Получи документы

Игры нашего двора для детей младшего дошкольного возраста

Ирина Володина
Игры нашего двора для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: раскрыть значение и методические аспекты обучения подвижным играм на улице детей младшего дошкольного возраста.

1. Значение подвижных игр в воспитании детей

Игра с давних пор занимает неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.

Публикация «Игры нашего двора для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Чем же игра привлекает мальчишек и девчонок? Прежде всего, интересен сам процесс действий. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать друг с другом, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Убыстрение современной жизни ставит перед педагогикой задачу более активно использовать игру для воспитания дошкольников. Сейчас очевидно, что подвижные игры необходимы для обеспечения гармоничного состояние умственных, физических и эмоциональных нагрузок. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и трудовом воспитании детей, особенно и развитии познавательных интересов, в выработки воли и характера, в окружающей действительности. Подвижных игр много, они разнообразны, хороши ещё тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья.

Поскольку летом дети больше времени проводят на улице, обязательным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры. Подвижные игры на прогулке проводятся ежедневно продолжительностью 6 – 10 минут, с целью закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Сюжет игры должен быть простым и доступным пониманию, персонажи хорошо знакомы. Чтобы дети с удовольствием включались в игру используют атрибутику: шапочки, эмблемы птиц и животных, ягод, цветочки, веночки, платочки. Часто в подвижных играх используются крупные мягкие игрушки. Взрослый – организатор и участник игры.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в необходимости научить детей играть активно и самостоятельно, формировании широкого круга и игровых действий, воспитании нравственно - волевых черт личности, укреплении здоровья детей, закаливании организма, а также в необходимости обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь прибрести запас прочных умений и двигательных навыкав для труда и активного отдыха.

Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил, направлена на решение двигательной задачи.

Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.

Для детей активных такие игры на свежем воздухе полезны вдвойне. На улице эти дети могут прыгать, бегать, топать, кричать, чего они не могут себе позволить в квартире или в любом другом помещении. Ребенок чувствует себя свободным, и его накопившаяся внутренняя энергия выплескивается таким образом. После прогулки ребенок становится спокойнее, он лучше спит и лучше усваивает материал. Дети, у которых наблюдаются проблемы с аппетитом, после активной прогулки, после игр на свежем воздухе непременно съедят все, что приготовила им мама или в детском саду.

Детские врачи утверждают, что прогулки на свежем воздухе и активные игры не только удовольствие, но и возможность закаливать свой организм, укреплять иммунитет. Ребенок, который много и активно гуляет на свежем воздухе, более устойчив к различным простудам. Врачи для лечения болезней органов дыхания прописывают прогулки на свежем влажном воздухе. Научно доказано, что умственное развитие ребенка также зависит от того, сколько времени ребенок проводит на свежем воздухе.

Активные игры на свежем воздухе хороши как средство борьбы, так и для профилактики возможного ожирения ребенка.

Находясь на улице в солнечный день, ребенок получает так необходимый для его организма витамин D. Как известно, этот витамин может образоваться в организме только под действием солнечных лучей. Наличие витамина D способствует усвоению кальция, который очень важен для укрепления костей.

Так, в зимнее время планируют игры связанные в основном с бегом, прыжками, с использованием бума. Например, такие: «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Кот и мыши», «Два Мороза», «Мы веселые ребята», «Огуречик» и т. д.

На прогулке разучивают новые подвижные игры и проводят раннее изученные.

В холодную и сырую погоду не рекомендуется планировать игры с речитативом и пением с целью охраны голоса.

В летний период планируются более разнообразные подвижные игры. Например, игры в которых используются спортивные атрибуты.

Кроме всего перечисленного, нельзя забывать и о том, что подвижные игры совместно с другими детьми, воспитывают у ребенка чувство коллектива и развивают в нем лидерские качества.

В процессе подвижных игр дети учатся быстро ориентироваться в пространстве. Начиная с первых игр малышей («Бегите ко мне», «Догони мяч» и др., дети либо действуют в указанном правлении, пространстве, либо должны сами выбрать нужное направление. Эта задача решается в игре попутно, но иногда она может быть и основной — тогда воспитатель выбирает игру, где ее можно осуществить с большей эффективностью.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что с помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.

При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность и других.

2. Методика проведения подвижных игр

Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель.

Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо, прежде всего, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития.

Необходимо впервые же дни работы проанализировать состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития. И в том случае, если воспитатель работает с группой детей не первый год, он снова проверит данные каждого ребенка, отметит успехи одних, недостатки других, чтобы далее вести целенаправленную работу с учетом этих данных. Кроме того, в каждой возрастной группе всегда есть новенькие дети, требующие особого внимания. Так, например, в младших группах дети, пришедшие из семьи, как правило, отстают в развитии движений от детей, перешедших из яслей. Поэтому в группе детей 3 лет целесообразно иногда в начале года давать игры, рекомендованные для предшествующей группы.

Воспитатель должен намечать конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т. д. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легко возбудимые, излишне подвижные также требуют к себе внимания воспитателя: их надо чаще привлекать к играм, способствующим развитию тормозных процессов.

Подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель обязан хорошо знать, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь правильно, а четко выполнить движения, входящие в игру.

Незнакомую игру надо внимательно разобрать, мысленно проиграть и только после этого предлагать детям. В методической литературе обычно рекомендуется разучивать новые игры на занятиях. Но это можно делать и в часы игр, например во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей и воспитателя имеется достаточно времени.

Воспитательное воздействие подвижных игр в большой мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки. Несмотря на то что игры требуют большой затраты энергии и побуждают организм ребенка к усиленной работе, они обычно сопровождаются радостным настроением. Однако радостное возбуждение будет способствовать правильному развитию ребенка только в том случае, когда перед ним поставлена задача, требующая известного напряжения, но вполне для него доступная. Перевозбуждение является признаком перегрузки как физической, так и психической.

При проведении игр на воздухе необходимо чередовать игры, требующие интенсивных движений, с более спокойными. Летом, в жаркие дни, подвижные игры проводятся в прохладном затененном месте участка или на опушке леса. Зимой во время прогулки нужно всячески стимулировать движения, организуя игры с бегом, прыжками: «Поезд», «Воробушки и автомобиль», «Пятнашки», «Снежные круги», «Загони льдину» и др. Но и зимой надо чередовать движения с отдыхом, не допускать, чтобы дети перегревались.

Подбирая игры, учитывается также и сезонность. Летом, когда дети живут среди природы, можно использовать такие игры, как «Ловля бабочек», «Лягушки и цапля» и др. Для зимнего времени надо подбирать игры, в которых можно использовать специфический зимний материал — снежные валы для спрыгивания и равновесия, снежки для метания и т. д.

Планируя игры, взрослому следует учитывать состояние группы. В том случае, когда группа недостаточно организованна, лучше в первое время проводить более спокойные игры в кругу, игры с пением, постепенно переходя к играм с движением врассыпную, или дать простые игры, предназначенные для более младшей группы. Выбирая игру, воспитатель принимает во внимание её место в режиме дня; например, в конце дня, когда дети уже утомлены, он проводит более спокойную игру.

Картотека игр

«Пойдем в гости»

Дети располагаются двумя подгруппами на разных сторонах площадки. Воспитатель предлагает одной подгруппе «пойти в гости» к другим детям. Ребята переходят на противоположную сторону площадки, каждый подходит к кому хочет. Образовав пары, дети прыгают, кружатся, пляшут. Затем первая подгруппа возвращается на место. К ним подходят дети второй подгруппы.

Правила: переходить площадку, придерживаясь прямолинейного направления, сохраняя хорошую осанку, естественный легкий шаг.

«Трамвай»

Дети стоят друг за другом. Одной рукой они держатся за шнур с колокольчиком на конце. Ребенок, стоящий последним, дает звонок, трамвай трогается. Вначале роль вожатого берет на себя воспитатель, позднее первым можно поставить кого-нибудь из детей.

Правила: двигаться по сигналу дружно, не отставать.

Варианты: сделать 2 - 3 трамвая, которые могут двигаться по очереди; на пути движения трамвая поставить какое - либо препятствие: доску (мостик) - дети проходят по доске.

«Огуречик»

Один ребенок — водящий — находится в стороне от всех детей. Играющие ритмично приседают и говорят:

«Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет».

С окончанием слов дети разбегаются, водящий ловит.

Правила: бежать по окончании произнесения слов; водящий ловит до установленного места.

«Мыши и кот»

Дети — мышки на одной стороне площадки, кот - воспитатель - на другой. Кот засыпает, мышки бегают по площадке. Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей. Они убегают. Когда игра усвоена, роль кота исполняет ребенок.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час.

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Побежали мышки вон!

Усложнение: мышки подлезают под натянутой веревкой.

«У медведя во бору»

Играющие располагаются на одной стороне площадки, на другой стороне — медведь (ребенок). Дети идут к нему и говорят:

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь рычит,

Он на нас сердит».

После этого медведь бежит за играющими, а те убегают от него в дом.

Правила: доходить до берлоги медведя, не отставать; убегать по окончании слов.

«Быстрей к своему листу»

Дети распределяются на две подгруппы. В них каждый ребенок берет по одному одинаковому листу. Например, в одной подгруппе листья клена, в другой — березы. Подгруппы встают на противоположных сторонах площадки (на расстоянии примерно 10 м). Воспитатель с двумя листьями в руках стоит посередине ее. Он поднимает лист и называет его. К нему подбегают дети с таким же листочком, кружатся на месте и возвращаются обратно. Затем подбегает следующая подгруппа.

Правила: бежать только по сигналу; находить свободное место для бега. Быстро возьми предмет.

Дети идут, затем бегут по кругу, образованному положенными на площадке предметами (кубиками, шишками, камешками, которых должно быть на 1 - 2 меньше, чем играющих. На сигнал «бери» дети быстро останавливаются у предмета и поднимают его вверх. Тому, кто не успел, воспитатель говорит (называя имя ребенка) : «Таня, Таня, не зевай, быстро кубик поднимай!»

«Куры в огороде»

Посередине площадки шнурами ограничивается небольшое пространство - огород. С одной стороны его - дом сторожа, с другой - курятник, в нем куры - дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур и гонит их - хлопает в ладоши, приговаривая «кыш, кыш». Куры убегают - подлезают под шнуром и прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.

«Найди свой домик»

Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч, пенек, фанерка, начерченный на земле кружок. По сигналу дети выбегают на площадку и бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свой домик» занимают домики.

Правила: бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваясь; не подбегать к домику до сигнала.

«Не отдам!»

Дети стоят по кругу ноги врозь, между ног лежит палочка, шишка, снежок, листок. Воспитатель в центре. Он делает вид, что пытается взять предмет, приближаясь по очереди то к одному, то к другому ребенку. Каждый прыжком соединяет ноги вместе и говорит: «Не отдам!»

Правила: прыжком соединять ноги вместе впереди предмета и снова прыжком поставить ноги врозь; прыгает только тот, к кому приближается воспитатель.

Таким образом, мы пришли к выводу, что подвижные игры на свежем воздухе играют первоочередную роль в полноценном развитии ребенка.

Значение подвижных игр заключается в следующем:

– развивают мышление, воображение, чувство ритма;

– учат соблюдать правила, осознанию действовать в изменяющихся игровых ситуациях;

– учат подчиняться общим требованиям, быть искренним, сопереживать, помогать друг другу;

– активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию;

– формировать быстроту, силу, выносливость, ловкость;

– помогают овладеть пространственной терминологией;

– помогают освоиться в коллективе;

– пополняют словарный запас детей.

Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. Это не удивительно, но ведь в играх воспитывается коллективизм, проявляются такие ценные качества, как сила, выносливость, ловкость, сообразительность.

Справедливо народная мудрость утверждает, что «Человек познается в беде, а ребенок в игре». Как мы уже отмечали выше, в процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Потому что раскрепощаются сдерживающие центры, более естественно проявляются психические и физические умения.

Подвижные игры укрепляют, здоровье воспитывают людей, содействуют гармоничному развитию личности.

Список использованной литературы:

1. Асеев, В. Г. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие/В. Г. Асеев. - Иркутск, 2011 -189 с.

2. Бабенкова, Е. А. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет [Текст]/Е. А. Бабенкова - М. : Сфера. 2013. – 80с.

3. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст]/Б. С. Волков. - М. : Педобщество, 2013.- 240 с.

4. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М. : Книголюб, 2005. - 64 с.

5. Литвинова, М. Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-го года жизни[Текст] : Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/М. Ф. Литвинова. - М. : Линка-Пресс,2012. - 245с.

6. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками[Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 160с.

7. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. М. : Издательский центр Академия, 2005. - 304 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста. Январь «Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО» ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Январь 1 неделя.

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста (Май) «Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО» ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Май 1 неделя.

Физкультминутки, малоподвижные игры для детей младшего дошкольного возраста. «Ножки – топ, топ, топ!» Ножки – топ, топ, топ. Ручки – хлоп, хлоп, хлоп. Топаем ногами. Хлопаем руками. Зайка – прыг, прыг, прыг. Ежик.

Игры с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста Игра «Знакомство с блоками». 1. Вы показываете ребенку фигуру красного (или любого другого цвета) и просите его показать такую же. 2. Вы.

Математические игры для детей младшего дошкольного возрастаМатематические игры для детей младшего дошкольного возраста Игровая деятельность - это ведущая деятельность у малышей младшего дошкольного возраста. Учитывая эти особенности, мы используем игры, имеющие.

Народные игры для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Народные игры для детей младшего дошкольного возраста». Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены.

Пальчиковые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой.

Самообразование «Игры нашего двора. Преемственность между детьми и родителями с целью передачи семейного опыта» Часть 1 Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 492» Структурное подразделение.

Самообразование «Игры нашего двора. Преемственность между детьми и родителями с целью передачи семейного опыта» Часть 2 5. Картотека игр В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно.

Самообразование «Игры нашего двора. Преемственность между детьми и родителями с целью передачи семейного опыта» Часть 3 6. Картотека считалок к играм А как же решить нелегкий спор и выбрать водящего в игре? Тут на помощь приходят добрые старые считалки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры нашего двора для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 августа 2017 в 18:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры нашего двора для детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Володина (УИ 1245174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД