Гуси-лебеди“» размещена в разделах

Образовательные: Приобщать детей к устному народному творчеству средством сказки. Обучать детей элементам драматизации. Готовить детей к перессказыванию сказки (полно, последовательно, выразительно). Уточнение и расширение глагольного словаря. Совершенствовать общую и мимическую моторику детей. Умение понимать и передавать эмоциональное состояние другого человека по его мимики и жестикуляции.

Развивающие: Развивать голос, выразительность речи, общую моторику и координацию речи с движением. Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи. Развивать эмоции, слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление.

Воспитывающие: Формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила подвижной игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, слушать, не перебивая).

Оборудование: Книга с русской - народной сказкой «Гуси - лебеди». ИКТ с презентацией по сказке «Гуси – лебеди», столы, стулья, шаль для сказочницы, черно - белые иллюстрации для раскрашивания по количеству детей, пиктограммы.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Вводная беседа. Создание эмоционального фона восприятия сказки. Оживление личного опыта детей. (Педагог приглашает детей на стульчики, стоящие перед экраном ИКТ).

Воспитатель: - Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть, и к нашей встрече готовилась. Посмотрите, что я принесла вам. Это книга сказок.

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию.

Как называется сказка, к которой она нарисована?

- Поднимите руку кому читали эту сказку? Кто видел мультфильм по этой сказки?

2. Основная часть

Выразительное рассказывание сказки педагогом с использованием иллюстраций на ИКТ.

Воспитатель: - Сегодня, я вам расскажу вам сказку и покажу (накидывает шаль). - Я буду сказочница

«Детушки - касатушки,

Вы садитесь - не стесняйтесь,

По удобнее располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно?

Приготовьте ушки - глазки,

Расскажу сейчас вам сказку»

Русскую - народную «Гуси-лебеди». (Рассказывание сказки педагогом). «Вот и сказочке конец, А кто слушал, молодец». (Воспитатель снимает шаль).

Воспитатель: - Понравилась вам сказка?

Кто помогал Бабе - Яге? (Гуси - лебеди).

Физкультурная минутка: Подвижная игра «Гуси-лебеди».

Воспитание правильного дыхания, развитие координации движений.

Воспитатель: - Давайте выйдем на лужок, встанем в кружок. Мы сейчас превратимся в Гусей – лебедей (игра)

Гуси - лебеди летели

На лужайку тихо сели

Походили Поклевали

Потом быстро побежали

Гуси - лебеди летят, крыльями шумят.

Прогнулись над водой

Качают головой

Прямо и гордо умеют держаться

И очень бесшумно на место садятся.

Беседа по сказке (использование пиктограмм)

Воспитатель: - Как называется сказка, которую я вам рассказывала? (Г. -Л.)

-Она вам понравилась?

-Давайте еще раз вспомним ее.

-Кто выступит в роли сказочника и начнет ее рассказывать?

-С чего начинается сказка? (Жили-были муж и жена, и были у них дочка Машенька и сыночек Ванечка. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братца одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.)

-Что сделала Маша? (Она пошла искать братца.)

-Кто помог ей сначала? (Маше помогла печка. Она попросила Машу подбросить в нее дров и показала ей дорогу.)

-Кто помог ей потом? (Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки с ее веточек и показала, куда бежать дальше.)

-Кто еще помог Маше? (Потом Маше помогла молочная речка-кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала куда дальше идти.)

-Какая была Маша, когда она искала братца? (печальная)

-Покажем какое лицо было у Маши. (Показ пиктограммы и изображение детьми.)

-Куда пришла Маша и что там увидела? (Маша пришла в дремучий лес и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидела Баба Яга, а перед окошком сидел Ванюшка.)

- Какая была Баба Яга? (Злая.)

- Давайте изобразим ее. (Показ пиктограммы и изображение детьми.)

-Что дальше сделала девочка? (Маша схватила братца и побежала домой.)

- Кто помчался в погоню за детьми? (За ними полетели гуси-лебеди.)

-Кто опять помогал Маше с Ванюшей и прятал их от гусей? (Маше опять помогали речка, яблоня, печка.)

-Что испытывали Маша с Ванюшей, когда их догоняли гуси-лебеди? (Страх, испуг.)

-Давайте покажем. (Показ пиктограммы и изображение детьми.)

- Удалось ли гусям отнять Ванюшку? (Гуси-лебеди улетели к Бабе Яге ни с чем.)

- Чем закончилась сказка? (Дети прибежали домой, а тут приехали их родители и привезли им подарки.)

-Какие лица стали у Маши и Вани, когда они вернулись домой? (Радостные.) -Давайте покажем. (Показ пиктограммы и изображение детьми.)

-Молодцы. Мне очень понравилось, как вы изображали характер и чувства героев сказки.

Игра малой подвижности: «Слушайте внимательно» и найдите ошибки, если они будут. Если что-то сказано неправильно, вы должны качать головой из стороны в сторону и хором говорить: «Нет, нет, нет.» Если же нет ошибок, кивайте головами и повторяйте: «Да, да, да».

-Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшей остались дома. (Да,да,да.) Воспитатель: -Налетели гуси-лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет.)

- Маша печка помогла - дровец в неё подбросила. (Да, да, да.)

- Маша яблоньке помогла - яблочки на неё повесила. Нет, нет, нет.)

- Маша речке помогла - камень сдвинула. (Да, да, да.)

- Схватила Маша Ванюшку и скорее побежала домой. (Да, да, да.)

- Видит Маша, в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет.)

- Маше с Ванюшей помогали спрятаться от гусей-лебедей : печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет.)

- Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом села. (Да, да, да.)

(Воспитатель выступает в роли чтеца и режиссера).

- Какой эпизод сказки вам понравился больше? Давайте мы с вами попробуем его разыграть.

Смотрите как: Чтец: Бежит Машенька и видит, стоит в поле яблонька. Маша к ней.

Маша: «Здравствуй яблонька» (кланяется).

Яблонька: «Здравствуй девочка» (кланяется).

Маша: «Яблонька - яблонька, скажи, пожалуйста, куда гуси - лебеди полетели

Яблонька: «Собери мои яблочки, тогда и скажу.»

Чтец: Маша собрала яблочки в корзинку.

Яблонька: «Спасибо Машенька»

Чтец: Гуси - лебеди улетели в темный дремучий лес.

Маша: «Спасибо яблонька за помощь.»

Чтец: И побежала Машенька дальше.

3. Заключительная часть

Оценка занятия. Оценка работы детей.

Рефлексия

Вознаграждение (подарить каждому ребенку черно - белую иллюстрацию к сказке «Гуси - лебеди» для раскрашивания).

Приложение:

Сказка Гуси-лебеди

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего лесного яблочка — скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся…

Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся…

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

— Здравствуй, бабушка!

— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

— Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

— Девица, прядешь ли?

Мышка ей отвечает:

— Пряду, бабушка…

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла.

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.

— Речка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…

— Яблоня, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

— Печка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия-квеста в старшей группе «Гуси-лебеди»Конспект музыкального занятия-квеста в старшей группе «Гуси-лебеди» .

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Добрая зимняя сказка». Показ настольного театра Цель: Формирование у детей умений слушать сказки и отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей слушать рассказ воспитателя и отвечать на.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно—эстетическое.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект НОД в младшей группе по художественной литературе «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой "Гуси - лебеди". Способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление.

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя» Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя»». Задачи Образовательные.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» в старшей логопедической группе Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Цель: Приобщение детей к народному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Гуси-лебеди»
Опубликовано: 13 октября 2020 в 21:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД