Юлия Лапкина
Художественная литература как средство формирования культуры поведения и дружеских взаимоотношений детей пятого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.
Свою работу я начала с изучения законодательной базы, научных исследований по интересующей меня теме «Нравственное воспитание» и «социально-коммуникативное развитие дошкольника». Познакомилась с психологическими и педагогическими особенностями возраста. Изучила задачи Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования для определения содержания своей работы и различных эффективных форм организации и педагогического взаимодействия.
Публикация «Художественная литература как средство формирования культуры поведения и дружеских взаимоотношений детей пятого года жизни» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Дружба. Учимся дружить
- Культура поведения для детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. И именно художественная литература обладает такими огромными возможностями для этого познания.
Исследование методической базы ДОУ, исследования детей группы, посещение вебенаров и онлайн семинаров легло в основу организационно-педагогических условий формирования личного вклада. Все это мне определить актуальность и направление работы.
Актуальность
Культура поведения - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.
Одной из главных задач в формировании личности дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу.
Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может вызвать в ребенке желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Своё предназначение, как педагога дошкольного образования, вижу в наставничестве, в воспитании нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека. Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».
Теоретическое обоснование
Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования Н. С. Карпинской. Л. Н. Стрелковой, А. Н. Виноградовой, Р. С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому.
В. Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
В отечественной дошкольной педагогике различные аспекты формирования нравственного сознания дошкольников рассматривались в той или иной мере в контексте изучения следующих традиционных направлений:
• роли знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С. А. Козлова, А. В. Запорожец, и др.) ;
• роли гуманных чувств в формировании морального облика ребенка (Т. А. Владимирова, А. В. Запорожец, И. А. Княжева, Л. П. Стрелкова и др.) ;
• возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Р. С. Буре, Л. В. Крайнева, В. Н. Давидович и др.) ;
• положения ребенка в группе сверстников (Т. А Репина, О. М. Гостюхина, С. Г. Якобсон и др.) ;
• значимости норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т. П. Гаврилова, Т. И. Ерофеева, Е. А. Киянченко и др.) ;
• воспитания культуры поведения (С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, В. Г. Нечаева и др.) .
Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы социально-нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования. Однако художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Правила социально- нравственного поведения приобретают в художественном произведении живое содержание
Именно поэтому целью моей работы стало: Разработка системы по формированию у детей средней группы культуры поведения и дружеских взаимоотношений посредством художественной литературы
Реализовала данную цель через задачи:
Задачи:
1. Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми.
Создать условия для формирования у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты.
Содействовать формированию нравственных качеств, правил общения между людьми.
Способствовать воспитанию культуры речи, умению вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми.
Содействовать развитию интереса к художественной литературе.
Ведущей педагогической идеей моей стало:
Воспитание гармонично развитой личности, а также формирование у детей пятого года жизни культуры поведения и дружеских взаимоотношений возможно, благодаря лишь целостному, системному и индивидуальному подходу, посредством чтения художественных произведений и анализа художественных образов и сюжетов, учитывая при этом взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Свою работу я строила поэтапно.
1 этап – информационно-аналитический включал – изучение научной литературы и методических пособий, подбор художественных произведений отечественных и зарубежных писателей, создание картотеки художественных произведений детских писателей, поиск форм, методов и технологий формирования культуры поведения и дружеских взаимоотношений, разработку годового планирования по ознакомлению детей с художественной литературой.
2 этап – практический этап – это этап реализации, пополнении развивающей среды, чтение, обыгрывание, рисование сказок, рассматривание иллюстраций по сказкам, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, использование таких форм работы, которые позволят мне решить поставленные задачи совместно с ними.
Для начала я создала в группе небольшую библиотеку, в которой появились замечательные произведения русских и зарубежных писателей, знакомящие детей с понятиями «добра» и «зла.
На протяжении всего времени мы с детьми много читали, рассматривали иллюстрации, беседовали по прочитанному, размышляли о поступках и поведении героев, рисовали и лепили героев прочитанных произведений, а так же инсценировали наиболее понравившиеся рассказы.
Была организована выставка книг о дружбе, доброте, и сочувствии.
Были проведены ряд бесед: «Кто кого обидел», «С чего начинается дружба», «Секрет вежливости», «Обиженные друзья», «Воспитанность и вежливость».
Мной была разработана картотека дидактических игр, ситуативных игр-историй, творческих игр, «мирилок».
Особенно детям запомнился проект «Дерево дружбы», где дети, совместно с родителями придумали и создали символ нашей группы (в рамках творческой мастерской).
3 этап – результативный – подведение итогов, определение перспектив, распространие опыта среди педагогов.
При организации работы я опиралась на следующие принципы:
- принцип систематичности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет успешно проходить только при систематическом усвоении знаний и умений;
- принцип активности: воспитание гуманных чувств детей дошкольного возраста будет эффективно только при познавательной активности детей;
- принцип доступности: при организации педагогического процесса, направленного на воспитание гуманных чувств детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей;
- принцип рациональности: сочетание коллективных и индивидуальных форм в работе по воспитанию гуманных чувств детей дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные формы работы воспитания и обучения (коллективные, групповые, индивидуальные);
- принцип прочности: для углубления и закрепления полученных знаний и умений необходимо организовывать повторение, но так, чтобы уже в известном материале ребенок мог находить что-то новое.
- принцип гуманизма: коренные изменения характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.
Формы организации
Использование разнообразных методов, форм и приемов, с учетом индивидуальных особенностей детей, так как каждый ребенок воспринимает преподносимый ему материал по-своему: один лучше запоминает услышанное, другой – увиденное, третий – проигранное, помогает мне решать поставленные передо мной задачи комплексно. Свободное от организованной деятельности время богато возможностями и для организации разнообразной художественной деятельности. Инсценировки любимых детьми книг, игр-драматизаций, творческих ролевых игр, литературные развлечения, викторины, утренники, развлечения…
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Это стихи, проза и песенки. Детям очень нравится быть артистами.
В своей работе я использую:
Наглядные методы:
- показ иллюстраций, репродукций
-элементы инсценировки
-просмотр видеофильмов
-оформление выставок
Словесные методы:
- чтение литературных произведений воспитателем
- чтение стихотворений детьми, воспитателем;
- беседы с элементами диалога,
- обобщающие рассказы воспитателя;
- заучивания наизусть стихотворений
- загадывание загадок
- прослушивание аудиозаписей
- моделирование сказок;
-разбор житейских ситуаций;
- проведения конкурсов, тематических вечеров, развлечений.
Практический метод
-игры-драматизации
- дидактические и театрализованные игры
- изготовление кукол к сказкам, наглядных пособий для занятий;
- организация постановок литературных произведений, сказок,
- конкурсы, викторины.
- использование различных видов театра.
Читая детям художественные произведения, стараюсь показать маленьким слушателям, в чем главные жизненные ценности. Так, например, знакомя детей со сказкой «Лиса и журавль» подвожу детей к размышлению, что такое жадность и хитрость, каким нужно быть, чтобы тебя любили, ждали в гости, радовались твоему приходу.
Для лучшего понимания литературного произведения эффективен прием «Нравственной лесенки». Предлагаю детям расположить героев на лесенке из пяти ступенек следующим образом: на самых верхних ступеньках те, которые понравились больше всего, а на самых нижних те, которые совсем не понравились, показались злыми, жестокими. «Лесенку» применяю наряду с беседой, при индивидуальной работе с детьми. Использую такие игры как «Отвечай быстро» Один игрок называет свойства,а второй называет предмет. например: рыжая пушистая хитрая. Кто это? – Лиса!.
Погружать детей в волшебный мир литературы педагогу помогает создание развивающей предметно-пространственной среды. Существенную роль в формировании личности ребенка через художественную литературу играет Уголок книги. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволнованным эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой, а если книга еще и иллюстрирована, то это и первый художественный музей. Где впервые знакомится с творчеством замечательных художников.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. Этим закладывается основа для формирования любви к родному языку. После прочтения произведений детям даем задание на придумывание разных вариантов концовок. Творческие задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов, загадок помогают ребенку почувствовать и понять, как эти средства делают языковой материал поэтическим.
Взаимодействие с родителями - является неотъемлемой частью - образовательного процесса в нашем ДОУ. В работе с родителями акцентирую внимание на приобщение детей к художественной литературе. Провожу беседы на тему «Роль книги в развитии нравственных качеств дошкольников». Знакомлю их с книгами, которые мы используем для чтения детям, в соответствии с возрастом. Родители являются активными участниками наших проектов, творческих мастерских, мастер-классов. Периодически размещаю публикации на сайте ДОУ.
В рамках данной темы мною разработано:
Для группы
- Создание «Дерева Дружбы»
- Разработка картотеки художественных произведений
- Разработка картотеки игр-мирилок
- Создание альбома «Мы друзья»
- Пополнение РППС дидактическими играми, атрибутами для инсценировок
Для ДОУ
- Папка передвижка «Книга в жизни ребенка»
- Памятка для родителей «Как читать детям»
Разработка этических бесед «Кто кого обидел», «С чего начинается дружба», «Секрет вежливости», «Обиженные друзья», «Воспитанность и вежливость»
Для педагогов ДОУ
- Годовое планирование по ознакомлению детей с художественной литературой
- Консультации для родителей «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
- Консультация для воспитателей «Воспитание у детей дошкольного возраста дружеских взаимоотношений»
То есть по данной теме мной строится работа в системе, с учетом опоры на принципы ФГОС ДО, выстраивании внутрисетевых отношений, социального партнерства и целостности разнообразных форм организации образовательной деятельности детей.
Результаты своей работы я отслеживала посредством критериев, выделенных Ю. А. Афонькиной. Расширение детского жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт. Дети легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Характеризуя героев книг, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления.
Кроме того, на начало и на конец учебного года были запущены анкеты для родителей «Воспитание интереса и любви к книге» и «Поговорим о дружбе», благодаря которым я могла отследить заинтересованность каждой семьи данным направлением работы.
Я стала наблюдать положительные результаты в поведении и общении детей между собой и со взрослыми. Дети используют вежливые слова, стараются решать конфликты с помощью слов.
В перспективу своей работы я включаю:
Развитие каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности, посредством обогащенной развивающей предметно-пространственной среды
Продолжать формировать у родителей позицию на ребенка как обладающего уникальным потенциалом саморазвития
Обогащать взаимодействие с родителями через инновационные формы работы, проектные технологии
Внутрисетевое взаимодействие с целью обогащения эмоционального опыта детей
Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей.
Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников.