Елена Шрамко
Конспект занятия «Интересные слова» с использованием электронно-дидактической игры «Играем с фразеологизмами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повысить интерес детей к образовательной деятельности используя цифровые образовательные ресурсы.
Коррекционно-образовательная задачи: Познакомить детей с фразеологизмами, учить понимать их переносное значение. Формировать грамматический стой речи детей. Расширить словарный запас.
Коррекционно- развивающие задачи: Развить произвольное внимание, память.
Коррекционно-воспитательная задачи: Воспитывать любознательность.
Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, презентация, книга К. И. Чуковского «От двух до пяти».
Публикация «Конспект занятия „Интересные слова“ с использованием электронно-дидактической игры „Играем с фразеологизмами“» размещена в разделах
Словарная работа: фразеологизм; чёрный день; собаку съела; каши просит; делать из мухи слона; вертеться как белка в колесе; тянуть кота за хвост; держать ушки на макушке; как кошка с собакой; писать, как курица лапой; не успел глазом моргнуть.
Предварительная работа: рассматривание рисунков, объясняющих значения фразеологизмов; заучивание стихотворений; чтение сказок в которых встречаются фразеологизмы.
Ход:
1. Оргмомент. Педагог предлагает детям удобно расположиться на ковре.
Педагог: Ребята я попрошу вас «намотать на ус» то, что вы сегодня услышите. Что же вы должны сделать? (ответы детей. Действия детей.)
Хорошо, тогда чуть позже мы еще раз вернемся к этому вопросу.
2. Знакомство с понятием «фразеологизм».
Педагог: Ребята, хотите послушать интересные истории? (педагог знакомит детей с интересными случаями из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти»)
Педагог: Отец как-то сказал, что шоколадную плитку нужно отложить на чёрный день, когда не будет другого сладкого. Трехлетняя дочка решила, что день будет черного цвета, и очень долго и нетерпеливо ждала, когда же придёт этот день.
Педагог: Ребята, а вы знаете, что означает выражение «на чёрный день»? (Ответы детей)
Педагог: Оно означает трудное время в жизни кого-либо, время нужды, безденежья.
Послушайте вторую историю. Однажды ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха собаку съела на каких-то делах, он очень сильно испугался и спрятал от неё свою любимую собачку.
Педагог: Ребята, а что значит «собаку съела»? (ответы детей)
Такое выражение означает, что человек имеет большой опыт, знания в чём-либо.
Педагог: Послушайте еще одну историю. У трёхлетней Тани как-то порвался чулок.
- Эх, - сказали ей, - пальчик-то каши просит!
Проходит неделя, а, пожалуй, и больше. Вдруг все с удивлением видят, что Таня украдкой насыпала в блюдечко каши, а теперь тычет туда палец ноги.
Педагог: Ребята, а что означает словосочетание «каши просит» (ответы детей)
Это значит, что чулок износился, продырявился, требует починки, ремонта.
Педагог: Ребята вам понравились истории? Почему дети не поняли взрослых? (Ответы детей).
Не знали значения этих фраз, восприняли их в буквальном смысле.
Ребята, такие необычные словосочетания называются-фразеологизмами. А что бы вы не скучали, давайте поиграем.
3. Физминутка: «Поиграем в зверей»
Давайте будем мы играть - сжимают руки и возвращают в исходное положение
Животных всех изображать
Вот скачут зебры, как лошадки, скачут галопом
Вот потянулся лёва сладко, потягиваются как кошки
Хоботом слоны кивали,
Бегемоты пожевали, наклоны головы вверх, вниз
Забрались в панцирь осторожно, присесть, закрыть голову руками
С мартышкой танцевать нам можно. кривляемся как мартышки
Жирафью шею потянули вытягиваем шею вперёд
И вот теперь мы отдохнули. вернулись в исходное положение
Педагог: Давайте познакомимся с фразеологизмами поближе.
(просит детей присесть на стулья и посмотреть на экран)
4. Дидактическая игра «Играем с фразеологизмами»
Слайд 1
Педагог: Ребята, посмотрите на экран, как вы думаете, какой фразеологизм здесь изображен? Давайте попробуем составить предложение из слов: слона, из, делать, мухи (ответы детей.) Если вы правильно составили фразеологический оборот, то звуковой сигнал на экране нам это подтвердит.
Что обозначает этот фразеологизм? (если дети затрудняются, педагог объясняет им сам)
«Делать из мухи слона» - значит сильно преувеличивать что-либо до огромных размеров.
Слайд 2 (Педагог обращает внимание на следующий слайд).
Педагог: Составьте предложение из слов: в, белка, колесе, вертеться, как. (ответы детей, дети проверяют с помощью звукового сигнала на слайде правильность выполнения задания).
Что это значит? (ответы детей).
«Вертеться как белка в колесе»- значит заниматься множеством дел одновременно, находиться в беспрестанных хлопотах, суетиться.
Слайд 3
Педагог: посмотрите, на следующую картинку и составьте предложение из слов: Хвост, тянуть, за, кота. (ответы детей, дети проверяют с помощью звукового сигнала на слайде правильность выполнения задания)
Что означает этот фразеологизм? (ответы детей).
«Тянуть кота за хвост»-медлить с чем то, делать дело медленно и нудно.
Слайд 4 (Педагог обращает внимание на следующий слайд).
Из слов: макушке, на, ушки, держать составьте правильное предложение (ответы детей, дети проверяют с помощью звукового сигнала на слайде правильность выполнения задания).
Что это значит «держать ушки на макушке»? (ответы детей).
Педагог: Быть начеку, быть внимательным и готовым к чему-либо непредвиденному или неожиданному.
Слайд 5
Посмотрите на следующую картинку и соберите предложение из слов: собакой, с, кошка, как (ответы детей, дети проверяют с помощью звукового сигнала на слайде правильность выполнения задания).
Как вы понимаете этот фразеологизм? (ответы детей).
«Как кошка с собакой» это значит жить постоянно ссорясь, враждуя между собой.
Слайд 6 (Педагог обращает внимание на следующий слайд).
Ребята соберите предложение: лапой, курица, писать, как (ответы детей, дети проверяют с помощью звукового сигнала на слайде правильность выполнения задания).
Что означает это выражение? (ответы детей).
Так говорят о человеке, который пишет крайне неразборчиво, не красиво, неаккуратно.
Слайд 7
Педагог: На следующей картинке составляем предложение из слов: успел, не, глазом, моргнуть (ответы детей, дети проверяют с помощью звукового сигнала на слайде правильность выполнения задания).
Как вы понимаете это выражение? (ответы детей).
Не успели мы с вами ребята, и глазом моргнуть, как наше занятие подошло к концу.
5. Подведение итога.
Педагог: Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (ответы детей).
Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)
Все ли вы запомнили и «намотали на ус»? (ответы детей)
Так что же означает это выражение? Какое действие вы должны были сделать, когда я попросила вас «намотать на ус» то, что вы сегодня услышали? (ответы детей)