Получи документы

Интеллектуальная игровая технология А. З. Зака, как средство развития мышления детей дошкольного возраста

Ольга Федотова
Интеллектуальная игровая технология А. З. Зака, как средство развития мышления детей дошкольного возраста

1 слайд

Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности.

Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе. Поэтому так важно развивать у будущего ученика его основные мыслительные способности: умение анализировать условие задачи, правильно рассуждать о путях и способах ее решения, приучить его к комбинированным поисковым действиям.

Слайд 2

Публикация «Интеллектуальная игровая технология А, З, Зака, как средство развития мышления детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Существует много различных технологий и развивающих методик, многие из которых всем нам хорошо знакомы, но сегодня я хочу познакомить вас с технологией Анатолия Залмановича Зака.

Анатолий Залманович Зак, доктор психологических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология» факультета «Психология образования» МГППУ (Московский городской психолого-педагогический университет, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.

Основные научные направления работ А. З. Зака:

• развитие мышления детей в онтогенезе (5-18 лет).

• диагностика мышления дошкольников и школьников 1-11 классов.

• условия управляемого формирования мышления дошкольников и школьников 1-6 классов

Слайд 3

Создал систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» для старших дошкольников и учеников 1-6 классов

1. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1 - 4 классов. М. : Интеллект-центр, 2002, 2005, 2007, 2010, 2013.

2. Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч. 1 и 2. М., 2004, 2006.

3. Интеллектика 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.

4. Интеллектика 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.

5. Интеллектика 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.

6. Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.

7. Интеллектика 5 класс, ч. 1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2007.

8. Интеллектика 6 класс, ч. 1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2007.

Слайд 4

Анатолий Залманович создал ряд циклов развивающих занятий для совершенствования наглядно-образного и словесно-логического мышления у дошкольников и учащихся 1-9 классов (которые представлены на слайде)

1. Как гусеница и муравей в гости ходили (Интеллектуальная игра для дошкольников). Москва. : Российский открытый университет,1991.

2. Развитие познавательных способностей детей 5 – 12 лет. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.

3. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет: ч. 1, 2, 3. М. : Интерпракс, 1994.

4. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет. М. : Новая школа, 1996.

5. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1998.

6. Как развивать логическое мышление у детей. М. : Аркти, 2001, 2003.

7. 500 занимательных логических задач для школьников. М. : Юнвес, 2002.

8. Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет. М. : Аркти, 2003.

9. Учимся мыслить логично. М. : Аркти, 2003.

10. Развитие умственных действий у детей 6 - 7 лет. М., «Илекса», 2004.

Слайд 5

Он разработал систему методик для определения уровня сформированности теоретического мышления.

1. Как определить уровень развития мышления школьника. М. : Знание, 1982.

2. Методы проверки интеллекта детей. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.

3. Групповые методики диагностики развития мышления школьников. Рига. : Эксперимент, 1992.

4. Диагностика мышления детей 6 - 10 лет. М. : Фолиум, 1993.

5. Диагностика видов мышления у младших школьников. М. : Международный образовательный и психологический колледж, 1995.

6. Диагностика различий в мышлении младших школьников. М. : Генезис, 2007.

7. Принципы диагностики теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997, №2. – С. 49 – 57.

8. Диагностика интеллектуального развития выпускников начальной школы как оценка рисков обучения в основой школе // Психологическая наука и образование. 2009. №2.- С. 71- 80.

Слайд 6

Во всех пособиях рассказывается о том, как заниматься с дошкольниками, как помогать детям с разной подготовкой, как учить разбору условий задач, планированию их решения, обоснованию действий.

Игры Зака можно использовать и как тесты, с помощью которых Вы можете самостоятельно определить способности ребёнка.

Приведу пример одной интеллектуально-развивающей игры из цикла развивающих занятий Зака «Как гусеница и муравей в гости ходили». Игра предназначена для групповой формы работы с детьми с 4,5- 5 лет, при индивидуальной форме занятий в игру можно включать детей с четырёх лет.

Необходимо соблюдать ряд условий:

1. В игре не нужно ничего реально перемещать

2. Ребенок выполняет разные роли: отгадывающего, проверяющего отгадки, загадывающего.

3. Постепенное усложнение занятий

4. Последующее занятие никогда не повторяет предыдущее

5. Игровые задания предполагают выполнение разными способами

Слайд 7

А сейчас я вам предлагаю поиграть в эту игру.

Цель игры:

Развитие логического мышления; интеллектуальной гибкости; создание условий для активизации развития умственной деятельности ребенка.

(дом с гусеницей, карточка с заданием)

"Посмотрите на этот дом, у него четыре окна и в каждом окне кто-то живет. В одном окне живет черная точка, во втором – кружочек, они живут на втором этаже нашего дома, а на первом – крестик и квадрат. "

"Вот в гости к этим фигуркам и ходит гусеница: от одного жильца – к другому.

Но гусеница может ходить между окнами только прямо.

Если гусеница гостит у крестика, то одним шагом может попасть в гости только к квадратику или к точке.

Идти сразу к кружочку нельзя, потому что кружочек живет в окошке, которое находится наискосок от крестика, а не прямо.

-Попробуем угадать, куда пойдет гусеница от точки? К кругу и крестику? Может ли гусеница от точки пойти к квадрату? Нет, потому что гусеница не может идти наискосок.

-Куда гусеница может идти от крестика? К точке. Правильно. Куда еще? К квадрату? И т. далее

Вот эти отгадки дети рисуют в свободную клетку.

Слайд 8 (дом с гусеницей, карточка)

Если на первом занятии дети искали пути Куда ходила гусеница в гости. То на втором занятии дети отгадывают загадки-откуда пришла гусеница в гости

Повторяем правило - гусеница может попасть на соседнюю клетку, двигаясь только прямо, но не наискосок.

-Гусеница находится в гостях у точки, Откуда она пришла, из какой клетки?

-Из клетки с крестиком?

-Откуда же еще она могла прийти к точке? От круга? Правильно.

-Еще откуда? неоткуда

Затем дети сами рисуют отгадки.

Слайд 9 (дом с гусеницей с шестью окнами карточка)

В третьем занятии дом уже из шести квадратов, имена новых жителей – треугольник и палочка. Появляется муравей (детям рассказывается история, в которой говорится о том, что муравей ходит наискосок)

Загадки расположены на листе попарно, поэтому Муравей из одной клетки может попасть не только на одну, но и на другие клетки. Поэтому для двух одинаковых загадок можно придумать две разные отгадки.

Слайд 10

Обратите внимание на то, что на листе данного задания имеются загадки, в которых нужно отгадать, откуда пришла гусеница или муравей из какой клетки. Кроме того, на листе расположены три одинаковые загадки, на которые надо придумать разные отгадки.

Слайд 11

На 5 занятии дети не отгадывают загадки, а проверяют, правильно ли они отгаданы. Ясли загадка отгадана правильно, то рядом с отгадкой дети нарисуют плюсик, а если отгадка неправильная, то тогда рядом дети рисуют минус". Давайте на примере гусеницы проверим некоторые загадки.

-верно ли, что гусеница пришла от палочки в гости к треугольнику?

-верно ли, что гусеница пришла от точки в гости к квадрату? Молодцы!

Далее, в последующих заданиях увеличивается количество окон в доме (клеточное поле, присоединяются новые жители «домика» - треугольник и палочка, змейка и ромбик; вводится понятие «Начальная и конечная клетка» - одиночного хода. Вводится понятие «промежуточная клетка». От заданий с одним ходом постепенно переходим к двухходовым.

Завершающий этап - дети самостоятельно придумывают поле. Составляют путешествие либо для одного героя, либо для нескольких. Сочиняют рассказы или истории.

При проведении любого занятия нужно ориентироваться на предлагаемые рекомендации.

Если ребенку трудно выполнить те или иные задачи, то целесообразно их выполнение упростить, т. е. обозначить персонаж игры движением пальца или провести линии карандашом. В зависимости от возраста и подготовленности детей в соответствии с содержанием занятия можно ввести различные дополнения, например, увеличить или уменьшить количество задач.

Если ребенок легко справляется с задачами, то ему можно предложить составить аналогичные задачи.

Слайд 12

Задания делятся на игры по планированию к которым относятся такие игры как: «Гусеница», «По косым дорожкам», «По узким дорожкам», «По узким и широким дорожкам», «По точкам и черточкам» нацелены на совершенствование действий в мысленном плане, так как перемещаться можно только по правилам, которые диктуют персонажи игры «Гусеница», «Оса», «Муравей», «Пчела»и другие

Правило игры: по линиям дорожкам между кругами домиками ползает гусеница. Она может ползать только по прямым дорожка, например: вилка-окно- сандалии – кастрюля -чайник. Вы согласны?

Далее дети ходят по широким и узким дорожкам, по прямым и наискосок, по точкам и черточкам. Вводятся новые персонажи «Жук», «Муха» и т. д, которые диктуют свои правила передвижения.

Слайд13

Следующие игры «Что разное у двух?», направлены на развитие познавательных и аналитических способностей, у ребенка вырабатывается способность воспринимать любой предмет не только в целом, но и видеть в нем отдельные части.

Дети ищут один, два, три отличающихся от других изображения либо два одинаковых. Игра создаёт хорошие возможности совершенствовать зрительное восприятие и произвольное внимание.

- У зонта 2 ручка не такая, как у зонта 3 или такая же? (нет, не такая)

- Что у зонта 2 не такое, как у зонта 3, -купол или ручка? (купол и ручка) и тд.

Слайд14

Игры третьего рода развивают у ребенка способность комбинировать, к ним относятся такие игры как: «Одна перестановка», «Две перестановки», «Один обмен», «Обмен и перестановка» в этих играх требуется по-разному сочетать возможные изменения местоположения.

Например: Если в кругах 1 и 2 рисунки поменять местами, то в кругах 2и 3 предметы будут одинаковые или разные? (одинаковыми) и т. д

Слайд 15

Игры четвертого рода развивают способность рассуждать, делать умозаключение, совершенствуется логическое мышление, к таким играм относятся игры: «Рядом, между», «Выше, ниже», «Левее, правее», «Ближе, дальше»

Например:

-Коля и Вова раскрашивали картинки, кто-то из них пользовался кисточкой, кто-то карандашом. То, что было у Вовы, нарисовано ближе к трамваю, чем книга, а то, что было у Коли, нарисовано дальше от трамвая, чем книга. Чем раскрашивали картинки каждый из мальчиков? (у Вовы-карандаш, у Коли –кисточка) и. д

Таким образом, интеллектуально-развивающие игры Анатолия Залмановича Зака представляют собой систему игр по развитию мыслительных процессов детей дошкольного возраста, которые с успехом можно применять в работе дошкольного учреждения.

Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

1. Методическое пособие для воспитателей детских садов А. З. Зак. «Как муравей и гусеница в гости ходили»

2. Зак А. З. Как развивать мышление у детей

3. Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч. 1 и 2. М., 2004, 2006.

4. Интеллектуальные игры как средство развития мыслительных способностей и формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Грибкова А. И.)

Прикреплённые файлы:

fedotova-igry-zaka_jhhj6.pptx | 15312,73 Кб
 
Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальная игровая технология А. З. Зака, как средство развития мышления детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 января 2020 в 09:16
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД