МААМ-картинки

Использование практических приёмов при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Елена Леонидова
Использование практических приёмов при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Поступление в школу является значимым этапом в жизни как здорового ребенка, так и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и серьезно влияет на социальную ситуацию детского развития.

Актуальность проблемы подготовки детей с ОВЗ, и в частности с системными (тяжелыми) нарушениями речи, к овладению письменной речью обусловлена тем, что в реальной практике обучения грамоте дошкольников и школьников с недоразвитием речи обнаруживаются серьезные проблемы. Основной причиной их возникновения является то, что учителя-логопеды как дошкольных, так и школьных учреждений при обучении детей первоначальным навыкам чтения и письма не в полной мере учитывают специфику функционирования и дальнейшего развития письменной речи.

Публикация «Использование практических приёмов при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Необходимо отметить, что дети с системными нарушениями речи, составляют в школьном возрасте группу риска по возникновению нарушений письма и чтения (дисграфии и дислексии). Для предупреждения такого рода нарушений, необходимо научить ребёнка отделять звуковую сторону слова от смысловой, учить анализировать звуковой состав слова, четко и правильно проговаривать все его части. Обозначенные предпосылки необходимы как для овладения детьми с ОНР (общим недоразвитием речи) принципом фонематического написания, так и для усвоения морфологического принципа русского письма.

Без овладения фонетическим принципом, предполагающим определенный уровень усвоения отдельных звуков и первичных форм звукового анализа, невозможен переход к морфологическому письму, основанному на четких и константных представлениях о звуковом и морфемном составе слова.

Обучение первоначальным навыкам грамоты детей с ОНР — это сложный психологический процесс, для овладения которым, кроме достаточного уровня когнитивного и речевого развития, необходима определенная зрелость ряда психофизических функций. Так, к началу обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы операции фонематического и зрительного восприятия, линейной памяти, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, функции внимания как средства контроля за осуществлением учебной деятельности, развит фонематический слух и необходимые для обучения мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация).

Обучение грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья состоит из двух основных периодов: подготовительного, или добукварного, и основного, или букварного. В каждом из них выделяются свои коррекционные задачи и своя последовательность работы.

Подготовительный этап обучения грамоте детей с ОНР начинается в детском саду. На этом этапе формируются как предпосылочные для письма операции, так и ряд базовых. Дети овладевают такими языковыми понятиями, как речь и ее виды, текст, предложение, слово, слог, звук, ударение, согласные и гласные звуки; причем в процессе обучения дети овладевают и соответствующей языковедческой терминологией.

Наличие различных нарушений устной речи, неразвитость фонематического слуха, несформированность операций фонематического восприятия, морфемного, слогового и лексико-синтаксического анализа, оптико-пространственных и временных представлений у детей с недоразвитием речи создают большие трудности при обучении письму и чтению.

Обучение грамоте детей с ОНР имеет много общего с обучением грамоте детей, не имеющих отклонений в развитии речи, но имеет и множество особенностей.

Разрабатывая систему логопедической работы по обучению детей грамоте, учитель-логопед должен соблюдать ряд важных условий обучения детей с системными нарушениями речи.

Во-первых, порядок изучения звуков и букв должен быть иной, нежели для детей с нормативным речевым развитием. Он подчинен онтогенетическому принципу логопедической работы, кроме того, педагог всегда должен опираться на звуки, сохранные в речи детей.

Во-вторых, изучение звуков, близких по акустическим, артикуляционным и акустико-артикуляционным признакам, должно быть раздвинуто во времени с целью предупреждения их смешений.

В-третьих, лексический материал, предлагаемый для анализа, непременно должен соответствовать принципу орфографического проговаривания, т. е. его произнесение не должно отличаться от написания.

В-четвертых, значения слов, отрабатываемых на занятиях должно быть семантизировано соответствующим способом.

В-пятых, темп обучения детей с ОНР должен быть более медленным, растянутым во времени по сравнению с темпом обучения в учреждениях массового типа.

В-шестых, в словах, предлагаемых для проведения фонемного анализа, звуки должны быть в четкой артикуляционной позиции, кроме того, необходимо соблюдать принцип постепенного наращивания слоговых структур.

Все занятия по обучению грамоте детей с ОНР проходят в игровой форме, на которых дети отправляются в город звуков, на улицы гласных и согласных звуков, знакомятся с разноцветными домиками звуков, узнают почему они раскрашены именно так, узнают почему на одних домиках висит колокольчик, а на других наушники.

Использование различных игр таких как: «Догадайся, кто какие звуки издает», «Узнай предмет по звуку», «Какой звук чаще слышим», «Поймай звук» способствуют развитию фонематического слуха, правильной артикуляции, умению слушать и выделять повторяющиеся звуки.

Сейчас хочу обратить ваше внимание на видео, на котором проводится работа по закреплению правильного произнесения и дифференциации звуков [А]-[У], формируется навык чтения, анализ и синтез звукосочетаний АУ-УА. (на видео первый ребёнок)

В обучении грамоте звуковой анализ всегда опережает синтез, но в целом эти два процесса неразрывны, т. к. интеллектуальный звуковой анализ является основой для овладения процессом чтения, а синтез формирует уже сам навык чтения.

Поэтому при обучении дошкольников с общим недоразвитием речи грамоте широко используется аналитико-синтетический метод.

Данный метод основывается на изучении произношения слова, выделении ребёнком звуков и слогов в слове, воспроизведении их в словах и отдельно, обозначении звуков буквами и чтении слов из знакомых слогов.

Рассматривая механизм управления чтением, Д. Б. Эльконин достаточно образно описывает его следующим образом: «Видишь согласную букву — не произноси ее звукового значения, а смотри на следующую за ней букву, обозначающую гласный звук. Если это буквы А, О, У, Ы, Э, то согласная обозначает твердый согласный звук; если это буквы Я, Ю, Е, И, Ё, то согласная обозначает мягкий согласный звук».

Таким образом, управление воссозданием звуковой формы слова при обучении грамоте состоит из двух взаимосвязанных процессов: ориентации на согласную букву для определения фонемного значения согласной и ориентации на следующую за согласной фонемой гласную фонему с целью правильного произнесения предыдущей согласной. В основе этих действий имеет место четко выраженный механизм упреждения.

Изучив теоретическую часть данного вопроса и на основе многолетней практической работы мною был разработан приём, с помощью которого дети постепенно, осознанно, легко осваивают такой сложный процесс, как звуко-буквенный анализ слова.

Чтобы облегчить дошкольнику понимание и умение определять твёрдость-мягкость фонем «сажаем» гласные на пальцы.

Обводим ладошку ребёнка и подписываем соответствующие буквы.

Если за согласной стоят звуки с левой руки, то согласная –твёрдая (твёрдая как лёд, обозначаем её синим цветом.

Если за согласной стоят звуки с правой руки, то согласная –мягкая (мягкая как травка, обозначаем её зелёным цветом.

И конечно не забываем о звуках, которые всегда твёрдые и всегда мягкие.

А ещё у нас есть звуки, с которыми дружит звук [Й] и называются они Йотированные. И если мы загнём палец с буквой И, то у нас останется четыре йотированных звука, поэтому звуки располагаются на руке в такой последовательности для более лёгкого понимания и запоминаниями детьми.

Затем к гласным приглашаем согласную. Загибаем по одному пальцу и произносим слоги, например твё рдо: «КА-КО-КУ-КЫ-КЭ.»

- Как мы произносили согласную?

- Твёрдо.

-Почему?

-Потому что за ней стоят гласные, которые превращают её в твёрдый звук.

Затем поднимаем другую руку, загибаем пальцы и произносим слоги выделяя голосом мягкий согласный звук: «КИ-КЕ-КЁ-КЮ-КЯ»

-Как мы произносили согласную?

- Мягко.

-Почему?

-Потому что за ней стоят гласные, которые превращают её в мягкий звук.

Затем так же с этими гласными в сочетании с согласными придумываем слова, характеризуя их опираясь на данный алгоритм.

Аналогичным образом анализируем каждый согласный, с которым знакомимся в процессе обучения грамоте. (на видео второй ребёнок)

Многократное повторение гласных звуков с помощью пальцев руки позволяет ребёнку с ОНР запомнить гласные звуки и легко их дифференцировать.

Так же данная памятка с ладошкой ребёнка позволяет легко запоминать каким цветом мы обозначаем твёрдые-мягкие согласные. И какие звуки бывают только твёрдые или только мягкие.

Затем определяем какой это звук: звонкий или глухой. Определяем количество слогов по наличию гласных.

Закрепляю полученные знания с помощью игр. Ребятам нравится игра «Твердо-мягко»,. В этой игре дети помогают двум героям разделить картинки. Ребенок называет предмет словом, выделяет нужный звук и распределяет слова между героями, «Подбери слово к схеме» дети подбирают слова из карточек к заранее нарисованным схемам.

Эти же слова (карточки) можно использовать для определения места звука в слове (звук находится в начале, середине или в конце слова).

И конечно узнавая новые звуки, анализируя звуковой состав слогов и слов одновременно учим ребёнка записывать буквы и слова. Ведь чем больше анализаторов задействовано в работе, чем активнее работает память, внимание, восприятие при знакомстве со звуком-буквой, тем выше результаты этой работы.

Печатаем буквы в тетради и на доске. В тетради печатаем слоги и короткие слова, содержащие нужные буквы, рисуем схему слова по количеству звуков, раскрашиваем её в нужные цвета. А можно ведь и поиграть, не раскрасить, а обозначить буквы разноцветными прищепками. (на видео третий ребёнок).

Подводя итоги под вышесказанным хочется отметить, что работа по обучению грамоте детей с ОНР проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей : фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамотеДидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование практических приёмов при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 сентября 2021 в 19:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование практических приёмов при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Леонидова (УИ 508785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД