Елена Коровкина
Использование информационных коммуникационных технологий при ознакомлении детей второй младшей группы с природой
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
из опыта работы
«Использование информационных коммуникационных технологий при ознакомлении детей второй младшей группы с природой»
Подготовила Коровкина Е. Г.
воспитатель высшей
квалификационной категории
МБДОУ д/с№14 «Солнышко»
г. Павлово
2018г.
«В мире есть не только нужное, полезное, но есть красивое!
Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» В. Сухомлинский
Публикация «Использование информационных коммуникационных технологий при ознакомлении детей второй младшей группы с природой» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
По своей необыкновенной природной любознательности малыш, завидев в траве букашку, червячка или лягушонка, проявляет живой интерес к ним и начинает задавать свои бесчисленные «почемучные» вопросы. Звери, птицы, рыбы – неизменные объекты не только детской любознательности, но и игрового действия, наблюдения, заботы и любви.
Интерес к познанию окружающего мира; желание исследовать, открывать; умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы – вот то, что поможет нам в стремлении к неизвестному.
Известно, что ведущей сферой психического развития в дошкольном детстве является эмоциональная сфера. Поэтому важно придать процессу познания яркую эмоциональную окраску, осторожно воздействовать на чувства детей, их воображение и фантазию. Важно помнить, что только при условии гармоничного развития двух основных сфер – интеллектуальной и эмоциональной – возможна гармония личности.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Поэтому процесс обучения мы строим таким образом, чтобы основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом. Как гласит английская пословица: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей - информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Актуальность внедрения ИКТ в ДОУ определяется изменениями современной системы дошкольного образования, ориентированного на реализацию ФГОС ДО к структуре и содержанию основной общеобразовательной программе дошкольного образования и внедрение инновационных технологи в образовательный процесс. Компьютер как универсальное информационное устройство является эффективным средством решения задач развивающего обучения дошкольников, формирования таких качеств ребенка как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, интерактивные игры. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей : зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
• Осуществление полисенсорного восприятия материала;
• Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
• Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
• Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
• Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
• Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Таким образом, занятия с применением ИКТ-технологий повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления.
Мне хотелось бы поделиться опытом своей работы по ознакомлению детей с природой. Для эффективности и качества своей работы я использую интеграцию образовательных областей, так я смогла сформировать более полное представления об окружающей действительности. Так после наблюдения за солнцем ребята рисуют «лучистое солнышко», на музыкальных занятиях поют песни о природе, на занятиях по физической культуре используем сравнения – «ходим как мишки, прыгаем как зайчики».
Учитывая возраст моих воспитанников, наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого наше взаимодействие с детьми строится с учетом индивидуального подхода, что помогает поддерживать неуверенных детей, сдерживать торопливых, нагружать шустрых и не торопить медлительных.
Особое значение по ознакомлению детей с природой я уделяю наблюдениям на прогулке. Например, осенью я просила обращать внимание на цвет неба через ветки: в это время разнообразная раскраска листьев особенно подчеркивает цвет неба. Дети любят собирать опавшие листья разной формы. Для того чтобы развить наблюдательность и расширить кругозор детей мы используем листья в игре. В зимний период, мы наблюдаем за снежинками, проводим простейшие эксперименты со снегом (лепится- не лепится, из чего состоит снег, а также наблюдаем за трудом дворника и стараемся ему помочь.
Большое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т. д. зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц зимой спасает их от гибели.
Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой : землёй, водой, воздухом и. т. д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения.
Большую роль при организации образовательного процесса играет грамотно продуманная и организованная предметно пространственная развивающая среда. В течение дня ребенок вовлекается в различные виды деятельности. И при организации совместной с детьми деятельности или самостоятельной деятельности развивающая среда побуждает ребенка к действиям (создание и решение элементарных проблемных ситуаций, моделирование ситуаций, экспериментирование, конструирование, двигательная активность, проявление творчества в продуктивной деятельности и т. д.)
В своей работе с детьми я использую различные дидактические игры: «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку» и другие, словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Что лишнее?»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
С помощью игрушек и карточек Домана знакомлю детей с природными явлениями, с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним. В работе с дошкольниками я каждодневно убеждаюсь, что они очень любят сказки, рассказы, стихи, поэтому я большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей.
Часто я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.
Так же, при организации совместной деятельности, для расширения детских представлений я использую : мультимедийные презентации, слайд-шоу и мультимедийные фотоальбомы, просмотр мультфильмов.
Мультимедийные презентации «Времена года», «Домашние животные» «Птицы нашего двора», «Дикие животные», «Как звери готовятся к зиме», «Кто стучится к нам в окошко (природные явления : ветер, дождь, гроза и др.
Слайд-шоу и мультимедийные фотоальбомы (овощи, фрукты, прастения, грибы и др., что позволяет детям закрепить свои представления об объектах природы и окружающего мира, через повторение, отгадывания загадок, составление описаний, собственных загадок, классификации, решение простейших проблемных ситуаций и установлении простейших взаимосвязей (если не одеть резиновые сапожки, то промокнут ножки и можно заболеть, «Почему качаются ветки деревьев?», «Куда спряталось солнышко?»).
Просмотры мультфильмов (Развивающие мультфильмы «Ляльки Развивалки», «Как говорят животные», «Кто как делает?», «Времена года», Уроки тетушки Совы, «Одуванчик - толстые щеки». «Лесные путешественники». Почему у елочки колючие иголочки? и другие)
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Я заметила, что использование компьютерных средств в совместной деятельности, у моих воспитанников повысилась мотивация к обучению, дети стали более активными, повысилась любознательность, стали больше задавать вопросы, повысились творческие способности (в лепке, рисовании, драматизации сказок, стали более уверенными в своих силах.
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Спасибо за внимание!