Папки-передвижки

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка

Евгения Пескова
Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребенка»

Дошкольный возраст – не только счастливый, но и очень ответственный период в становлении человека. В эти годы ребенок проделывает огромный путь в своем развитии. Это возраст активного действия, когда невозможно что-то переживать про себя, молча, обязательно нужно говорить, двигаться. Это возраст, когда в жизни ребенка шумно и уверенно, в его жизнь входят другие дети – сверстники. Общие игры, ссоры, привязанности, согласия и разногласия начинают все больше заполнять его жизненные пространство. Это возраст, когда происходят новые встречи – с игрушками, с цветами, с добром и злом. Каждая встреча – открытие нового мира, мира сказок, мира природы, мира людей. Из беспечного, во всем зависимого малыша ребенок превращается в самостоятельную личность. Он начинает думать, придумывать, ставить вопросы и требовать на них ответы. Дошкольник начинает овладевать собой и своим поведением.

Публикация «Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка» размещена в разделах

Чем интереснее и активнее живет ребенок в свои дошкольные годы, тем более плодотворным и полезным будет этот период для его психического развития.

Вся наша жизнь, с самого рождения, пропитана эмоциями и чувствами. У детей с их непосредственностью и открытой душой эмоции выражены ярче, чем у взрослых, которые могут скрывать свои чувства. Через эмоции дети выражают свое отношение к жизни. Поэтому очень важно с раннего возраста формировать у детей эмоциональное развитие и представление о том, насколько многогранен мир, в котором мы живем.

Ребёнок может испытывать различные эмоции и чувства. Например, чувство обиды. Часто обида на других ребят, на близких толкает их на необдуманные поступки. Современные дети избалованы: многие их желания сиюминутно удовлетворяются взрослыми, поэтому часто ребёнок чувствует себя центром, вокруг которого всё происходит. Как не хвастаться перед друзьями и взрослыми тем, что не является достижением самого ребёнка? Дети дошкольного возраста часто бывают подвержены чувству страха. Дошкольники боятся темноты, незнакомой обстановки, чужих людей. Необходимо, чтобы взрослые помогли ребёнку избавиться от чувства страха. Поможет в этом книга, которая не только может разъяснить многие чувства, но и ликвидировать их негативные последствия. В преодолении негативных чувств помогут книги по сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстегнеевой.

Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). На следующем этапе воспитания гуманного отношения к людям и природе - этот этап, как правило, совпадает с возрастом 4-5 лет - происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Как и в младшей группе, главными остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого, организация практики поведения.

Чтобы привить ребенку такие чувства как отзывчивость, доброта, общительность, можно своим примером показать ему, как жалеть, например, собачку или кошечку. А можно рассказать об этом. Но просто рассказать – не всегда эффективно. Чтобы слово было понято ребенком, необходимо обозначить этим словом предмет или действие. На помощь в этом нам и приходят детские книги.

Художественная литература несёт в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребёнка к духовному опыту человечества, развивает его эмоциональные возможности. Художественная литература обогащает эмоции детей, вызывая сочувствия герою, сопереживания, радость, восхищение, удовлетворение и др.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

Положительные эмоции от прочтения книг можно прививать ребенку с самого раннего возраста. Дети любят слушать. Плавная речь, ритмичность слога хорошо успокаивают и убаюкивают ребенка. Для маленьких детей предпочтительна книжка большого размера с яркими и реалистичными картинками. Даже если в книжке нет текста – не беда. Простыми словами можно описать ребенку то, что он видит на картинке.

Чтение вслух должно приносить детям положительные эмоции. Для этого следует создать уютную атмосферу, продумать, какое место лучше всего подойдет для совместного чтения. Чтение становится по-настоящему увлекательным для детей, когда мы задействуем их и, время от времени, задаем им вопросы. «Вот возле ёлочки стоит снеговик. Вы видите его?»

Дети раннего возраста прозе предпочитают стихи и потешки. Они ритмичны и выразительны, поэтому так эмоционально воспринимаются и легко запоминаются детьми.

Так же отличным материалом для развития эмоционального мира ребенка является сказка. Мир сказки чудесен, уникален и неповторим по своим возможностям. Изложение в сказке многократного повторения сюжета позволяет детям лучше запомнить сюжет и развить память.

Когда ребенок уже достаточно хорошо запомнил сказку или стихотворение, можно поощрить его к самостоятельному пересказу или даже сопровождению текста какими-либо действиями. Например, он может топать ножкой при словах

«И ногою – топ!».

Ни для кого не секрет, что чем больше положительных эмоций испытывает ребенок, тем гармоничнее он развивается. Чтобы развитие мира чувств и эмоций посредством литературы шло у детей более активно, внимание этому должны уделять не только воспитатели, но и родители.

Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Академия, 2000.

Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников / В. М. Минаева – М. : АРКТИ, 2000.

Интернет-ресурс

Публикации по теме:

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (на примере БДОУ г.

Художественная литература на февраль в подготовительной группе для ежедневного чтения Чтение рассказа Драгунского «Тайное всегда становится явным» Цель. Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно.

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать.

Конспект занятия по сказке Михалкова «Три поросенка» НОД: Художественная литература Тема: сказка Михалкова «Три поросенка». Цель: 1. Учить понимать юмористический характер сказки, обращать.

Интегрированное занятие по художественной литературе и изодеятельности в первой младшей группе «Солнечные зайчики» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно — исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Конспект занятия Художественная литература. Средняя группа Тема: рассказывание М. Алимбаев «Ковер-алаша» Технологическая карта интегрированной организованной учебной деятельности Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: Художественная.

Консультация для педагогов «Художественная литература — средство развития связной речи дошкольников» Связная речь – связность мыслей. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично,.

НОД (художественная литература) «Три поросенка» НОД: Художественная литература Тема: Чтение сказки «Три поросенка». Цель: 1. Учить понимать юмористический характер сказки, обращать внимание.

Проблема эмоционального развития ребёнка Проблема эмоционального развития ребёнка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс.

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка Слайд 1. Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 21:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Пескова (УИ 1072050) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД