МААМ-картинки

Игры с блоками Дьенеша как средство развития интегративных качеств дошкольников

Белишко Оксана Александровна
Игры с блоками Дьенеша как средство развития интегративных качеств дошкольников

Современное дошкольное образование смещает акцент с формирования ЗУН на формирование качеств личности, умения учиться, готовности к изменению, развитию в течение всей жизни. В качестве одного из приоритетных целевых ориентиров дошкольного образования выделены предпосылки универсальных учебных действий, создающие технологическую базу преемственности дошкольного и начального образования. Поэтому для меня стал актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми, основанных на игре и детском экспериментировании. Хочу представить вам опыт работы с универсальным интегративным средством – логические блоки Дьенеша и серией методических пособий к этому материалу.

Публикация «Игры с блоками Дьенеша как средство развития интегративных качеств дошкольников» размещена в разделах

Данная технология направлена на:

- формирование у детей представлений о свойствах предметов;

- развитие у детей умения решать познавательные задачи, через развитие мыслительных умений (анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование, умения выполнять логические операции с использованием слов «и», «или», «не», «все», «любой»;

-развитие мышления, способности производить действия в уме как предпосылок умения управлять своим поведением и планировать свои действия;

- развитие умения решать задачи адекватные возрасту через создание и реализацию замыслов;

-развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности, настойчивости.

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур. По задумке автора в наборе нет ни одной одинаковой модели. Каждая геометрическая фигура характеризуется 4 признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Этот набор можно использовать как дидактический материал в процессе непосредственно образовательной деятельности решая задачи образовательных областей «Познавательное», «Социально-коммуникативное",«Художественно-эстетическое» развитие детей.

В совместной деятельности в ходе организации сюжетно-ролевых игр ( используя как предметы заместители: «Магазин» -деньги, обозначаются блоками;

- «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками;

-аналогично «Поезд» – билеты, посадочные места);

-игр-путешествий (используя как таинственные клады, предметы с определенными свойствами);

-в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

- занимательных игр в утренние и вечерние часы.

С этим материалом дети с удовольствием играют и самостоятельно.

На мой взгляд, игры с блоками Дьенеша можно предъявлять детям в следующей последовательности: конструирование и моделирование;

- изучение цвета;

- изучение форм;

- изучение свойств;

- сравнение, классификация и обобщение;

-работа с карточками свойств;

- выполнение логических заданий и построение алгоритмов.

Всё это производится в игровой форме, непринуждённо и с интересом! Начала я работу с блоками с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Младшим дошкольникам предлагала простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине. У игр и упражнений есть три варианта сложности. Вначале дети оперируют одним свойством (круглые, на следующем этапе осваивают 2 свойства (цвет, форма, затем 3 (цвет, форма, размер). Хочу заметить, что чем раньше ребёнок знакомиться с блоками, как часто и последовательно с ними работает, тем раньше он готов принимать более сложные условия игр. Когда дети освоят простейшие логические операции – можно переходить к более сложным задачам. Далее предлагала игры с использованием простых алгоритмов (работа со стрелкой, которая указывает направление, проблемные задания типа «как сделать толстое колесо из 2 тонких. Для детей старшего дошкольного возраста игры усложняются :

1. Поиск фигур по 3-4 свойствам («Домик», «Построй дорожку»).

2. Введение карточек и кубиков с символами.

3. Введение отрицательного свойства.

4. Работа с множествами.

5. Усложнение алгоритмов.

С логическими блоками дети выполняют много действий : меняют местами, убирают, выкладывают, ищут, делят, сравнивают. Впервые знакомятся с понятиями кодировка информации, алгоритмы, логическая операция. Игры развивают комбинаторику, аналитические способности, умение выделять различные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие. Обобщать по нескольким свойствам, развивают память, воображение, творческие способности, учат сравнивать, анализировать. Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания, затем самостоятельного выкладывая и далее рисуя фигуры на чистом листе. По аналогии можно придумывать свои, новые варианты игр, а также использовать специальные альбомы и пособия, которые подобраны по возрастам. Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. Игры с блоками Дьенеша не спеша и осторожно приоткроют дверь в этот мир, и если это будет осуществляться систематично, то можно быть уверенным в результате: тренируемые мыслительные процессы и личностные качества станут помощниками, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программой.

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша»Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша» Для детей 1 младшей группы мы стараемся создать все условия для их успешного умственного развития. Фундамент сенсорного и умственного развития.

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст)Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст) Д/И «Найди свой домик»Цель: Закреплять умение различать цвета, классифицировать предметы по одному (двум) признакам. Оборудование: логические.

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (старший дошкольный возраст)Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (старший дошкольный возраст) Д/И «На полянке»Цель: Развивать умение делить множества на подмножества, опираясь на определённый признак предмета; развивать наблюдательность,.

Конспект занятия по математике в средней группе с блоками Дьенеша Цель: 1. Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме,.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша» Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников. Способности - это индивидуальные психологические.

Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников»Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Справка по итогам мониторинга сентябрь-май 2016–2017 у. г. о формировании интегративных качеств воспитанников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с блоками Дьенеша как средство развития интегративных качеств дошкольников
Опубликовано: 1 августа 2020 в 13:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД