Ольга Гусева
Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направленo на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Публикация «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Учёными-педагогами выявлены условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников. Это:
• Создание обогащённой предметно-пространственной среды;
• Включение занимательности в содержание занятий;
• Создание проблемно-поисковых ситуаций;
• Вовлечение в выполнение творческих заданий;
• Интеграция разнообразной деятельности;
• Организация экспериментирования;
Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, одной из которых является исследовательско-проектная деятельность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в числе основных форм организации образовательного процесса названа и проектная деятельность, которая также является специфическим видом деятельности дошкольников. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения.
Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Учитывая актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектно-исследовательскую технологию, построенную на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов, которые, прежде всего, направлены на решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск.
Вся работа строится на следующих принципах:
• принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
• принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
• принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
• принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
• принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.
В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:
• развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;
• активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
• формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.
В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:
• формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:
• научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
• развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
• повысить уровень коммуникабельности.
Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:
I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.
На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).
На III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству.
Важно, чтобы тема проекта шла от детей, поэтому выбор темы начинаем с изучения интересов детей. На основании ответов детей планируется деятельность в центрах активности. В любом случае, темы, основанные на интересах детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение.
Так во второй младшей группе был разработан исследовательский проект, где в равной степени используется экспериментальная и игровая деятельности. Такой как: «Волшебный песок», детям давались знания о свойствах песка, проводились опыты, во время которых дети с помощью воспитателя учились делать выводы, большой популярностью у детей пользовались игры с песком.
Особый интерес вызвал творческий проект в средней группе «Наша дружная семья»
В ходе этого проекта дети становились партнёром для взрослого, т. е привлекли своих родителей к взаимодействию. Им нужно было придумать название своей семейной команде, изготовить эмблемы, придумать форму, разучить девиз, участвовать в различных конкурсах, соревнуясь с другими семейными командами. Этот проект был весёлым и задорным, все получили массу впечатлений. Было приятно видеть, как семьи дружно справлялись с очередным заданием. А дети в конце развлечения от родителей получили новые энциклопедии для развития познавательных способностей.
В старшей группе был проведён информационный проект «Зимующие птицы». В ходе которого дети сами собирали материал при небольшой помощи своих родителей. Они наблюдали, готовили описательные рассказы каждый о своей выбранной птице, подбирали загадки, рисовали, лепили, конструировали различных птиц. А на итоговом занятии изготовили необычные тортики в виде сердец из семечек подсолнечника, тыквы, пшена, которые развесили на ветки деревьев. Кроме этого совместно с родителями были изготовлены и повешены кормушки. Собрав весь материал по проекту, мы участвовали в республиканском конкурсе «Птичий дом».
Проектная деятельность, реализуемая через разные формы работы в центрах активности, дает возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему близок. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, кто – то рисует, кто-то делает опыты, кто-то «издает» книжку,, кто-то конструирует) все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, строить речевое высказывание в ситуации общения, договариваться со сверстниками во время деятельности, рассказывать о проделанной работе.
- Детская исследовательская деятельность важна и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- В процессе исследовательской проектной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
- При использовании проектной технологии в образовательной деятельности у детей появляется интерес, притягательность к процессу познания, повышается мотивация образовательной деятельности. И что самое главное – помогает развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню,
дай попробовать - и я пойму!»
Т. е., можно сказать, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.