Лучший педагог года

Использование методов ТРИЗ (системного оператора и синектики (прием аналогий) на ООД «Встреча с героем сказки»

ирина коростелева
Использование методов ТРИЗ (системного оператора и синектики (прием аналогий) на ООД «Встреча с героем сказки»

Цель НОД - Формировать системное представление у детей об окружающем мире;

- Развивать: познавательную активность детей,

любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению; монологические формы речи,

- Стимулировать речевое творчество детей.

Задачи НОД: Формировать у детей умение: составлять описание предмета по схеме с опорой на иллюстрацию; выстраивать линию развития какого-либо объекта; Побуждать к установлению элементарных причинно-следственных связей между разными этапами развития объекта. Закрепить умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого). Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни. Развивать: творческое мышление, память, внимание; коммуникативные навыки общения – умение работать в паре и команде, умение коллективного обсуждения общей проблемы, совершенствовать умения рефлексии своей деятельности.

Публикация «Использование методов ТРИЗ (системного оператора и синектики (прием аналогий) на ООД „Встреча с героем сказки“» размещена в разделах

Предварительная работа: чтение отрывка о Лукоморье и других сказок А. С. Пушкина; проведение игр «На что похоже?», «Кто такой же?», «Найди друзей», «Волшебные очки», «Найди похожих - непохожих», «Системный лифт», «Паровозик» «Что сначала, что потом», «Чем было – чем стало», «Раньше – позже» .

Демонстрационный материал:

- Книга «Сказки А. Пушкина»

Средства ТСО:

- мультимедийное оборудование, презентация к НОД: схемы для придумывания загадок;

картинки

Мотивационно- ориентировочный этап. Использование метода системного оператора

Дети стоят возле воспитателя напротив экрана.

Воспитатель. У нас с вами сегодня необычный день, мы ждем в гости героя сказки. А вот какого, попробуйте отгадать. Внимание на волшебный экран (по М. Гафитулину).

В гости ждем с тобой КОГО-ТО,

Этот КТО-ТО для чего-то,

Это КТО-ТО - из чего-то,

Кем-то раньше был КТО-ТО,

И был КТО-ТО для чего-то

Что-то будет с этим КТО-ТО,

На экранах рассмотри

И КОГО-ТО назови.

Домашние животные Дуб с золотой цепью библиотека

Мышка? ручка и листы

Лапки, ушки, усики, кожаный нос, пушистый хвост

На экране появляется кот.

Практический этап

1. Постановка проблемной ситуации.

2. Поисковый этап. Логические умозаключения.

3. Использование приёма аналогий метода синектики.

4. Организация творческой деятельности

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Это кот Баюн из Лукоморья. Поздоровайтесь с ним. Как вы думаете, каким образом он у нас появился?

Дети. Мог прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и. т. д.

Воспитатель. Кот Баюн говорит, что он появился, благодаря волшебству, чтобы попросить у нас помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве проходит конкурс загадок. Условия конкурса очень сложные: выиграет тот, кто придумает самые премудрые загадки, а он, как хранитель сказок Лукоморья, не может отставать. Кот Баюн слышал, что вы умеете придумывать оригинальные загадки. Ребята, вы готовы помочь ему?

Дети. Да!

Воспитатель:

На свете все на все похоже:

Змея – на ремешок из кожи;

Луна – на круглый глаз огромный;

Журавль – на тощий кран подъемный;

Кот полосатый – на пижаму;

Я – на тебя, а ты – на маму.

Роман Сеф

На экране представлены предметы, из которых детям предлагается выбрать объекты для загадок.

Воспитатель: Итак, для сочинения загадок выбраны предметы: подсолнух, ведь наша группа так и называется «Подсолнушки», а также предметы бытовой техники, которых нет в Лукоморье.

Воспитатель показывает на экране изображение модели-схемы составления рассказов и предлагает детям совместно составить загадку о подсолнушке

Пример коллективного рассказа с детьми.

Это цветок. Он желтый как цыпленок. Он большой и высокий, но не как многоэтажный дом. У него сладкий запах, как у выпечки. Он цветет летом, но не как мать-и мачеха и ландыш. У него есть корень, стебель, листья и цветок, как и у дерева. Он растет в поле, но не как хлеб. Из него делают масло и употребляют в пищу его семечки. Воспитатель на мольберте схематично зарисовывает рассказ.

Воспитатель. Вот мы все вместе зарисовали загадку. Помогите коту Баюну запомнить ее, расскажите еще раз, опираясь на схемы, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как.» или «Но не как…». Рассказы детей.

Воспитатель. Кот Баюн очень доволен. Теперь, нужно для него составить загадки про предметы чудо-техники. Только прежде мы разделимся на две группы. В первой - будут все, у кого в одежде есть синий цвет; во второй – все остальные.

Первая группа будет рисовать загадку про стиральную машину, а вторая про телевизор. Поможет вам в этом это схема.

На экране схема для составления рассказа о предметах быта. Разъяснение схемы. Воспитатель. Перед вами листы, разделенные пополам. Слева на листе схема, справа пока ничего нет. Сейчас каждый из вас будет рисовать загадку. Помните, вы рисуете справа перед каждой картинкой схемы.

Воспитатель. Ребята, перед работой давайте разомнем ваши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Палец Толстый и Большой (массаж пальца)

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Показал ему дорогу.

Палец Средний - самый меткий,

Он снимает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

После заполнения таблички воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как.» или «Но не как».

Постановка новой проблемы

Формирование навыков продуктивного, творческого изучения темы. Прием системного оператора

Воспитатель. Коту очень понравились ваши загадки, и в знак благодарности он хочет нам что-то подарить. Послушайте его загадку. Внимание на Волшебный экран (по М. Гафитулину) Ответы детей. (Книга)

На экране исчезло изображение кота.

Воспитатель. Ребята, Баюн исчез, так же незаметно, как и появился, но в подарок он оставил. Интересно, что он хотел сказать нам этой сказкой? Только это уже другая история и о ней мы поговорим в следующий раз.

Рефлексия своей деятельности.

Вопросы к детям:

- Вам понравился наш гость? Что было наиболее трудным для вас, а что удалось легко? Что запомнилось больше всего? Дети отвечают

Ответы детей.

В: Верить в сказку — это счастье,

И тому, кто верит,

Сказка обязательно отворит все двери». Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗ Приступая к работе по развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование методов ТРИЗ (системного оператора и синектики (прием аналогий) на ООД «Встреча с героем сказки»
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 14:23
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД