МААМ-картинки

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной деятельности дошкольников

Татьяна Руднева
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной деятельности дошкольников

«Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной деятельности дошкольников для детей средней группы»

Пояснительная записка

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной деятельности дошкольников» размещена в разделах

Актуальность

В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка.

В нашей стране компьютеры используются в образовании уже очень давно.

В то же время, использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. Обусловлено это тем, что в настоящее время в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы и методики. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности не только педагогов, но и родителей. И наша задача заключается в создании системы и методики использования информационно-коммуникационных технологий, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью. Данные критерии составляют новизну опыта, основная идея которого гармонично соединить новые технологии с традиционными средствами обучения. Актуальность и перспективность опыта очевидна, ведь использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обусловлено в первую очередь социальной потребностью общества, передовыми направлениями обучения и воспитания, поэтому, нужно как можно чаще внедрять ИКТ именно в воспитательно - образовательную деятельность дошкольников.

Цель: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачи:

разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

создать тематическую копилку мультимедийных презентаций;

повышение познавательной мотивации воспитанников;

обогащение кругозора и словарного запаса;

развитие пространственного мышления;

ускорение усвоения ребёнком подаваемого материала;

создание положительного эмоционального настроя.

Специфика

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).

Новизна

ИКТ технологии - это новый способ получения знаний, которые позволяют ребенку с интересом познавать и изучать окружающий мир. Новизна заключается в использовании презентаций для детей, нацеленных на активизацию и развитие познавательных, речевых способностей дошкольников. Создание презентаций для родителей. Создание видеороликов для детей, родителей, которые рассказывают о достижениях детей в группе и в детском саду.

Организация работы деятельности :

Технология рассчитана на 1 год обучения;

Возраст детей участвующих в реализации данной технологии 4-5 лет;

Проводится один раз в неделю (Непрерывная продолжительность работы с компьютером не должна превышать 10 мин. Непрерывная длительность просмотра телепередач и фильмов — не более 20 мин.).

Основные формы использования ИКТ :

в непосредственной образовательной деятельности воспитанников;

в организации совместной развивающей деятельности педагога и детей;

в реализации проектов, кружковой работе;

в проведении досугов и развлечений;

для организации работы с родителями воспитанников.

Формы организации деятельности :

групповая,

индивидуальная

Ожидаемый результат:

Повышение познавательного интереса детей в ходе воспитательно-образовательной работы;

Обогащение кругозора и словарного запаса детей;

Усвоение сложного для понимания материала, благодаря качественным характеристикам наглядности и более обогащенного материала;

Активизация мыслительного процесса через использование ИКТ.

Сентябрь.

1 –неделя. Презентация «Осень» (Познавательное).

Цель: закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях; замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

2-неделя. Прослушивании песни «Дождик» (муз. М. Красева, сл. Н. Френкель). Цель: формировать интерес к прослушиванию песни, желание слушать ее, формировать умение высказывать свои впечатления о прослушанном.

3-неделя. Презентация «Лекарственные растения» (Уроки природолюбия).

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.

4 –неделя. Презентация «Правила дородного движения с Элтиком» (ПДД)

Цель: формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.

Октябрь.

1-неделя. Дидактические игры «Найди лишний предмет», «Найди различия» (КГН).

Цель: Формировать навыки здорового образа жизни. Закрепление навыков в умывании. Знакомство с предметами туалета и их назначением. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными.

3 –неделя. Презентация «Домашние животные» (Познавательное).

Цель: формирование, расширение и обобщение знаний детей о домашних животных.

4-неделя. Презентация «Животный мир леса». (Познавательное).

Цель: формирование, расширение и обобщение знаний детей о диких животных.

5- неделя. Презентация «Небо, звезды» (Познавательно-исследовательская деятельность). Цель: дать детям элементарные представления о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.

Ноябрь.

1 - неделя. Презентация «Правила дорожного движения для детей 4-5 лет» (ПДД).

Цель: формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.

2–неделя. Слушаем музыку из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского Цель: приобщение к музыкальному искусству, формировать желание слушать и воспринимать музыку, уметь выразить свои чувства, отношение к прослушанному.

3 –неделя. Презентация «Зимние загадки»

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса,

4-неделя. Презентация «Зима» (Познавательное).

Цель: познакомить детей с зимними явлениями в природе; формировать представления детей о признаках зимы; воспитывать умение видеть красоту зимней природы

Декабрь.

1-неделя. Презентация «Вода» (Познавательно-исследовательская деятельность). Цель: расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях.

2 –неделя. Просмотр слайд – шоу «Город – Белово», «Наш край» Цель: расширять и закреплять знания детей о родном городе, родном крае его истории и достопримечательностях. Воспитывать патриотические чувства, формировать чувства привязанности и любви к своему родному краю, чувство гордости.

3–неделя. Просмотр мультфильма «Незнайка» (Основы финансовой грамотности). Цель: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

4-неделя. Презентация «Спички, детям не игрушки!» (ОБЖ).

Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности; закрепить знания об опасных предметах, которые способны вызвать пожар.

Январь.

1-неделя. Дидактическая игра презентация «Время суток» Цель: помочь детям в осознании зависимости между временными эталонами, формировать умение связно рассказывать о развитии предложенной ситуации, используя слова «сначала», «потом», «после того как»; закрепить умение правильно употреблять глаголы прошедшего времени.

2-неделя. Презентация «Старинные монеты и купюры» (Основы финансовой грамотности). Цель: познакомить с историей денежных единиц России и выяснить, когда и как менялись ли денежные знаки за последние 100 лет?

3 –неделя. Презентация «Природа Арктики» (Познавательное).

Цель: формировать понятие “Арктика”; познакомить с растениями и животными Арктики.

Февраль.

1-неделя. Презентация по здоровому образу жизни «Здоровая еда» Цель: развивать представления детей о значении правильного питания для здоровья человека. Активизировать словарь по теме.

2-неделя. Интерактивные занимательные задания «Выбери ответ». Тема: «Предметы, созданные природой и человеком». Цель: выявить уровень освоения материала по теме «Профессии»

3–неделя. Презентация «Безопасность на природе!» (ОБЖ).

Цель: формирования основ безопасности жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания.

4-неделя. Прослушивание аудиосказки «Девочка Снегурочка» В. Даль.

Цель: формировать умение слушать текст сказки без опоры на картинки, следить за интонацией чтеца, воспитывать желание дослушать произведение до конца, не отвлекаться.

Март.

1-неделя. Прослушивание песен «Мама – первое слова», «Мама дорогая», «У меня есть бабушка» Цель: воспитывать умение слушать музыкальные произведения. Просмотр м/ф «Мама для мамонтенка».

2-неделя. Дидактическая интерактивная игра «Пешеход на дороге» (ПДД). Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения; познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках улицы.

3-неделя. Презентация «Морские обитатели». Цель: формировать знания о морских обитателях

4-неделя. Презентация «Птицы, прилетающие весной» (Уроки природолюбия). Цель: привлечь внимание детей к дикой природе, в особенности к мигрирующим птицам, вестниками «Живой весны».

Апрель

1-неделя. Дидактическая игра – презентация «Цветы». Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

2-неделя. Презентация «Почему на Луне не живет люди» (Совместная деятельность педагога и детей) Цель: создать условия для формирования познавательных способностей детей.

3–неделя. Презентация «Ветер» (Познавательно-исследовательская деятельность). Цель: дать представление о том, что же такое ветер, о его значении в жизни человека.

4-неделя. Презентация «Семейный бюджет» (Основы финансовой грамотности). Цель: ознакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доход», «расход»; развивать интерес к экономической сфере.

5–неделя. Презентация «Насекомые» (Познавательное).

Цель: формирование представлений о насекомых; обобщить представления детей о многообразии насекомых; закрепить знания об условиях их обитания (в лесу, в поле, вокруг озера, природных и построенных человеком жилищах).

Май

1-неделя. Прослушивание аудизаписи рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату». Цель: воспитывать умение слушать произведение без опоры на картинки, воспринимать его, уметь отвечать на вопросы по содержанию. Формировать представление о героизме солдат – защитников нашей Родины!

2-неделя. Просмотр м/ф по сказке В. Сутеева «Под грибом». Цель: познакомить с содержанием современной сказки; учить воспринимать на слух небольшую сказку

3–неделя. Презентация «Животный и растительный мир луга» (Урок природолюбия). Цель: формировать представление о том, кто живет на лугу; связи между живой и неживой природой.

4-неделя. Презентация «Лето» (Познавательное).

Цель: расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

Список использованной литературы

1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.

2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.

3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии : учебно-методическое пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2000.

5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.

6. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997.

Публикации по теме:

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя ДОО .

Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном.

Использование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУИспользование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУ Уважаемые коллеги приветствую вас! Хочу поделится своим опытом в использовании интерактивных технологий на занятиях. Что же такое интерактивная.

Конспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологийКонспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологий Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”. Задачи: Ввести в словарь детей понятия: транспорт; воздушный,.

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию»Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию» Применение информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию В наш современный век информационного и технического прогресса.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ»Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ» В нашем детском саду был проведен районный семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной деятельности дошкольников
Опубликовано: 30 декабря 2020 в 16:24
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД