МААМ-картинки

Опыт работы «Использование проектной деятельности в работе с семьей» (1 фото)

Елена Евсеенко
Опыт работы «Использование проектной деятельности в работе с семьей»

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на помощь семье в формировании социально компетентной личности дошкольника, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям) и активно взаимодействовать с окружающими людьми.

Публикация «Опыт работы „Использование проектной деятельности в работе с семьей“» размещена в разделах

Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, мы искали такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками. Для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать о своих волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка, спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию.

И именно поэтому мы решили использовать во взаимодействии с родителями инновационное направлениепроектную деятельность, которая как раз и позволяет решить все поставленные задачи. Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним.

Проектная деятельность – это такая форма взаимодействия взрослых (педагоги, родители) и детей, которая позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками.

В процессе организации проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.

Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи. Проектная деятельность отвечает всем современным тенденциям в образовании. Данный вид деятельности направлен на актуальную проблему саморазвития дошкольника. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Какова же роль родителей в проектной деятельности?

Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей.

Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Неучастие родителей в жизни своего ребёнка, отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть ’’успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи. Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:

Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.

Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребёнка.

Все мы знаем, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими бы прекрасными не были наши детские сады, главным воспитателем малышей являются отец и мать.

Поэтому задача воспитателя заключается в правильной организации взаимодействия с родителями своих воспитанников. Чтобы общение воспитателя с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей, и, самое главное, их опыта в воспитании детей.

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на мой взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателя, родителей и детей. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьёй. Сюда можно отнести создание плакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое.

При работе над проектами мы используем следующие этапы работы :

– ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;

– вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);

– намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей);

– обсуждаем план с семьями;

– все вместе рисуем план-схему проведения проекта;

– собираем информацию, материал;

– проводим образовательную деятельность, игры, наблюдения;

– даём домашние задания родителям и детям;

– переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения родителей и детей;

– организуем презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН, составляем альбом и т. п.

подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», родительском собрании и проводим обобщение опыта.

Проект направлен на привлечение родителей к непосредственному участию в коррекционно-развивающем процессе. Реализация проекта может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев и состоит из последовательных этапов: ознакомление родителей с целями и задачами проекта, совместная деятельность детей и родителей, презентация проекта. Проект, как правило, включает в себя несколько мероприятий, способствующих его реализации.

Проекты могут быть исследовательскими, а могут быть творческими.

В нашей группе родители вместе с детьми работали над краткосрочными проектами : «Перелетные птицы» и

«Яблочный спас». На примере, которого я бы хотела рассказать об использовании проектной деятельности с родителями.

Основной целью этого проекта является :

• Через праздник "Яблочный Спас» познакомить детей

с обрядами и обычаями русского народа.

• Изучения и возрождения народных традиций.

• Изучение исторических корней праздника.

• Знакомство с фольклорными традициями, обрядовыми действиями, народными играми.

• Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

• Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности.

Актуальность

Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить те же традиции, а в наше время почти все традиции, связанные с праздником Яблочный Спас, забылись. Поэтому, необходимо приобщать детей к старинным праздникам знакомить их с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром.

Кроме того, воздействие народных праздников на ребенка является эффективным средством обогащения его духовной культуры.

Задачи

Дать представление о празднике Яблочный Спас, расширить кругозор детей;

Развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес;

Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.

Учить детей чтить народные традиции, бережно относиться к историческому прошлому русского народа.

Воспитывать бережное отношение к природе как источнику осенних даров.

Предполагаемые результаты

В результате работы над осуществлением проекта воспитанники должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:

Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

Умение играть в русские народные подвижные игры.

Этапы работы над проектом

Подготовительный :

-Определена тема проекта;

-Сформулированы цели и задачи;

-Подобрана литература, загадки, пословицы;

-Составлен план мероприятий основного этапа;

-С целью привлечения родителей к участию в проекте им был предложен раздаточный материал и задания по теме проекта для выполнения с ребенком дома;

-Были проведены консультации о необходимости приобщения детей к православным праздникам.

Основной (поисково – исследовательский, творческий) :

-Тематические беседы;

-Творческие мастерские – выставка поделок;

- Написания сценария праздника «День со вкусом яблока» и его подготовка.

- Конкурс творческих работ детей с родителями на тему:

«Яблочный Спас».

Заключительный

- Проведение праздника.

Длительность проекта : 1 неделя.

Далее моя работа по проекту была следующая…

В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Яблочный спас» в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта. Составила план работы в рамках проекта. Разработала методические материалы для его реализации.

В начале работы над проектом на стенде для вас родители оформила информационный лист следующего содержания. Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы с ребятами решили начать работу над новым проектом на тему «Яблочный спас», чтобы узнать как можно больше о народных традициях связанными с празднованием Преображения Господня (Яблочного Спаса, приобщать детей к духовно-нравственным ценностям). Нам очень нужно всё, что поможет больше узнать о происхождении праздника - энциклопедии с информацией по теме; произведения художественной литературы; картинки из журналов или Интернета; настольные игры и раскраски по теме; мультипликационные фильмы по теме; помощь в организации экскурсии храм и организация ярмарки. Мы очень на вас надеемся! Таким образом, родители были проинформированы о том, какая тема заинтересовала детей, какой объём материала у них имеется. Перед родителями раскрывается перспектива работы над проектом. В дальнейшем в процессе индивидуальных бесед выясняю у родителей более конкретно, кто какую помощь из предложенного списка сможет оказать. При этом поощряю проявление родителями инициативы и с радостью принимаю от них любую помощь.

Во время реализации проектной деятельности в группе дети читали художественную литературу, рассматривали и беседовали по картинам, разучивали стихотворения, отгадывали загадки, беседовали о народных приметах, пословицах и поговорках о яблочном спасе, играли в настольные и сюжетно – ролевые игры, смотрели мультфильмы и презентации, рисовали, раскрашивали, лепили и делали аппликации по заданной теме. Я старалась создать такую ситуацию, когда ребёнок должен был что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.

Во время прогулки дети осуществляли необходимые наблюдения, играли в подвижные игры. Совместно с родителями прошел праздник- развлечение «Спасу Ореховому, Медовому, Яблочному посвящается.», где родители приняли активное участие в играх.

19 августа был запланирован поход в храм, куда отправились педагоги, дети и их родители, взяв с собой яблоки, виноград и мед. Возвращаясь обратно в детский сад, всю дорогу дети и взрослые вспоминали о священнослужителях в необычных костюмах, о большом количестве людей пришедших в храм, о воде, которой были окроплены и все присутствующие и их продукты. Можно смело сказать, что из храма дети и родители ушли под большим впечатлением. Результатом данного проекта стала ярмарка.

Родители в свою очередь решили организовать ярмарку на высшем уровне. Оформили рисунками центральный вход в детский сад на тему «Яблочный спас», возле которого останавливались не только дети и искали свои рисунки, но и их родители. За ранее пошили детям русские народные костюмы, для выступления. Подготовили все атрибуты и украшения ярмарки.

Помимо всего этого, хочется также сказать и том, что в этот день были печеные яблоки, яблочный компот, слойки с яблоками, торты шарлотки. Всё это яблочное изобилие приготовили родители вместе с детьми для ярмарки, которая прошла на высоком эмоциональном уровне.

Дети были одеты в народные костюмы. Мероприятие прошло весело и задорно: звучали народные песни и мелодии, проводились народные игры «Передай яблочко», «Карусель», «Ручеек» дети читали стихи о «яблочном спасе».

Для родителей подготовила информационные стенды, листы и буклеты с целью повышения компетентности родителей в вопросах православной культуры.

Говоря о вовлечении родителей в проектную деятельность, следует отметить их активное участие в работе над проектами. Они с удовольствием помогали детям открывать новое, неизведанное. Проявляя свои творческие способности, родители рисовали по теме проекта, придумывали песенки, стихотворения.

Я считаю, что использование проектной деятельности наиболее эффективено в работе с семьей, так как она позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта. Активное участие всех заинтересованных родителей позволило сделать вывод о том, что проектная деятельность является достаточно эффективной формой работы ДОУ с семьей в вопросах использования педагогических технологий, способствующих повышению осведомленности родителей.

Сотрудничество с родителями дало следующие положительные результаты: - создание детско-взрослого сообщества; - накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьёй; - оказание родителями практической помощи в создании развивающей среды; - активное участие родителей на праздниках, открытых мероприятиях, в конкурсах, образовательном процессе.

В заключение хочется сказать об эффективности проводимых мероприятий, так как мы видим, как у родителей проявляется искренний интерес к жизни своих детей, желание принять в ней участие, стать близким другом своему ребенку.

На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями. Использование инновационных форм работы с родителями дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

Опыт работы «Использование проектной деятельности в работе с семьей»
Публикации по теме:

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» «Прежде чем.

Организация проектной деятельности в работе с родителями Приоритетное направление моей педагогической деятельности с 2010 года в ДОУ - «Проектная деятельность в работе с родителями и детьми с экологическим.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Опыт работы «Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста» Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального,.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей»Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей» Актуальность: Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля.

Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада»Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» (Э. Успенский).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование проектной деятельности в работе с семьей»
Опубликовано: 6 августа 2023 в 20:51
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД