Марина Поддубская
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
НОД для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб – всему голова!»
(воспитатель МКДОУ детский сад № 27 Поддубская Марина Сергеевна)
Цель: сформировать знания детей о значении хлеба в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России;
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Хлеб — всему голова!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
- дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
- познакомить старших дошкольников о ценности хлеба в годы Великой Отечественной Войны.
Развивающие:
- развивать основные психические процессы (внимание, память, логическое и образное мышление);
- совершенствовать систему исследовательской деятельности детей, делать выводы и умение грамотно строить речь.
Воспитательные:
- воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Виды детской деятельности:
игровая, проектно-исследовательская, двигательная.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня на мой телефон пришло сообщение, которое хочу вам прочесть.
Воспитатель читает сообщение:
«Дорогие ребята! Я — домовёнок Кузя! Я живу в детском саду и охраняю его по ночам. Мне так нравится слушать и смотреть, как вы рассказываете стихи, поёте, танцуете, играете, и я решил сделать вам подарок, но для этого вам нужно выполнить мои задания (воспитатель обращает внимание детей на сундук, который находится в группе).
Воспитатель читает:
Подарок мой лежит на дне
В моем волшебном сундуке.
Но чтоб сундук вам отварить
Задания нужно вам решить.
Воспитатель: Ребята, от кого пришло письмо?
Ответы детей : Письмо пришло от домовёнка Кузи.
Воспитатель: Что вы узнали из телефонного сообщения?
Ответы детей : Надо выполнить задание и тогда откроется сундук.
Воспитатель: Правильно. На сколько замков закрыт сундук?
Дети считают количество замков.
Ответы детей : Сундук закрыт на 4 замка.
Воспитатель: Значит, сколько мы должны сделать заданий?
Ответы детей : Мы должны сделать 4 задания.
Воспитатель: Правильно, вы готовы.
Ответы детей : Да!
Воспитатель: Тогда вперед не сдаваться! С какой цифры начинается счет?
Ответы детей : один.
Воспитатель: Выберите карточку с цифрой 1.
Воспитатель читает:
Ребята, отгадайте мою загадку:
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
Ответы детей : Пшеница.
Воспитатель: Правильно и предлагаю вам посмотреть фильм.
(Показ видеоролика и беседа воспитателя с детьми после просмотра видеоролика).
Воспитатель: Ребята, скажите, почему хлеб - это самый главный и ценный продукт.
Ответы детей : Без хлеба человек не сможет долго прожить.
Воспитатель: Ребята, когда была Вов и город Ленинград, теперь он называется Санкт-Петербургом, был в окружении врагов, кушать было нечего и чтобы не умереть с голоду, на каждого человека выдавался в день маленький кусочек черного хлеба - 125 гр. (отрезать кусочек черного хлеба и показать детям). Люди съедали даже крошки. Мы с вами очень бережно должны обращаться с хлебом, никогда не бросать и если увидели брошенный кусок, поднимите и отдайте птицам. Давайте соберем крошки, и когда вы пойдете на прогулку покормите птиц (собрать крошки в пакет).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть на столе зерновые культуры.
Воспитатель: Ребята, на столе три тарелки. Скажите, какие зерновые культуры в тарелках?
Ответы детей : В тарелках лежит горох, фасоль и зерно пшеницы.
Воспитатель: Рассмотрите и опишите зерна, как они выглядят.
Ответы детей : Зерно пшеницы овальной формы, гладкие и твердые, имеют неглубокую бороздку. Фасоль намного крупнее зерна и овальной формы, горох желтый и круглой формы, горох мельче фасоли, но крупнее зерна.
Воспитатель: Интересно, а вы сможете определить закрытыми глазами, где зерно.
Ответы детей…
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
Проводится игра «Угадай-ка, что в мешочке?»
Дети получают ключ и открывают замок.
Воспитатель: С первым заданием справились. Следующее задание под цифрой 2. Выберите карточку с цифрой 2.
Воспитатель читает:
Рожь, ячмень, овёс, пшеница,
Для помола всё сгодится,
Будет хлеб у мужика,
А пока в мешках
Ответы детей : Мука.
Воспитатель: Правильно, это мука. Вот из этого зерна получается мука! И мы сейчас это проверим. У меня на столе маленькие мельницы (ручные кофемолки). Зерна пшеницы насыпаем в маленькую мельницу и молем… Легко у вас получается?
Ответы детей : Тяжело.
Воспитатель: (дети мелят зерно на кофемолках, а воспитатель рассказывает). Молоть зерно - это очень тяжелый труд. В давние времена его перемалывали вручную между большими плоскими камнями-жерновами. В наше время зерно перемалывают на мельницах. В настоящее время на мельницах зерно перемалывают с помощью современной техники.
Воспитатель: Посмотрим, что у вас получилась?
Ответы детей : У нас получилась мука.
Воспитатель: А давайте сравним с магазинной мукой. Какая мука у нас получилась?
Ответы детей : Мука магазинная - белая, а которую мы смололи с желтым оттенком.
Воспитатель: Правильно. Прежде чем сделать белую муку, зерна проходят несколько стадий сортировки и очищения; и только после этого получается чистая мука, какую мы покупаем в магазинах.
Воспитатель: Ну, что мои мельники, устали, давайте немножко отдохнём. Представьте, как в поле из зёрнышка появляется колосок.
Физкультурная минутка:
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал, и расточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся (повторить 2 раза)
Воспитатель: Молодцы, вы справились заданием. Получите ключ от второго замка и открывайте.
(Дети открывают замок)
Воспитатель: Сколько мы открыли замков, а сколько осталось?
Ответы детей : Мы открыли 2 замка, осталось открыть 2.
Воспитатель: Читаем третье задание.
Воспитатель читает: Ребята, вам надо отправиться в лабораторию, вас ждут научные открытия. Найти лабораторию вам поможет геометрическая фигура квадрат.
Дети находят геометрическую фигуру квадрат и располагаются за столами.
Воспитатель: Мы находимся в лаборатории, и как настоящие ученные, мы будем проводить опыты?
Опыт № 1 «Определите на ощупь, где сахар, а где мука?»
Воспитатель: На столе две тарелки, в одной сахар, а в другой мука. Определите, в какой тарелке мука. Для этого потрите содержимое между пальцами. Что вы почувствовали?
Ответы детей : Мука на ощупь мягкая, а сахар крупинками.
Воспитатель: На что же похожа мука?
Ответы детей : Мука похожа на снег.
Воспитатель: Правильно на снег, мука такая же белая и пушистая. Какой мы можем сделать вывод? (на цвет, ощупь, сравнение).
Ответы детей : Мука белая, мягкая, пышная, воздушная.
Опыт № 2 «Что происходит с мукой и сахаром в воде?»
Воспитатель: Теперь берем одну ложку сахара и высыпаем в стакан с водой, мешаем. Что произошло с сахаром?
Ответы детей : Сахар в воде растворился.
Воспитатель: Берем ложку муки, высыпаем в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой?
Ответы детей : Мука не растворилась, в воде появились комочки.
Воспитатель: Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось?
Ответы детей : Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.
Воспитатель: Получилось жидкое тесто. Таким образом, замешивают тесто для выпечки. Какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей : Сахар растворяется в воде, а мукой становится
липкой, плотной, густой.
Воспитатель: Молодцы, ребята вы справились и с этим задание. Какая следующая цифра?
Ответы детей : Следующая цифра 4.
Воспитатель: Сколько мы открыли замков, а сколько осталось?
Ответы детей : Мы открыли 3 замка, осталось открыть 1.
Воспитатель: Интересно, какое задание нас ждет? Прочитаем?
Воспитатель читает: Ребята, я приглашаю вас в кондитерский цех, и приготовить вкусное печенье, а найти кондитерский цех вам поможет геометрическая фигура круг.
Воспитатель: Интересное задание придумал для нас Кузя, правда, ребята? Как найти где же кондитерский цех?
Ответы детей : Нам надо найти геометрическую фигуру круг.
Воспитатель: Правильно, вперед ищем геометрическую фигуру круг.
(Дети ищут геометрическую фигуру).
Воспитатель: И вот мы в кондитерском цехе. Но сначала надо вымыть руки, а можно вытереть влажными салфетками. Надеваем фартуки. Посмотрите, здесь у нас уже готовое тесто лежит.
(Воспитатель предлагает детям занять места).
Воспитатель: Возьмите кусок теста в руки, раскатайте ладошками шарик (показ). Положите готовые шарики на дощечку, раскатайте скалкой – получится лепёшка. А теперь возьмите формочки и выдавите ими из лепёшек фигурки. Готовое печенье положите на противен, а наш повар его испечет.
(Дети лепят из теста).
Воспитатель: Вы справились заданием, получите ключ.
(Дети открывают замок. В сундуке угощения для детей).
Воспитатель: Ребята, мне интересно было с вами работать, а вам?
Ответы детей :…
Воспитатель: Что нового и интересного вы сегодня узнали?
Ответы детей : Мы проводили опыты, пекли печенье, узнали про хлеб и как он ценился в годы Великой Отечественной войны.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, у меня есть колоски и тучки, если вы считаете, что вы справились с заданиями, и вам было легко их выполнять, выберите колосок, а если вы в чем-то затруднялись, выберите тучку и прикрепите к этому полотну. Посмотрите, ребята, мы сегодня потрудились на славу, у нас выросло целое поле колосков.
Воспитатель: Ребята, а вот и печенье готово! И вы можете угостить не только домовенка Кузю, а кого вы хотели бы еще угостить?
Ответы детей :.