МААМ-картинки

Интеллектуально-творческое развитие младших дошкольников, посредством развивающих игр Воскобовича

Наталия Василенко
Интеллектуально-творческое развитие младших дошкольников, посредством развивающих игр Воскобовича

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с высоким уровнем интеллекта и креативности быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Публикация «Интеллектуально-творческое развитие младших дошкольников, посредством развивающих игр Воскобовича» размещена в разделах

Введение ФГОС ДО дало толчок к интенсивному применению педагогами инновационных универсальных игровых технологий методов и форм работы, являющихся уникальными, так как в них заключены элементы познавательного, игрового, поискового и воспитательного взаимодействия в процессе интеллектуально - творческого развития дошкольников. Именно такой и является технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Так кто же такой В. Воскобович?

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х и сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары в разных городах России. Познакомилась я с Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем совсем недавно. Как и некоторые мои коллеги, я присутствовало на его презентации и мастер-классе в г. Белгороде. Меня заинтересовали его развивающие игры, которые направлены на достижение цели, которую вы можете увидеть на следующем слайде.

Цель технологии Воскобовича - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Из основной цели вытекают следующие задачи, которые вы можете увидеть на слайде.

Задачи позволяющие решать множество образовательных задач, предусмотренных ФГОС ДО которые соответствуют 5 образовательным областям.

- Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

- Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

- Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

- Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, обучение грамоте.

- Развитие мелкой моторики.

В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует ФГОС ДО, очень мало. Новый стандарт дошкольного образования делает упор на игровой метод, который и использует Воскобович в своих пособиях и сенсорной среде.

обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых в том числе детей разного возраста в различных видах детской деятельности ;

игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника;

партнерские отношения между взрослым и ребенком.

развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка

соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, через индивидуальный подход в игре;

способствуют развитию детей как с нормой развития, а также и детей с ограниченными возможностями здоровья

обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в ДОО;

игры содержательно - насыщенные, трансформируемые, полифункциональные, вариативные, доступные и безопасные

Исходя из этого, можно сделать вывод, что, ценность педагогической технологии Воскобовича в том, что она:

- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

- создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Данная технология основывается на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество.

Игра плюс сказка

Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. «Сказочные лабиринты игры» — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Интеллект

Второй принцип - развитие интеллекта (психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи). Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Интенсивному развитию интеллекта способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Ребенок получает возможность творить согласно своим задумкам, не подчиняясь образцу.

Игры Воскобовича в первую очередь направлены на развитие невербального интеллекта у дошкольников. Использование развивающих игр Воскобовича В. В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательно- игровой деятельности. Весь материал технологии является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Творчество

Третий принцип технологии - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.

В группе создали «Центр развивающих игр В. В. Воскобовича» Изготовили на подгруппу 8-10 чел конструкторы: «Чудо-крестики», «Чудо - Соты», двухцветный квадрат. К играм имеются альбомы фигурок для конструирования. Для детей раннего возраста приобрели конструкторы: «Черепашки Ларчик», «Фонарики Ларчик», «Волшебная восьмерка Ларчик», которые могут быть использованы совместно с «Фиолетовым лесом», «Коврографом Ларчик» и «Мини Ларчик». Изготовили семь разноцветных гномов: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Си, Фи, а также всех героев сказочного леса. Данная среда «способствуют созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». /из ФГОС/. Постоянно находится в открытом доступе для всех детей, в том числе детей с ОВЗ.

Фиолетовый лес это развивающая сенсомоторная среда. В своей работе используем методику «Развивающая предметно - пространственная среда Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича. Путешествуя по Фиолетовому лесу в реальном времени, ребенок становится действующим лицом сказочных приключений, с помощью необычных персонажей и методических сказок. В нем есть Озеро Айс, Чудо - острова, страна Муравия и многое другое. Эмоционально откликаясь на происходящее, ребенок перемещается в этой среде, участвует в создании сказочного пространства, выполняет увлекательные задания жителей Фиолетового леса. Поддерживает свой познавательный интерес в обучающих играх : «Что лишнее», «Узнай по описанию», «Откуда выпал листик». и др. Игровые действия в играх - это конструирование по образцу и замыслу шнурование, составление из частей складывание, нанизывание на стержень или шнурок, прикрепление частей к игровому полю. Неоценимое значение «Фиолетовый лес» представляет в сенсорном развитии, и пронизывает всю деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развиваем у воспитанников способность к анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации. Совершенствуем знание основных цветов, учим группировать по цвету. Например, игра «Подари гномам листочки». В игре «В гостях у гусеницы Фифы». учим трехэтажные башенки выстраивать по принципу «от большого к маленькому», или наоборот.

Конструируя, малыши учатся строить дома, башни, дороги для жителей Фиолетового леса из развивающих конструкторов Воскобовича.

«Фиолетовый лес» активно используем совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности, а также в непосредственно образовательной деятельности, решаем многие образовательные задачи пяти образовательных областей ФГОС ДО.

Удивительно, что игры Воскобовича подходят для детей широкого возрастного диапазона. Они интересны и для трехлеток, и для семилеток, и даже для учеников младшей школы. Например, таким является конструктор «Чудо – Соты».

«Чудо - Соты» - это совершенно особый конструктор, потому что в нем заложены бесконечные возможности для творчества и интеллектуального развития. Посредством работы со схемами ребенок учится анализировать. Сначала младшие дошкольники учатся собирать соты воедино по образцу, способом наложения. Затем можно предложить выложить соты по памяти. Малыши конструируют по предложенной схеме в масштабе ( 1:1).различные фигурки насекомых, человечков и др, которых изготовили самостоятельно. Можно предложить ребенку обвести карандашом по контуру фигуры, а затем разукрасить получившееся изображение. Это особенно важно для тренировки моторно-зрительной координации дошкольника.

В процессе игр конструкторов Чудо - Соты ребенку потребуется проявить креативный подход и включить воображение. Создавая из деталей конструктора бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы взрослые, просто не способны. Продолжением данного конструктора является «Чудо- крестики».

Для решения интеллектуально - творческого развития младших дошкольников в конструкторе «Чудо - крестики» используются все виды мышления: образное, наглядно-действенное и логическое. Можно предложить ребенку разложить фигуры по цвету, построить башенку из крестиков, а затем посчитать их. Малыши учатся складывать фигурки по предложенной схеме, а уже в старших группах смогут придумывать свои, развивая фантазию.

Каждая игра имеет свои отличительные конструктивные элементы. Например: квадрат Воскобовича.

«Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.

В сказке «Тайна Ворона Метра» квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика и др. Трехлетние малыши складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике»геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты. Активно используем квадрат на занятиях по ФЭМП, при знакомстве с геометрическими фигурами.

Можно сделать вывод, что игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные, творческие процессы, умение конструировать.

Игра «Черепашки», - это эталонный конструктор для изучения цвета, размеров, количества. Черепашки Ларчик это 7 цветов, три размера (большая черепашка – папа, средняя черепашка – мама, и маленький малыш). Данный конструктор полезен детям раннего и младшего дошкольного возраста.

В игре «В гостях у гусеницы Фифы». Учим малышей трехэтажные башенки выстраивать по принципу «от большого к маленькому», или наоборот Используется нанизывание, соотношение по величине. Объясняем ребенку правильно, где голова, где ноги черепашек. Задание подбираем в зависимости от уровня развития детей, индивидуальных особенностей дошкольников. Используем словесный метод пошагово образец. Проговариваем «большая, затем поменьше, потом самая маленькая». Также наглядный метод - по образцу сделанным педагогом, затем ребенок выполняет самостоятельно. Варианты для игр разнообразны особенно для сенсорного развития малышей. Это такие игры: «Цвет черепашек», «Размер черепашек», «Цвет и размер черепашек». «Черепашки подружились» по заданию педагога ребенок выкладывает черепашек, затем можно поиграть в математическую игру «Сколько черепашек?». Большой интерес этот конструктор вызывает у детей при конструировании плоскостного и объемного, по схемам.

Игровое пособие «Лепестки» одно из многочисленных приложений к коврографу «Ларчик».и фиолетовому лесу. Дети 2-9 лет открывают для себя разнообразие красок, учатся считать, рассуждать и определять расположение предметов в пространстве. Например игра «Шаловливый ветерок». Дошкольники учатся выкладывать лепестки носиком влево, вправо, вверх, вниз. Затем считают их слева направо, называют цвет лепестка. В игре «Цветок с разноцветными лепестками» коврограф превращается в цветочную поляну. Сначала малыши выкладывают двухцветик – с лепестками красного и оранжевого цветов. Потом появляется новый лепесток – какого он цвета? (желтый). Уточняем, у детей как называется цветок с 4, 5, лепестками?

Таким образом, малыши запоминают названия и последовательность цветов радуги, отсчитывают нужное количество лепестков и называют их порядковые номера, получают понятие о расположении предметов в пространстве, учатся отражать это в речи (справа, слева, между, перед и др. слова).Также во время игр тренируются внимание, память, образное мышление и логика.

«Фонарики» Воскобовича – это эталоны форм. Например игра «Зажги фонарик» может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет и красный потух, зеленый загорелся). Когда знакомим с геометрическими формами, вынимаем фигуру, обводим пальчиками, пробуем прокатать по столу. Исследуя треугольник, обязательно бегаем по уголочкам (ой-ой-ой, зажигаем огонечек (такого же зеленого цвета или красного цвета). Тоже самой проделываем и с квадратом (ойкаем 4 раза). Развиваем сенсорные способности (размер, цвет и форма, используя разнообразные игры, конструирование по схемам, свободное конструирование, трафаретное рисование. Когда мы приступаем к конструированию, для детей раннего возраста мы используем схемы 1 в 1. Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе. Тоже по схеме, но на столе. В качестве трафаретного рисования можно просто обрисовывать геометрические фигуры,а потом закрашивая их.

Эталонные фигуры Ларчик (8 цветов) – это новая игра Воскобовича, выпущенная в 2018 году. Она представляет собой набор основных геометрических фигур в 8 цветах. Эталонный конструктор - это универсальное средство, чтобы познакомить ребёнка с увлекательнейшим миром математики и геометрии путем выполнения простых и понятных заданий. С ее помощью можно формировать представления у дошкольников о цвете, форме, величине, пространственных представлениях и т. д. Например игра на развитие сенсорных представлений «Назови улицу», во время игры ребёнок учится сравнивать и анализировать, улучшает моторику рук и развивает память и воображение. Важное значение данная игра имеет в развитии мыслительных операций, логики уже с младшего дошкольного возраста. Например, игра «Наполни тележки», «Укрась цветами улицу», «Закончи дорожку» и др. В игре «Выложи узор» малыши выкладывают узор по словесной инструкции, учатся ориентироваться на плоскости. Игра «Какой шарик улетел?» развивает память внимание, мышление. Все эти полезные навыки в дальнейшем помогут ему без труда освоить современную школьную программу.

«Волшебная восьмерка» – своеобразный конструктор, который позволит младшим дошкольникам освоить величину предметов палочки можно сравнить по длине и ширине. Например, игра «Чья дорожка длиннее (короче?» Данный конструктор развивает логику интеллект, начиная уже с младшего дошкольного возраста. В заданиях малышам предлагаются образцы логических цепочек, логические квадраты. Дошкольникам необходимо изменить цвет, цвет и размер, размер и направление. В игре «Составь пирамидки» у малышей развивается комбинаторика, учатся составлять пирамидки из трех, четырех цветов. При конструировании различных предметов: елочек, деревьев развиваются творческие способности.

В играх с «Разноцветными веревочками» у малышей закладываем основы для художественного - эстетического развития. В играх «Дорисуй фигуру», «Осенний коврик», «Кто прячется в лесу», при создании образа развиваем творческое воображение, фантазию. Малыши находят в фигурах сходство с листиком, шариком, ежиком и др. Педагог интересуется что можно дорисовать, чтобы получилась мышка, листик и. т. д. Также с помощью веревочек можно выложить дорожки, а затем сравнить их, способом наложения друг на друга.

Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития младших дошкольников. В самостоятельных играх закрепляем дальнейшее развитие умений, приобретенных в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуем интеллектуально - творческое мышление, мелкую моторику. И самое главное у дошкольников появляется возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность.

Необходимым в своей работе считаем взаимодействие с родителями (законными представителями воспитанников) при использовании развивающих игр В. В, Воскобовича дома. Поскольку, это интересно и увлекательно не только детям, но и взрослым! Многие родители даже не имеют никакого представления о данной технологии, поэтому проводим с родителями индивидуальные беседы по ознакомлению и применению игр, мастер - класс: «Путешествие по Фиолетовому лесу». Научили родителей, каким образом дома можно самостоятельно изготовить игры В. Воскобовича. Считаем, что просто необходимо родителям помочь придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре. Провели родительское собрание в форме семинара-практикума, с показом презентации, познакомили родителей с развивающими играми В. В. Воскобовича, рассказать о роли игр в интеллектуально - творческом развитии младших дошкольников детей. Какие же результаты отмечаются у младших дошкольников в процессе работы по данной технологии на конец учебного года.

• 3-4 летние малыши легко различают и называют цвета, не путают их;

• отмечается высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук;

Развиты элементарные математические представления: счет, знание геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости;

• у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать;

Таким образом, включение в образовательный процесс игровой технологии В. В. Воскобовича способствует выполнению главной задачи ФГОС ДО - сохранению и укреплению здоровья детей, воспитанию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств.

Следовательно, наши дети развиваются и растут играя, не тратя драгоценное время детства на скучные вещи! Я предлагаю и Вам открыть для себя игры Воскобовича однажды и навсегда!

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Елочка для развивающих игр младших дошкольниковЕлочка для развивающих игр младших дошкольников Идею по созданию такой елочки я подсмотрела у Фильчаковой Татьяны http://www.maam.ru/users/1247023. Выражаю ей свою благодарность. Елочка.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Отчет по инновационному проекту «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий» Отчёт о реализации инновационного проекта по теме:«Интеллектуально – творческое развитие детей средствами игровых технологий и музейной.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуально-творческое развитие младших дошкольников, посредством развивающих игр Воскобовича
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 19:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД