Папки-передвижки

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Юлия Покровская
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста".

Тропанова Юлия Вадимовна

воспитатель

МАДОУ «Детский сад №130» город Нижний Новгород

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…»

К. Д. Ушинский.

Аннотация:

Публикация «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Мнемотехника представляет собой систематизированный, практикоориентированный, доступный материал для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Цель данной методической разработки – это компетентный подход в использовании технологии мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Основными принципами являются: - «от простого к сложному», начиная с младшего и заканчивая старшим дошкольным возрастом, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; - интеграция, обеспечивающая взаимодействие всех образовательных областей.

Ключевые слова: мнемотехника, связная речь, дошкольный возраст.

Введение:

Наблюдая за своими воспитанниками, мы отметили, что в настоящее время все чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. Дети не способны связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. Также одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с е обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальной становится необходимость использования инновационных технологий, более эффективных, научно-обоснованных путей развития речи, чтобы процесс обучения для современных детей был интересным, занимательным, развивающим.

Актуальность:

Применение приёмов мнемотехники для развития речи дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Важно использовать наглядный материал на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Основной этап работы:

Развитие связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Это решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов. Заучивание стихотворений вызывает у детей большие трудности, быстрое утомление, а иногда и отрицательные эмоции. а также составление рассказов по картине. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Взяв технологию мнемотехники, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет используя в работе по обучению детей связной речи. На практике я увидела, что она развивает ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук. Эта техника отлично применяется в детских садах для обучения детей. В индивидуальной работе с детьми, в совместной их деятельности, дети учатся красиво и правильно излагать свои мысли.

Структуру мнемотехники можно представить следующим образом. Мнемоквадрат – это отдельная карточка – изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. В младшем дошкольном возрасте познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. Поэтому большую роль здесь играет наглядно-действенное обучение, основанное на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному, повышает их внимание, способствует более глубокому усвоению знаний и активизирует речевую деятельность (рис. 1). Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная. Как и любая работа, обучение при мам мнемотехники строится от простого к сложному. Начинать работу нужно с введения простых мнемоквадратов. Размер мнемоквадратов выбирается, исходя из требований к наглядным материалам. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, такие как цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Опираясь на вышесказанное, в самом начале работы вводятся символы, направленные на уточнение понятий формы и цвета. Сразу отметим, что понятие «размер: большой - маленький» можно вводить только при сравнении предметов (например, красный мяч – большой, а синий – маленький). По мере накопления сенсорного опыта уточняются и закрепляются понятия «твердый – мягкий», «гладкий – шершавый», «пушистый – колючий». Чтобы детям легче было описывать свои ощущения, можно ввести «символы – сравнения». Например: сладкий как пирожное, колючий как жик и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений (рис. 2).

Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. В результате использования мнемотехники у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Вывод:

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. Успешность обучения зависит от качества речи. Кроме того, чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития.

Список литературы:

Список используемой литературы 1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005. 2. Громова О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005. 3. Малетина Н. С., Пономар ва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. 4. Омельченко Л. В. Использование при мов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115. 9. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21. 10. Фалькович Т. А Барылкина, Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва ВАКО, 2005.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 января 2023 в 13:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Покровская (УИ 3156279) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД