Людмила Ханукаева
Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
-1-
Что бы мы ни говорили, как бы ни сопротивлялись прогрессу, факт остается фактом: компьютер настойчиво входит в нашу повседневную жизнь, успешно отвоевывая место под солнцем у книг и межличностного общения. Бороться с будущим собственных детей недальновидно и бесперспективно. И потому не будем мешать процессу. А возглавим его…
О. Ситникова
Публикация «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства через освоение компьютерной грамотности привычными и естественными для повседневной жизни детей. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для человека привычным и естественным.
Как показывает практика, использование компьютерной программы «Игры для
Тигры» в коррекционном обучении избавляет как логопеда, так и ребенка от тяжелой рутинной работы. Кроме того, она открывает новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике.
Еще раз напомню, что специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции нарушений речи детей. Программа позволяет эффективно работать с детьми с разными нарушениями (стертая дизартрия, дислалия, ринолалия, заикание).
Основные принципы, положенные в основу построения программы:
- игровая форма обучения;
- полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации, сочетается с
опорой на зрительный контроль;
- дифференцированный подход к обучению. (Программа содержит различные по
сложности и объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной
настройки).
-2-
Практический опыт с детьми дошкольного возраста показал, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельность ребенка, и
создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт дошкольника позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Поэтому игровой принцип моделирования деятельностной среды был применен в этой программе довольно успешно.
Работая с детьми подготовительной к школе группы, я отметила, что компьютерная программа стала одним из эффективных способов формирования правильной речи и коррекции ее недостатков, т. к. программа «Игры для Тигры» значительно повышает мотивационную готовность, что успешно сказывается на результатах логопедической работы.
На протяжении всего учебного года занятия на компьютере создавали для детей более комфортные условия для успешного выполнения упражнений.
В блоке «ПРОСОДИКА» дети с удовольствием играют с Тигренком, не замечая, что выполняют достаточно сложные упражнения на дыхание, работают над четкостью и разборчивостью речи, отрабатывают слитное произнесение звуков, слогов, фраз, так же упражнения данного блока позволяют работать над ритмической слоговой структурой слова.
В блоке «ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ» упражнения позволяют развивать развитие моторных свойств органов артикуляции. Дети с удовольствием изучают и рассматривают домик Язычка. Опираясь на красочные картинки, они могут сами контролировать правильное положение языка при произнесении того или иного звука.
Следующий блок – «ФОНЕМАТИКА», упражнения этого блока позволяют работать над фонематическим слухом, заниматься коррекцией звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков.
Блок «ЛЕКСИКА». Данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Упражнения позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.
Программа «Игры для Тигры» предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.
-3-
Логопедическая коррекционная программа «ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ» помогает мотивировать ребенка к трудной для него работе, делает занятие более привлекательным, обеспечивает необходимый психологический и эмоциональный контроль.
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Программа позволяет организовывать как индивидуальную, так и подгрупповую работу с детьми. Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения.
Так же необходимо отметить, что занятия на компьютере имеют важное значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научится нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь»
В процессе занятий с применением компьютера дети научились преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютером проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов. Таким образом, использование специализированной коррекционной программы «Игры для Тигры» помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, что непременно влияет на качество знаний, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.
В заключении хочется отметить, разумеется, эта программа не охватывает всех направлений работы логопеда, более того, коррекционный потенциал местами можно отметить как ограниченный, но тот объем целевого коррекционного воздействия, который в краткий срок можно сделать при помощи этой программы просто нельзя сравнить с традиционными средствами логопедии.
У наших детей заметно происходили изменения в звукопроизношении, появлялись правильные звуки. Автоматизация и дифференциация звуков также происходила с помощью этой программы.
Нельзя не отметить, что занятия на компьютере имеют большое значение и для развития мелкой моторики пальцев рук. В процессе выполнения заданий дети научились нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь».
Каждое занятие с использованием компьютера – является комплексным, т. е. занятие построено не только с компьютером, а так же присутствуют и традиционные методы работы.
Занятия проводила индивидуально и по подгруппам (2 человека) 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность разовой работы на компьютере для детей 5-6 лет, имеющими отклонение в состоянии здоровья, составляет 10 минут (СанПиН 2.2.2.542-96 – Гигиенические условия организации учебных занятий, с применением компьютеров, 1988г).
К концу учебного года знания и умения детей значительно улучшились. Речь стала понятной, выразительной. Они контролировали свою речь, и старались сами исправить допущенные ошибки. Дети с легкостью выполняли все артикуляционные упражнения, а пальчиковые игры им доставляли просто удовольствие. Все дети после ПМПК были выпущены в массовую школу со значительными улучшениями в речи. Некоторым детям рекомендовано посещать логопункт в школе.
Я считаю, что программа «Игры для Тигры» значительно помогла мне и моим детям.
А об итогах моей работы может рассказать тот факт, что дети подготовительной логопедической группы №8 в конце учебного года принимали участие в районном конкурсе детских театров «Волшебный мир кулис», и заняли там почетное первое место!
В заключении хочется отметить, разумеется, программа не охватывает всех направлений работы логопеда, но тот объем целевого коррекционного воздействия, который в краткий срок можно сделать при помощи этой программы просто нельзя сравнить с традиционными средствами логопедии
Учитель-логопед : Ханукаева Людмила Вениаминовна