Лучший педагог года

Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями (2 фото)

Анжела Харламова
Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями

Конспект выступления на семинаре-практикуме

«Использование метафорических ассоциативных карт (МАК) в работе педагога-психолога с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы»

По теме: «Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями»

Подготовила педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад №34

«Капитошка»

Харламова А. В.

Публикация «Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями» размещена в разделах

Работая педагогом-психологом и имея многолетний стаж, я пришла к выводу, что использование арт-терапевтических методик очень эффективно с ребятами старшего дошкольного возраста, которые испытывают проблемы эмоционального характера, или с ребятами с ограниченными возможностями здоровья. Как известно, личность ребенка формируется под влиянием наследственно-обусловленных качеств и факторов внешней среды.

Неблагоприятные воздействия среды могут стать причиной временных нарушений поведения, которые, закрепившись, могут привести к аномальному искаженному развитию личности. К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей относятся реактивные состояния, такие как:

1. Синдром гиперактивности;

2. Конфликтные переживания;

3. Психастения;

4 Психопатические формы поведения;

Для нормального психического развития ребенка необходимо присутствие определенных эмоционально-психологических факторов. К ним относятся прежде всего:

1. Любовь ближних;

2. Чувство безопасности, обеспечиваемое заботой родителей;

3. Воспитание правильной самооценки;

4. Наряду с развитием самостоятельности в действиях и поведении, руководство взрослых, включающее, помимо любви и заботы, определенный набор запретов. Только при правильном соотношении внимания и запретов формируются соответствующие связи между "Я" ребёнка и внешним миром. И маленький человек, сохраняя свою индивидуальность, развивается в личность, которая обязательно найдет свое место в обществе.

Реактивное состояние определяется как нервно-психические расстройства, вызванные неблагоприятными ситуациями, и не связаны с органическим поражением центральной нервной системы. Ярким примером является синдром гиперактивности, который выражается в психомоторной расторможенности и эмоциональной возбудимости.

Причинами возникновения таких состояний у ребёнка могут стать конфликтные ситуации в семье, излишняя строгость родителей, в других случаях основными симптомами реактивных состояний являются психомоторное возбуждение, расторможенность в совершении неадекватных поступков и действий.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере могут также проявляться и в тяжелых внутренних конфликтных переживаниях ребёнка, когда в дуще у него сталкиваются противоречивые отношения к родным и близким, или к той или иной социальной ситуации.

Причинами конфликтных переживаний чаще всего являются неблагоприятные положения ребенка в семье, такие как конфликты в семье, распад семьи, появление мачехи или отчима, алкоголизм родителей. Проявлениями тяжёлых конфликтных переживаний чаще всего являются замкнутость, раздражительность, негативизм во многих формах его проявления, включая речевой негативизм, депрессивные состояния, а стойкие конфликтные переживания нередко сопровождаются нарушениями поведения.

Также достаточно сложным нарушением является психастения. Это нарушение психической и интеллектуальной деятельности, обусловленное общим ослаблением нервно-психических познавательных процессов. Причинами могут быть серьезные заболевания ребенка, общее ослабление его состояния, нарушение конституционального развития. Основными проявлениями психастении являются снижение общей психологической активности, замедленность, быстрая истощаемость психической и интеллектуальной деятельности, снижение работоспособности, явление психическая заторможенности, повышенная утомляемость при психических нагрузках.

Дети этой категории отличаются такими чертами характера, как нерешительность, повышенная впечатлительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, мнительность, тревожность, состояние депрессии и аутестические проявления.

К одним из нарушений в эмоционально-волевой сфере относится психопатия. Психопатия - это патологический склад характера, который проявляется в неуравновешенности поведения, в неумении подчиняться внешним требованиям, в неумении приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

Иными словами, психопатия - это искажённый вариант развития личности при сохранном интеллекте. Вместе с тем для развития психопатии, наряду с основной причиной, вызывающей врожденную, или рано приобретенную недостаточность нервной системы, необходимым является ещё наличие другого фактора: неблагополучие социальной среды и отсутствие коррегирующих воздействий при воспитании ребенка.

Таким образом, можно подвести итог и можно отметить взаимодействие внешних и биологических факторов происхождения нервно-психических расстройств у детей, которые приводят к эмоционально-волевым нарушениям. Биологические факторы рассматриваются как исходные моменты, предпосылки, которые могут вызывать психопатическое развитие личности. Решающую же роль приобретают социальные факторы, главным образом условия воспитания и развития ребенка. Целенаправленное позитивное воздействие внешней окружающей среды может в большей или меньшей степени корригировать имеющиеся у ребенка отклонения.

В коррекционной и развивающей работе я, как педагог-психолог, с детьми с эмоционально волевыми нарушениями чаще всего использую методы арт-терапии, такие как сказкотерапия, куклотерапия, песочные игры, рисования на песочных столах, а также часто применяем метафорические ассоциативные карты. Я использую карты Татьяны Ушаковой "Роботы". Но на самом деле разнообразные метафорических карт просто поражает, они могут быть самыми разнообразными. Они могут изображать картинки природы или лиц, могут быть с текстом или без. Я не перестаю удивляться тому, как много тонко чувствующих и умных людей использовать метафорические карты в своей работе, как много методов и способов применения их в своей практике.

И все таки метафорические карты объединяет одно - это путь к самому себе. Метафорические карты - это нахождение своих субличностей и как можно с ними договориться. Если мы говорим про детей старшего дошкольного возраста, про детей с ограниченными возможностями здоровья, или про детей, которые испытывают проблемы эмоционального характера, то это прежде всего поиск ресурсов, которые ребенок мог бы использовать в своей повседневной жизни.

Комплект состоит из 2 наборов карт : цветных и черно-белых. Каждый из них включает в себя 3 вида карточек : изображение голов, туловищ и ног. Всего 168 карт, и это материал для многоразового использования. Также в набор входит листы с чёрно-белым изображениями которые нужно ксерокопировать, чтобы каждый раз перед началом работы у вас был полный комплект дублей черно-белых изображений - это расходные материалы. Если ребенок выбрал чёрно-белые карты, ему предлагаются копии частей выбранного изображения, чтобы он мог оформить роботов по своему усмотрению. Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом, и в результате можно создать изображение робота из любых частей. Множество возможностей комбинировать разные детали уже является игрой, по сути, робот - это фантазия на тему человека, его возможностей и отношений. Всё это задает поле для психологической работы, комплект "Робот" позволяет работать с внутренними конфликтами. В частности это касается детей с особенностями развития с ограниченными возможностями здоровья и детей с эмоциональными нарушениями. Данную методику можно использовать индивидуально, в парах, в малых группах, в больших группах, в детско-родительских группах. Если мы говорим про групповое применение данного метода, то это будет касаться, прежде всего, развития у детей коммуникативных навыков. Если мы говорим про индивидуальную работу, - а особенно это касается детей с эмоциональными нарушениями, - то это поиск ресурсов, способностей, умения вырабатывать какие-то новые техники и приемы выхода из каких-то сложных ситуаций.

Работа с "Роботами" эффективна не только с детьми с эмоционально- волевыми нарушениями, но и со всеми детьми старшего дошкольного возраста, поскольку эмоционально-волевая несформированность характерна для всех детей-дошкольников.

Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями
Фото №1 Конспект выступления на семинаре практикуме Использование
Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Использование прозрачного мольберта в работе детского психологаИспользование прозрачного мольберта в работе детского психолога Использование прозрачного мольберта в работе детского психолога. (методическая разработка для педагогов-психологов образовательных организаций).

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями
Опубликовано: 4 февраля 2021 в 11:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД