Лучший педагог года

Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги

Ольга Кустова
Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги

Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги.

Очень часто дошкольники, особенно с тяжёлыми нарушениям речи, испытывают трудности в употреблении такой грамматической категории как предлог. Без умения его правильного использования ребёнок не может по-строить предложение, согласовать в нём слова и следовательно речь его ста-новится аграмматичной. В дальнейшем у таких детей будет нарушена и письменная речь. В связи с этим такое направление в речевом развитии как обучение умению употреблять предлоги становиться очень важным в работе с воспитанниками, имеющими нарушения речи. При этом для лучшего по-нимания и запоминания необходимо познакомить детей с моделью (схемой) предлогов.

Публикация «Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги» размещена в разделах

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психоло-гов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообраз-ных знаний и навыков оказывает положительное влияние на развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно лег-ко и быстро формируются необходимые умения. Доступность метода моде-лирования для дошкольников доказана психологами (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, который дошкольники с лёгкостью используют в своёй игровой деятельности.

Как же организовать работу по обучению дошкольников умению употреблять предлоги на основе использования метода моделирования? Пре-жде всего, необходимо научить ребёнка слышать предлоги, понимать пред-логи как отношения между предметами, проговаривать их, а затем уже пере-ходить к развитию умения использовать их в собственной речи. Изучаются предлоги по одному. Дети тренируются в понимании и использовании. Затем берётся другой предлог, а далее дифференциация этих двух предлогов.

Для того чтобы ребёнок научился слышать и понимать предлоги у него должны быть сформированы начальные пространственные представления. Понимание значения простых предлогов – это понимание пространственных отношений. Если ребенок не различает понятия «вверху», «внизу» «впере-ди», «сзади» и т. д., то и использовать предлоги в речи он не сможет.

Знакомство с предлогами в дошкольном возрасте начинают с простых, затем постепенно переходят к сложным предлогам.

Детям до 5 лет нельзя давать изучение предлогов на плоскостном изо-бражении. Это нужно делать посредством игр в окружающем их простран-стве.

С детьми старшего дошкольного возраста желательно изучать предлоги на плоскостном изображении. В этом возрасте детям вместо термина «пред-лог» даётся понятие «маленькое слово». В старшем дошкольном возрасте изучаются следующие предлоги : на, в, за, под, над, к, от, по, около, перед.

В подготовительной группе рекомендуется познакомить детей с терми-ном «предлог». В этом возрасте в речи детей закрепляются такие предлоги как из, из-за, из-под, между.

Объяснять значения предлогов детям с ОВЗ необходимо с наглядной опорой (схемы предлогов, сюжетные картинки, символы слов-действий) и, конечно же в игровой форме. Так воспитанники лучше всего усвоят и закре-пят полученные знания.

Изучать и закреплять предлоги в речи детей на плоскостном изображе-нии необходимо по этапам:

1. Составление предложений с опорой на предметные картинки, схему предлога (модель) и символов слова – действия.

2. Составление предложений с опорой на предметные картинки, схему предлога (модель) и схему слова – действия.

3. Составление предложений с опорой на предметные картинки и схему предлога (модель).

4. Составление предложений с предлогом на основе сюжетных картинок.

5. Составление предложений с указанным предлогом.

Если дети усваивают материал, указанные этапы можно объединить или пропустить.

Очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, закрепилась в речи, необходимо достаточное количество повторе-ний, т. е. играя или занимаясь с детьми, надо создать ситуации, в которых один предлог будет многократно повторяться.

Правильность и точность употребления в значительной степени расши-ряет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

Публикации по теме:

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование планшета для рисования песком в развитии у дошкольников пространственных представлений и умения ориентироватьсяИспользование планшета для рисования песком в развитии у дошкольников пространственных представлений и умения ориентироваться Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений, которые являются сложным процессом. Согласно ФГОС, к моменту.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности» Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»Методом моделирования.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием метода моделирования Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста. Рассказывание сказки «Колобок» (с использованием метода моделирования).

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

НОД «Пересказ сказки «Бычок чёрный бочок, белые копытца» с использованием метода моделирования»НОД «Пересказ сказки «Бычок чёрный бочок, белые копытца» с использованием метода моделирования» Задачи: 1. Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядной модели. 2. Углублять восприятие сказки за счёт выявления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги
Опубликовано: 12 августа 2023 в 19:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД