Гаврилова Татьяна
Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР
План самообразования по теме:
«Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР».
Воспитатель: Гаврилова Т. В.
Тема: «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание благоприятных условий для развития речи у детей с ТНР; развитие у детей грамматически правильной речи и коммуникативных навыков.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР;
2) рассмотреть сущность и значение игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте;
3) пополнять пассивный словарь и активный словарь у детей;
4) формировать и совершенствовать грамматический строй речи дошкольников;
5) работать над формированием правильного звукопроизношения;
6) развивать коммуникативные навыки;
7) побуждать интерес родителей к развивающему процессу.
Обоснование выбранной темы.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и
фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка. Правильная речь является одним из показателей
готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. Работу по формированию правильной речи необходимо начинать уже в среднем дошкольном возрасте (4 - 5 лет). В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
Психолого-педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, следовательно, и более эффективным.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.
Назовём одни из самых эффективных:
1. логопедические игры;
2. интерактивные игры;
3. дидактические игры;
4. игры на развитие мелкой моторики рук.
Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Срок реализации: 1 учебный год
Форма работы Сроки Форма отчета
Профессионально-педагогическая деятельность
Изучение и сбор методической литературы по данной теме, просмотр вебинаров, семинаров и мастер-классов по развитию речи дошкольников, по применению различных игровых технологий В течение года Картотека игровых технологий
Создание и ведение персонального сайта педагога В течение года Пополнение персонального сайта актуальной информацией
Подготовка и проведение родительского собрания Апрель Конспект собрания
Представление интерактивных игр на методчасе Май Выступление
Игровые технологии для развития речи детей
Логопедические игры:
• артикуляционная гимнастика;
• дыхательная гимнастика;
• кинезиологические упражнения;
• музыкальные кинезиологические комплексы. В течение года Наличие материалов в речевом центре
Интерактивные игры:
• «Один-много» В течение года Наличие материала
Дидактические игры:
1. С предметами:
2. Настольно-печатные:
• карточки «Чей малыш?»;
• пазлы «Дружные семейки»;
3. Словесные:
• картотека игр на формирование правильного грамматического строя речи;
В течение года
Игры на развитие мелкой моторики рук и общей моторики:
• картотека пальчиковых игр с массажным мячом;
• картотека пальчиковых игр с карандашом;
• картотека пальчиковых упражнений со стихами;
• пластилиновые заплатки;
• штриховки и раскраски;
• тренажеры для вырезания;
• игры со счетными палочками (выложи рисунок);
• игры с пинцетом;
• игры-моталки. В течение года Наличие картотек и атрибутов в речевом центре
Работа с родителями
Консультации для родителей:
1. «Речевые особенности детей 4-5 лет с ТНР»;
2. «Роль дыхания в процессе речи»;
3. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»;
4. «Артикуляционная гимнастика и правила её выполнения»
5. «Кинезиологические упражнения для развития речи и мышления детей»
6. «Как использовать интерактивные игры на пользу ребенку» Октябрь - май Консультации в родительском уголке
Мастер-классы для родителей по пальчиковой гимнастике «Волшебные пальчики» В течение года Видеоролики
Изготовление атрибутов для ППРС:
• тренажеры для дыхательной гимнастики;
• игры-моталки. Ноябрь - май Наличие атрибутов в речевом центре
Список использованной литературы:
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1.
3. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. - М. : Школа-Пресс, 1999. - 82 с.
4. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
6. Голубина Т. С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
7. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
8. Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ».
9. Коноваленко С. В., Кременская М. И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.
10. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
11. Крупенчук О. И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
12. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
13. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
14. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
15. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
16. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с.
17. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
18. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
19. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
20. Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.
21. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М. : КНОРУС, 2016. - 112 c