Наталья Леднёва
Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников на занятиях по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП»
Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Публикация «Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников на занятиях по ФЭМП» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Но мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят что их чему - то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать, а самое главное, разговаривать.
Обогащение, закрепление, активизация словаря - постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по математике в д/саду. Усвоение представлений о некоторых математических понятиях (множество, величина, число, простейшие вычисления, измерения строятся в основном на базе бытового словаря детей при крайнем ограничении специальных терминов (название геометрических фигур, арифметических действий и некоторых других слов).
Условное деление словаря на активный и пассивный, дает возможность последовательности занятия от понимания смысла (значения) слов, означающих количественные, пространственные, временные отношения, к точному и осмысленному употреблению в речи.
Словарь, который усваивают дети на занятиях по математике, складываются из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами. Его специфическая особенность - значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов, которые в обычном речевом обучении дети используют редко и не всегда точно.
Главная цель словарной работы с детьми на занятиях по математике -уяснение точного смысла слов, отражение их с помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности.
На занятиях учим не только распознавать величину предметов, но и правильно отражать свои впечатления (шире- уже- дорожка, ручеек; выше- ниже- забор, дерево, человек; толще-тоньше - ствол дерева и т. д.). Для этого проводим дидактические игры и упражнения «Подбери заборчик к домику», «Перепрыгни через ручеек», «Нарисуй дорожку» и т. д. Дети учатся отличать разницу в объеме (в первом стакане воды больше, чем во втором). Проводя д/игру «Три медведя» Учим находить более сложные ориентировки в величине: «большой, меньше, самый маленький» - медведь, стул, миска, кровать. В д/упражнении «Нарисуй манкой дерево» (высокое, пониже, самое низкое).
Дети осваивают существительные, обозначающие пространственные, временные отношения (утро, день, вечер, ночь; сегодня, завтра, вчера; названия дней недели, месяцев).
Процесс формирования элементарных математических представлений, развитие умения обосновать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать правоту, способствует совершенствованию связной речи (точной, и краткой, грамматического строя речи.
В д / игре «Составь задачу» ребенку приходится придумать маленький рассказ: 3+1 = ребенок рассказывает «Мама решила сварить суп. Ей понадобилось 3 картошки и 1 морковь. Всего мама использовала 4 овоща» или «У меня было 3 карандаша, а у моего друга -1. всего у нас было 4 карандаша» и т. д. Ребенок должен показать в своем ответе умение не столько дать правильный ответ, сколько разбираться в структуре рассуждений, знать значение каждого математического термина, самостоятельно мыслить.
В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки, т. к. лишние слова затрудняют понимание существа вопроса, на них затрачивается внимание, время и мысль слушателя. Речь должна быть убедительной, краткой, ясной.
Успешное формирование математических представлений в дошкольном возрасте определяется особой ролью практических действий и взаимосвязью между освоением действием и речевым выражением способа его выполнения. Например, сравнение полосок по длине и ширине: Ваня научился сравнивать их разными способами и объясняет соседу по столу: «Накладываешь полоску одну на другую и сразу видно, какая шире - уже, длиннее- короче». Играя в д/игру «Гномы с мешочками», дети по длине полоски определяют, какой по весу мешочек несет гном. (чем длиннее полоска, тем тяжелее мешок, а гномы помогая друг другу, меняются мешками).
На своих занятиях по математике мы широко используем разного рода речевой материал: стихи, считалки, загадки, фольклор, который помогает оживить занятие, наполнить его эмоциональным содержанием.
1. Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?
2. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок- сосед.
На пенек зайчата сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
В сказке «Гуси- лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь у нас все связано с математикой, поэтому и яблонька- загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить пример (3+4=7) и сорвать яблоко с цифрой 7 или сорвать яблоко с любой цифрой и назвать ее.
В д/ упражнении «Какого по счету гнома не стало» закрепляются еще и названия дней недели, потому, что так зовут гномов.
Активизировать детей на занятии, заинтересовать помогают разного рода физминутки:
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл,
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Эта физминутка также способствует закреплению названия дней недели. Чтобы заинтересовать ребенка, побудить его к деятельности создаем игровые ситуации.
Часто используем п/игру «Найди свое место», (детям раздаются карточки с цифрами, они разбегаются по группе и по команде выстраиваются по порядку. Затем дети должны назвать своих соседей).
Большое значение уделяем играм со счетными палочками. Д/упражнение «Построй и сосчитай» (выкладывают геометрические фигуры, цифры, буквы и т. д. и считают сколько палочек на это понадобилось). Детям нравится лепить цифры из пластилина. При этом развивается мелкая моторика, речь.
Мы, постоянно обращая внимание на свою речь и речь детей, подводим их к пониманию, что, когда на занятии по математике нужно сделать вывод, умозаключение необходим полный, понятный, аргументированный ответ.
Работа над звуковой культурой речи сводится к формированию правильного произношения математических терминов и проводим дидактические упражнения «Скажи правильно»
•повторить слова, правильно расставляя ударении: треугольник, квадрат, и т. д.
•прочитай пример 5+3=8 (к пяти прибавить три получится восемь); 8-3=5 (из восьми вычесть три
назови слова с одним слогом (с двумя слогами) : плюс, круг, квадрат и т. д.
• назови количество слогов в слове: прямоугольник (5 слогов, задача (3 слога, плюс (1 слог).
Объясняя детям материал, мы используем тот же словарь, который должны освоить дети. Наша речь всегда должна быть образцом для подражания. Ориентация на образец - один их основных путей развития речи детей на занятиях и в том числе на математике.
В процессе усвоения количества и счета дети согласовывают в роде, числе и падеже существительные с числительными (одна машина, две машины, пять машин).
Воспитатель формирует умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (гриб — грибы). В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При усвоении порядкового счета различать вопросы: Сколько, Который, Какой, при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с существительным.
При знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины, учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в речи, например: шире — уже, самое широкое — самое узкое
и т. д.
Дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные (тарелка овальная, блюдце круглое и т. п.).
Воспитатель уделяет совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных и временных отношений (в плане пассивной, а затем активной речи) : слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. В связи с особенностями психофизического развития детей с нарушениями речи необходимо специально формировать у них умение передавать в речи местонахождение людей и предметов, их расположение по отношению к другим людям или предметам (Миша позади Кати, перед Наташей; справа от куклы сидит заяц, сзади — мишка, впереди машина и т. п.).
Воспитатель закрепляет умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа — стул).
При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Вывод: игровые приемы, используемые нами на занятиях, направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, развитие правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. В более старшем возрасте они развивают самостоятельность мышления, формируют мыслительную деятельность детей.