Использование логопедических игр в процессе формирования морфологической стороны речи и навыков словообразования

Людмила Антошкина
Использование логопедических игр в процессе формирования морфологической стороны речи и навыков словообразования

Цель: Обобщение, распространение практических рекомендаций по формированию грамматического строя речи у детей с нарушениями речи.

Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Если ребенок «в норме» учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих.

Поэтому одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи является развитие грамматического строя. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью.

Дидактическая игра «Вертоцветик - посчитай 1-2-5-9». (Автор: Л. С. Антошкина).

Цель: обучение детей правильному согласованию имен существительных мужского, женского, среднего рода с числительными; автоматизация поставленных звуков в словах и фразах; развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мыслительных процессов.

Оборудование: Цветок – вертушка, прищепки для закрепления картинок, предметные картинки на автоматизируемый звук, карточки с изображением цифр.

Ход игры: Предметные картинки крепятся на лепестках цветка при помощи прищепок (совместно с ребёнком, карточка с цифрой (по очереди 1,2,5,9) крепится на серединку цветка. Лепестки вращаются по часовой стрелке, справа от цифры меняется картинка. Логопед: - Посчитай картинки по одному (по две, по пять, по девять). Ребёнок называет словосочетание, правильно согласовав числительное с существительным. При ошибке ребёнка логопед даёт образец согласования.

Использование логопедических игр в процессе формирования морфологической стороны речи и навыков словообразования

Обязательно использование в работе сюрпризных моментов.

Дидактическая игра «Сундучок с картинками».

Цель: правильное употребление имен существительных разного рода в винительном падеже; правильное согласование существительных с прилагательными; автоматизация поставленных звуков в словах и фразах.

Ход игры:

Я картинку положила

В разноцветный сундучок.

Ну - ка, Маша, подходи,

Вынь картинку, назови.

- Что ты достала?

- Ведро.

- Какое по цвету ведро? И т. д.

Дидактическая игра «Волшебная коробка».

Цель: правильное употребление имен существительных и имен прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также множественного числа в родительном падеже.

Ход игры: Положить картинки в коробку и сказать детям: «Гномик прислал нам посылку. Давайте посмотрим, что лежит в коробке» Дети по очереди подходят к столу, достают из коробки картинки и называют их: «Это кукла. Здесь много кукол». («Это платье. Здесь много платьев» и т. д.)

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться на подгрупповых и индивидуальных занятиях, так же и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.

Благодаря динамичности, эмоциональности проведения игр, игровых упражнений, заинтересованности детей создаются условия для развития практики речевого общения.

Таким образом, использование в работе эффективных методов и приёмов позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Публикации по теме:

Консультация «Формирования трудовых умений и навыков в процессе ручного труда» Проблема развития детского творчества в настоящее время является наиболее из актуальных проблем, ведь речь идет о важном условии формирования.

Использование наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью.

Игры и упражнения для формирования навыков словообразования Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов, слов с увеличительными суффиксами и подбор родственных.

Использование дидактических игр на логопедических занятиях Использование дидактических игр на логопедических занятиях Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение.

Использование мнемотехники в обучении речи детей с ОНР при формировании навыков безопасности жизнедеятельности Я работаю в логопедической группе. Эту группу посещают дети с общим недоразвитием речи. Дети не могут последовательно высказывать свои мысли,.

Использование образцов речевого этикета для формирования правильной речи Человек живет не один, а среди других людей. Чтобы всегда выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в обществе, нужно с детства усваивать.

Конспект НОД по развитию навыков словообразования, лексики через дидактические игры «Путешествие по городам-героям» Тема: 9 мая. Путешествие по городам героям. Задачи: Накопление, расширение и актуализация словаря. Закреплять умение образовывать прилагательные.

Методика логопедической работы по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи . Исходя из характеристики структуры общего недоразвития речи, исследователи рекомендуют включать в коррекционно-образовательный процесс.

Театрализованная деятельность как средство формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Чтобы интересно, эмоционально.

Использование дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова в коррекционной работе учителя-логопеда Цель: повысить свой профессиональный уровень и повысить эффективность процесса формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Орфография
Автор публикации:
Использование логопедических игр в процессе формирования морфологической стороны речи и навыков словообразования
Опубликовано: 18 марта 2016 в 14:28
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развлечение в подготовительной группе «Путешествие в волшебную страну»
Развлечение в подготовительной группе на тему: Путешествие в волшебную страну Задачи: • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми • Воспитывать...
Фотоотчет «Святочные гулянья. Колядки»
Святки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи...
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Чайный сервиз»
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Чайный серв из»[/i] Цель: вызывать у детей положительные эмоции. Задачи: Продолжать расширять...
Предметно-развивающая среда в подготовительной группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы хотим Вам продемонстрировать развивающую предметно - пространственную среду в нашей группе "Солнышко". Предметно -...
Презентация «В гостях у зимующих птиц» для детей старшего дошкольного возраста
В зимнее время очень актуальной является тема помощи зимующим птицам. В старшей группе мы знакомимся с птицами, зимующими в нашей деревне. За ними мы можем...