Папки-передвижки

Интегрированное занятие по формированию представлений о различных средах обитания» в форме экологической сказки «Пустыня»

Марина Апаназова
Интегрированное занятие по формированию представлений о различных средах обитания» в форме экологической сказки «Пустыня»

Экологическая сказка «Пустыня»

Апаназова Марина Николаевна, педагог-психолог МБДОУ № 236 г. Кемерово

Скалон Татьяна Андреевна, ПДО эколог МБДОУ № 236 г. Кемерово

Цель: знакомство с пустыней.

Задачи: содействовать расширению знаний детей о многообразии экосистем Земли, неповторимости и уникальности различных сообществ растений и животных, познакомить с условиями жизни в пустыне, обитающими здесь растениями и животными, показать их удивительные приспособления.

Публикация «Интегрированное занятие по формированию представлений о различных средах обитания“ в форме экологической сказки „Пустыня“» размещена в разделах

Оборудование и материалы: иллюстрация пустыни, растений и животных данной среды обитания, карточки с условными обозначениями среды: оранжевый квадрат, почва бедная, воды мало, света много, жарко (см. занятие №7, в зависимости от опыта – соответствующее оборудование.

Ключевые слова: пустыня, верблюжья колючка, перекати-поле, тушканчик, пустынная лисичка.

Ход занятия

1. Беседа

Педагог-психолог

После того как Незнайка побывал в степи, захотелось ему побывать ещё в пустыне. Собрался он и полетел на своем воздушном шаре. Сначала он пролетел над тайгой, затем увидел степи. Пролетев еще некоторое время, увидел он пустыню: куда не глянешь – песок, песок… Только кое-где росли небольшие кустики растений. (Демонстрируется иллюстрация пустыни). Когда Незнайка приземлился – его обдало жаром. Пришлось ему снять некоторые вещи и обувь. “Пройдусь-ка я по песочку босиком”, - подумал Незнайка. Но только он встал на песок как вскрикнул – “Ой!”, - и отдернул ногу.

- Разве в пустыне можно ходить босиком? - услышал он голос. Оглянувшись, Незнайка увидел под маленьким кустиком ящерицу. Она лежала в тени и внимательно рассматривала коротышку. “Не часто в пустыне людей увидишь”, - заметила она, - Здесь босиком ходить нельзя среди дня. Песок раскаляется до 70 градусов. Если на него положить яйцо – оно сварится.

- Как здесь жарко, - вздохнул Незнайка. - Постоянно пить хочется.

- Воды в пустыне очень мало, - ответила ящерица (выкладывается схема условий). Почва здесь бедная, растений очень мало. А ты взял с собой воды? В пустыне человек без воды может прожить только один день.

- Воды у меня маловато, до вечера хватит. А ты мне расскажи про пустынных растений и животных. Что-то я никого не вижу.

- Днём, когда очень жарко, все жители пустыни прячутся в укрытия. Можно увидеть только верблюдов, переносящих для людей грузы.

- А что же они здесь едят? Как без воды обходятся? – спросил Незнайка.

- Верблюд может без воды в пустыне прожить несколько дней. Зато, когда дойдет до воды, может сразу выпить целую ванну воды (150 л). Если другое животное или человек после долгого периода жажды выпьет воды столько, сколько он хочет, то может умереть. А с верблюдом ничего не случается. Питается он здесь ветками верблюжьей колючки. Это небольшой куст с мелкими листочками и большими колючками (демонстрируется иллюстрация). Из-за колючек его другие животные не едят. У верблюжьей колючки очень длинные корни, которыми он достает воду глубоко из-под земли. Ведь в пустыне почти нет дождей. В некоторых пустынных местах дождей не бывает 3-4 года. Поэтому растения приспособились своими длинными корнями доставать подземную воду. Вот еще интересное растение. Называется перекати-поле. Оно похоже на шар (демонстрируется иллюстрация). Когда на нём созревают семена, стебель у почвы пересыхает и обламывается. Ветер начинает перекатывать по пустыне шар, разбрасывая семена. Поэтому растение так и называется “перекати-поле”. Тут ящерица с опаской стала поглядывать в сторону, откуда подул слабый, но горячий ветерок, поднимая песчинки в воздух.

- Что случилось? – спросил Незнайка.

- Начинается песчаная буря, - ответила ящерка. Советую обмотать голову тканью и лечь под кустом на песок. Вон и верблюды с людьми ложатся. Мне тоже надо спрятаться, - продолжала она, зарываясь в песок.

Ветер всё усиливался и поднимал массу песка в воздух, который набивался в уши, глаза, нос. Дышать становилось все тяжелее. Незнайка накрылся тканью и сел под куст. Так просидел он до вечера, пока не стих свист и завывание ветра. Стряхнув с себя толстый слой песка, Незнайка выпрямился. Вдалеке он увидел поднимающихся верблюдов и людей: караван трогался в путь.

Быстро темнело: надвигалась ночь. Тут Незнайка увидел животное размером с мышку, но похожего на кенгуру. Зверёк передвигался так же - прыжками.

- Ты кто? – спросил Незнайка.

- Я - тушканчик, - ответил тихо зверек. Мне некогда с тобой разговаривать: я должен искать себе пищу, - сказал он и попрыгал дальше.

Незнайка заметил некоторое оживление в пустыне: то там, то здесь показывались животные и убегали по своим делам. Увидел он пустынную маленькую лисичку – фенека, у которой были очень длинные уши.

- Зачем тебе такие уши? – спросил Незнайка.

- Этими ушами я очень хорошо слышу звуки в пустыне, так как охочусь ночью и зрение у меня не очень хорошее, - ответила лисичка.

- А как вы пустынные животные обходитесь без воды? – спросил Незнайка.

- А мы её вообще не пьём. Нам хватает воды в пище. Некоторые же насекомые утром слизывают росу с камней, сказал фенек и, прислушавшись, побежал в сторону.

Увидел Незнайка ушастого ёжика, пустынного зайца, некоторых насекомых. Но в целом, как отметил Незнайка, мало растений, мало животных. Одним словом, пустынное место. Пора домой собираться, уж день начинается.

2. Физкультминутка.

ПДО эколог

Зайцы скачут:

Скок – скок – скок!

Да на зелёненький лужок,

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

(выполняются соответствующие движения)

Отдохнули? А теперь скажите, какие условия для жизни в пустыне? Почему у животных длинные ноги и короткая шерсть? Какая окраска шерсти у зверей пустыни?

3. Практической работа

Проводится двумя специалистами вместе.

(по Дыбиной О. В. и др., 2004).

1. Опыт «Почему в пустыне мало воды?»

Ребята, в пустыне, почва обычно глинистая или песчаная. Заполним одну воронку глиной, а другую - песком, уплотним, поставим на стаканы. Теперь в каждую воронку нальем воды и понаблюдаем. Вода через песок быстро просачивается и уходит вглубь. А через глину, наоборот, пройти не может. Видите, сверху лужа. Если покажется солнце и быстро нагреет воду, что с ней произойдет? (Испарится). И опять растения не смогут напиться, потому что вода до корней не доходит. Нет в почве воды, не могут расти растения.

2. Опыт «Много – мало».

Для опыта необходимы три растения: одно – с крупными листьями, второе – с обычными, третье с маленькими или кактус, полиэтиленовые пакеты, нитки. Детям предлагается выяснить, почему растения с большими листьями не могут расти в пустыне. Надевают по одному пакету на листья всех трёх растений, закрепляют нитками, наблюдают за испарениями листьев течение суток. Больше всего воды на стенке у того пакета, которым был покрыт большой лист. Значит, растения с большими листьями испаряют много воды, их нужно часто поливать. Растения с маленькими листочками или кактусы испаряют очень мало воды, очень экономно. А так как в пустыне мало воды, значит, растения с большими листьями погибнут.

3. Опыт «Почему у животных, которые живут в пустыне окраска светлее, чем у тех, которые живут в лесу».

Для проведения опыта нужны две рукавички: тёмная и светлая. Вспомнить, что почва в пустыне светлого цвета. Здесь можно лучше замаскироваться со светлой шерстью. Кроме того, количество тепла разное. Одеть рукавички и в солнечную погоду подержать на солнце. Через несколько минут сравнить ощущения: в какой рукавичке теплее. Значит, в лесу нужен более темный мех, чтобы он лучше нагревался. Животным, живущим в пустыне, нужен более светлый мех, чтобы не перегреться и не погибнуть.

4. Прощание.

Давайте запомним стишок про пустыню и расскажем его дома родителям, а еще все, что было интересного на занятии.

Вот песчаный океан,

Раз бархан и два бархан.

Тут без дождика тоска,

Всюду горы из песка.

Текст стишка оставляется в группе у воспитателя.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Хлеб-батюшка» с показом сказки «Колосок»Интегрированное занятие «Хлеб-батюшка» с показом сказки «Колосок» Сказка про печку На лесной опушке печка стояла. Печка стояла-глазками моргала. Вышел на опушку медведь дядя Миша. -Печка-печка,.

Интегрированное занятие по театрализации сказки «Репка» для детей младшей группыИнтегрированное занятие по театрализации сказки «Репка» для детей младшей группы Цель: Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности. Задачи: 1. Учить узнавать и называть героев.

Итоговое занятие по формированию математических представлений в группе раннего возраста «Путешествие на паровозике»Итоговое занятие по формированию математических представлений в группе раннего возраста «Путешествие на паровозике» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», («Формирование элементарных математических представлений); «Речевое развитие»,.

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми в средней группе с использованием ТРИЗ Тема занятия «Спасаем Иванушку» Программное содержание: Образовательные задачи. Учить детей находить выход из жизненной ситуации, используя.

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений за III квартал во второй младшая группе Тема: Итоговое за III квартал. - Совершенствовать: умение ориентироваться в пространстве относительно себя; умение различать и называть.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений по теме «Закрепление знаний по форме»Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений по теме «Закрепление знаний по форме» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений по теме «Закрепление знаний по форме».Автор: Карауш Кристина Андреевна.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в форме игры «Что? Где? Когда?» Цель: развивать математические способности детей. Задачи: Образовательные: Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по формированию представлений о различных средах обитания» в форме экологической сказки «Пустыня»
Опубликовано: 12 ноября 2023 в 17:09
+101Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД