ЕЛЕНА ШУМКИНА
Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п.
С изменением социально – экономических условий в стране необходимо воспитывать человека, который будет грамотным в экономических основах. Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос уже более десяти лет назад поднимался в журналах "Дошкольное воспитание". В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей.
Публикация «Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Между тем в нашей стране сложилось так, что:
-о понятиях бизнеса, выгоде и невыгодности, о купле – продаже, возможности заработать деньги в народе не принято говорить;
- при обсуждении этих вопросов действует общественный стереотип «неловкости»;
- россияне в основном являются «пассивными» потребителями.
Поэтому экономическое воспитание и образование нужно начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.
Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса.
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, именно, через игру ребенок осваивает и познает мир. Следовательно, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания старших дошкольников.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения старшими дошкольниками сложных экономических знаний.
В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, создается естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Практические навыки обращения с деньгами дети старшего дошкольного возраста приобретают в ходе сюжетно-ролевых игр: «Супермаркет», «Сберкасса», «Прачечная», «Банк», «Кафе» и др.
Знакомство с разными формами сбыта продукции, дети получают в ходе сюжетно – ролевых игр: «Аукцион», «Рынок», «Рекламное агентство», а знакомство с ресурсами своей страны в ходе таких игр, как «Геологи», «Газовики».
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения : «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее, в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам. Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проводить в ходе игры- путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью ознакомления с профессиями сотрудников, «Путешествие в прошлое предметов» и другие.
Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.
Очень важно чтобы в группах была создана предметно развивающая среда. Оборудование в центрах детского развития к ролевым играм, учебная зона должны быть динамичны, доступны, многофункциональны.
Кроме того, большую роль играет наглядно – иллюстрационный материал, который помогает детям лучше усвоить тему. Это могут быть карты-схемы прихода воды или энергии в дом, лабиринты «Найди не выключенный прибор», «Включи электросчетчик», карта – схема «Путешествие в городе» и другое.
Необходимо создать картотеку игр, в которую могут войти игры «Дороже – дешевле», «Супермаркет», «Булочная», «Маленькие и большие покупки», «Кем быть?» и другие.
В нашем детском саду на протяженнее нескольких лет в подготовительной к школе группе работали по программе А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика». В настоящее время в подготовительной группе, мы используем элементы этой программы. Так, например, при изучение темы «Продукты», мы с детьми организовали рекламное агентство, где дети были дизайнерами и изготовляли рекламный щит для продуктовых магазинов. А на занятиях по формированию элементарных математических представлений при изучении темы «Деньги», дети познакомились с историей возникновения денег, играли в игру «Путешествие» и знакомились с денежными единицами разных стран.
Старшие дошкольники – это будущие школьники, затем студенты и, конечно, же труженики. Именно, опыт, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станет фундаментом для успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы по формированию экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста.