МААМ-картинки

Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников

Зюляева Марина Сергеевна
Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников

- Здравствуйте, уважаемые педагоги! Меня зовут Зюляева Марина Сергеевна. Я – учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга». Тема моего выступления: «Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников».

«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал В. А. Сухомлинский.

Публикация «Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников» размещена в разделах

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи.

Система дошкольного образования не стоит на месте и всегда находится в поиске новых методов развития и воспитания детей. Модернизация и современный подход требуют от логопеда поиска и применения новых, более эффективных приемов, в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В первую очередь необходимо заинтересовать ребенка и замотивировать его на успешную

коррекционную деятельность. Но, как показывает практика, современных детей трудно удивить. Именно поэтому, перед педагогом всегда стоит задача проведения интересного и результативного занятия.

Хочу познакомить вас с относительно новым и интересным дидактическим пособием для

работы учителя-логопеда – магнитным жезлом, который может применяться, и на занятиях воспитателя, и родителями в домашних условиях.

Пособие «Магнитный жезл» состоит из жезла с магнитной основой и разноцветных магнитных фишек. Данное пособие развивает у ребенка усидчивость, внимание, память, создает ситуацию успеха и позитивное отношение к занятиям. Стимулирует моторные, слуховые и зрительные анализаторы. Способствует развитию связной речи, обогащению словарного запаса, используется для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Предлагаю вашему вниманию некоторые игры и упражнения с этим пособием,

используемые мною на занятиях с детьми:

1) «Найди парные картинки». В этой игре нужно отметить парные картинки фишками

одинакового цвета (по типу игры «Мемо»). Ребенок находит одинаковые картинки, называет их и кладет на них фишки.

Магнитный жезл можно использовать для развития фонематического слуха.

2) «Тихо – громко». Логопед произносит определенный слог тихо – ребенок кладет на

стол зеленую фишку, логопед произносит этот же слог громко - ребенок кладет на стол желтую фишку.

3) «Звонкий – глухой». Если логопед произносит звонкий звук - ребенок убирает магнитным жезлом со стола синюю фишку, если логопед произносит глухой звук - ребенок убирает магнитным жезлом со стола желтую фишку.

Большое внимание логопед уделяет отработке слоговой структуры слов. Простое

повторение слов зачастую бывает скучным для детей, а здесь фишки и жезл оживят игру и сделают ее интересной.

4) Логопед закрывает предметные картинки фишкой, ребенок перемещает жезлом с

обратной стороны листа фишку от картинки к картинке и называет предметы: ШАПКА, ШУТ, ШКАФ и так далее.

Очень много времени в работе логопеда отводится автоматизации звуков, слогов и слов.

5) Так, фишки и жезл использую в игре «Кто самый внимательный».

Например, красные фишки ребенок ставит на картинки или фигурки со звуком С, а зеленые фишки – на картинки или фигурки со звуком Ш. Затем ребенок магнитным жезлом по очереди убирает фишки с картинок и проговаривает каждое слово.

6) Фишки можно использовать в игре «Найди звук в слове» (начале, середине или конце

слова).

7) «Выложи фишки на букву» - здесь ребенок называет картинку или фигурку на

заданный звук и одновременно кладет фишку на букву. Затем фишки собираются магнитным жезлом.

Таким образом, с помощью этой игрушки занятие превращается в волшебную игру.

Следующее пособие, которое очень нравится и детям, и мне - это деревянный сортер,

который используется мной на занятиях по автоматизации звуков в словах и предложениях. Его использование позволяет решать множество задач. Помимо автоматизации звуков, ребенок учится ориентировке на плоскости (выше - ниже, справа от – слева от, между, лево - право, вверху - внизу, закрепляет в речи предлоги, развивает двуручную деятельность.

На занятиях я соединяю логопедические задания с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы. Для этих целей я применяю различные моторно-ритмические дорожки с использованием массажных следов, массажных островков, массажной подушки, координационной дорожки и координационной лестницы, включая задания как на выполнение артикуляционной гимнастики, так и на автоматизацию слогов и слов. Суть применения заключается в следующем: ребенок произносит слог, слово или фразу, или выполняет артикуляционное упражнение, сочетая произношения или выполнение упражнения с шагом или прыжком по островкам моторной дорожки. Подсказками служат как фигурки с изображениями артикуляционных упражнений, так и схемы гласных звуков или фигурки на автоматизируемый звук.

Еще одно пособие – это Аня и Ваня Рыжовы, пособие на магнитной основе. В комплект входят магнитные карточки с артикуляционными упражнениями, артикуляцией гласных и согласных звуков и двумя бантиками зеленого и синего цветов для задания на дифференциацию звуков по твердости-мягкости. Суть применения - ребенок сам выбирает карточку с артикуляционным упражнением и выполняет его; выбирает карточку с артикуляцией гласного звука и соединяет с автоматизируемым звуком в слоги.

Визуально-ритмический круг - это многофункциональный логопедический тренажер, способствующий развитию чувства ритма; слухового, зрительного и пространственного восприятия; развитию мелкой моторики; развитию фонематического слуха; автоматизации и дифференциации нарушенных звуков; коррекции слоговой структуры слова; развитию артикуляционного аппарата.

Вот варианты использования ритмического круга или ритмической парковки:

1) Дидактическая игра «Артикуляционная гимнастика».

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Правила игры: заранее разложите на круге фишки с упражнениями артикуляционной гимнастики, можно и картинкой вниз. Предложите ребенку узнать, что скрывается под фишками или на фишке. В направлении слева направо, по одной открывайте фишки и выполняйте упражнения до тех пор, пока все фишки не будут открыты.

Второй вариант игры: сложите фишки артикуляционной гимнастики стопочкой. Предложите ребенку украсить круг фишками, а для этого ему необходимо ставить фишку и выполнять упражнение. Игра продолжается пока не закончатся фишки с гимнастикой.

2) Дидактическая игра «Веселые ритмы».

Цель: формировать слоговую структуру слова. Развивать чувство ритма. Автоматизировать и дифференцировать звуки.

Правила игры: необходимо выкладывать определенную последовательность, в зависимости от этапа работы и уровня развития ребенка ( 1:1, 1:2, 1:3, 1: 2:3 и др.). Также просим ребёнка отхлопать, оттопать, отстучать, отзвенеть количество звуков, равное количеству элементов, лежащих в одной ячейке.

Второй вариант игры: разложить в ячейки по 1, 2, 3 камушка «марблс». Предложить детям придумать слова с 1, 2 или 3-мя слогами, в соответствии с количеством камушков.

Третий вариант игры: необходимо выкладывать камушки на сегменты круга и произносить слоги, слова и предложения с заданным звуком.

3) Игра «Веселая автоматизация».

Цель: автоматизация поставленных звуков в словах и предложениях.

Правила игры: заранее выкладываем фигурки на автоматизируемый звук на сегменты

круга. Используем дополнительно другие пособия, например, шапочки или игру «Пчелки в сотах». Предложите ребенку выкладывать шапочки на фигурки и называть, например, «Под шапкой штанга», «Под шапкой кувшин» и тд. Или, предложите ребенку пинцетом брать пчелку и ставить ее на фигурку, повторяя «Пчелка летела и на лампу села», «Пчелка летела и на лодку села» и тд.

На логопедических занятиях я использую сухой бассейн, наполнитель - вишневые косточки. Сухой бассейн – это не только весело, но и полезно. Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации.

Первый вариант: В емкость с вишневыми косточками я заранее помещаю фигурки с артикуляционной гимнастикой. Задание: ребенок находит фигурку и выполняет упражнение.

Второй вариант: В емкость с вишневыми косточками я заранее помещаю деревянные фигурки на изучаемый звук. Задание: ребенок ищет фигурки в сухом бассейне только по сигналу бубна. Бубен молчит – искать нельзя.

Таким образом, углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно-игровых методов и приемов вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, тем самым позволяя ускорить процесс автоматизации звуков, а также в целом повышает уровень речевого развития дошкольников.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для автоматизации звуков с помощью пуговицДидактические пособия для автоматизации звуков с помощью пуговиц Автоматизация звуков с помощью пуговиц Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными.

Дидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуковДидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуков Процесс автоматизации звуков часто занимает много времени. Я предлагаю автоматизировать звуки через игру, которая может применяться неоднократно.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Логопедическая игра «Гусеница на рыбалке» для автоматизации звуков [Р] и [Р’]Логопедическая игра «Гусеница на рыбалке» для автоматизации звуков [Р] и [Р’] Предлагаю вашему вниманию игру, для создания которой понадобились старые компьютерные диски, разноцветные пластмассовые брелки для ключей,.

Логопедические игры для автоматизации звуков у дошкольниковЛогопедические игры для автоматизации звуков у дошкольников .

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Загадки-добавлялки для автоматизации звуковЗагадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников
Опубликовано: 30 октября 2022 в 19:00
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД