МААМ-картинки

Использование ТРИЗ технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Татьяна Юрченко
Использование ТРИЗ технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Использование ТРИЗ технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи

- познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;

- повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;

Публикация «Использование ТРИЗ технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- познакомить с методикой проведения экологических игр и упражнений по технологии ТРИЗ;

- формировать желание помогать детям, умение находить с ними контакт.

Методы и приемы работы с педагогами: «мозговой штурм», анализ, сравнение, изучение, моделирование ситуации.

(Слайд. 2)

Экологическое воспитание и образование детей

– чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вывести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях. Процесс формирования личности в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему научных природоведческих знаний. Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, стремление глубже понять ее, эмпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности перед ней. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. (Слайд. 3)

ТРИЗ

– является одной из моделей перспективного образования. Теория решения изобретательных задач являет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого и сильного мышления, формирования творческой личности и коллективов. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире. Изучив ТРИЗ – технологию, мы определим основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Расскажу о некоторых из них: (Слайд. 4)

- Метод противоречия (проблемные ситуации).

Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия можно и с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры

«Хорошо – плохо». Например, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Мороз – это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз - это плохо, потому – что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т. д.»

Можно поделить детей на группы – одна группа говорит, что хорошо, а вторая – что плохо. В методе противоречий также можно использовать игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. На примере животных:

• Волк злой, а лиса хитрая (повадки)

• Волк серый, а лиса рыжая (внешность)

• Олень большой, а заяц маленький (размер)

• Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания)

• Петух - птица, а кошка - животное (вид)

В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами.

«Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим»

. (Слайд. 5)

- Метод мозгового штурма.

Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных.

Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку

. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот метод используется для решения различных экологических проблем. Например:

«Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?»

и т. д. Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика. (Слайд. 6)

– Метод синектики (усовершенствованный мозговой штурм).

Понятие «Синектика» означает «объединение разнородных элементов», а суть самой техники заключается в поиске постоянных аналогий. В основе метода синектика лежит использование различных аналогий:

прямой, функциональной, фантастической

. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким - либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.

Прием прямой аналогии

используется начиная с младшего возраста. Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры «Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду). Например: на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т. д. В старших группах эти сравнения усложняются.

Прием функциональной аналогии

. Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т. д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т. д.)

Прием фантастическая аналогия

.Дети сравнивают животное (птицу) с его игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т. д. прототипом. Например: что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная? Этот прием используют начиная со среднего возраста как часть занятия по познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации, в наблюдениях за живым объектом. (Слайд. 7)

-Метод Эмпатия

В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Обучение этому объекту проводится поэтапно. Сначала рассказывается, что чувствую в роли того или иного объекта, рассказ могут дополнять дети. Потом дети сами рассказывают, что представили или почувствовали в роли объекта, воспитатель дополняет, уточняет и расширяет их представления. Итогом служит самостоятельное рассказывание, без помощи взрослого, о том, что представил или почувствовал ребенок в роли объекта. Ребенку трех лет проще почувствовать себя живым объектом и показать несложные действия и рассказать, что чувствует объект. Детям среднего возраста предлагают отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации.

«Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?»

. (Слайд. 8)

-Метод «Системный анализ».

Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является

. Этот метод используют с младшей группы. В этом возрасте не обязательно строить перед детьми экраны, достаточно строить занятия, давая объект (систему) в целом. Для знакомства с детенышами животных можно использовать системный анализ по горизонтали:

Зайчонок - заяц – зайчище;

(Слайд. 9) По вертикали, знакомить с частями тела животных и средой обитания. В старших группах используются все 9 экранов.

(Слайд. 10)

- Метод маленьких человечков.

Одним из самых наглядных воплощений технологии ТРИЗ в действии относится метод моделирования маленькими человечками. Благодаря нему дошкольники учатся представлять, как изнутри выглядят объекты живой и неживой природы, что за процессы в них совершаются, какими являются наполняющие их вещества. Маленькие человечки могут представать в виде рисунков, игрушек или самих детей. Знакомить с этим методом детей рекомендуется со среднего возраста. С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или сами становились этими человечками. (Слайд. 11) К представителям

живой природы

относятся объекты, состоящие из живых клеток, которые умеют, расти, питаться, размножаться, двигаться, отдыхать, нуждаться в тепле, свете, воде; болеть, погибать, восстанавливаться, чувствовать и др. К объектам

неживой природы

относятся вещества, находящиеся в твердом, жидком и газообразном состояниях. В процессе работы с объектами неживой природы возможны обозначения состояния вещества: - твердое вещество изображается схемой

«Человечки с сомкнутыми руками

». Таким образом моделируются камень, лед и др. ; - жидкое вещество изображается схемой

«Человечки с опущенными руками»

. Таким образом моделируются вода, сок и др. ; - газообразное вещество изображается схемой

«Бегущие человечки»

, которая дает обобщенное представление обо всех газообразных веществах.

(Слайд. 12) С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар». Объяснения картинок. (Слайд. 13) Объяснения схем: «От простого к сложному», «Схема стакана с газированной водой», «Схема стакана с соком» (Слайд. 14)

Круги Луллия

Изобретение Р. Луллия позволяет формировать у детей понятия

«объект» - «признак» - «проявления признака»

; развивать воображение, гибкость мышления; формировать способность увидеть суть проблемы. Учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Технологическая цепочка проведения игры: 1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты. 2. Ставится задача. 3. Круги раскручиваются, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их. 4. На основе фантастического преобразования составляют рассказ. (Слайд. 15) Круги Луллия «Чем питаются животные?», «От кого какая польза», «Определи растение и плод». (Слайд. 16) Круги Луллия «Что сначала, что потом?», «Охарактеризуй животное», «Узнай комнатное растение». (Слайд. 17)

- Метод фокальных объектов

Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Он позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Метод фокальных объектов начинают использовать со средней группы, как и рекомендуется, т. к дети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные отличительные признаки диких и домашних животных, птиц, и на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы.

(Слайд. 18) Пример: Фокальный объект –

кошка

, выбираем два случайных объекта:

ёлка и солнце

. Предлагаем детям назвать их признаки, воспитатель фиксирует, то, что говорят дети. Потом предлагается перенести эти признаки поочередно на второй объект. – Ёлка какая? Колючая, зеленая, пушистая. – Солнце какое? Лучистое, яркое, тёплое. Переносим эти качества на кошку – фокальный объект: Колючая кошка Зеленая кошка Лучистая кошка Затем с детьми обсуждается каждое сочетание, лучше обыграть через игры

«Хорошо - плохо», «Удобно - неудобно»

. Колючая кошка – кошка покрытая колючками, как ёжик, ей неудобно сворачиваться калачиком, зато ее не сможет обидеть собака. Зеленая кошка – кошка зеленого цвета не видна в траве летом, зато хорошо видна зимой и т. п. (Слайд. 19)

Игры на основе методов ТРИЗ

(Слайд20)

Игра «ДА – нетка»

Суть игры заключается в разгадке какого-то загаданного объекта. Один человек загадывает – другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию и т. д. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет». Для того, чтобы научить ребенка задавать правильные вопросы, необходимо научить его отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира. Для этого используется

примерная схема классификационных признаков объектов материального мира

. (Слайд. 21) Педагог обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос:

- это природный мир?

В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из природного мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это живая природа или неживая? Если природа живая, то следующий вопрос

- это животный мир?

Звери? Птицы? Человек? Это рыба? и т. п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т. д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан. Например: воспитатель загадывает слово

"Корова”

, дети задают вопросы: - Это природный мир? - Да

- Это живая природа?

- Да

- Это растение?

- Нет

- Это животное?

- Да

- Птица?

- Нет

- Рыба?

- Нет

- Зверь?

- Да

- Домашнее животное?

- Да

- Большое?

- Да

- Оно дает молоко?

- Да

- Это корова? – Да.

(Слайд. 22)

Виды классификационной «Да - нетки»

Игры

«Да - нет» с набором картинок.

Цели: закреплять умения детей сужать поле поиска с помощью признаков и их значений загаданного на картинке объекта; закреплять названия признаков. Результат: загаданный объект найден. Обсуждается, какой вопрос ребёнка и какая схема признака помогли ему сузить поле поиска, убрать наибольшее количество картинок. (Слайд. 23) Игры

«Да - нет» с видимыми для ребенка объектами ближайшего окружения.

Цели: закреплять умения детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков загаданного в комнате объекта и их значений; закреплять названия признаков. Результат: загаданный объект найден. Обсуждается, какой вопрос ребёнка и какая схема признака помогли ему сузить поле поиска.

(Слайд. 24) Игры

«Да-нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении.

В связи с тем, что значения признаков объектов могут быть разными, и с целью более точного описания объекта необходимо загадывать конкретный объект в конкретном месте в конкретное время. Пример

«Угадай часть объекта».

Игровое действие: загадывающий просит угадать часть объекта. (Загадан объект – глаза обезьяны, сидящей на дереве в Африке). Ребенок берет схему одного из признаков, формулирует вопрос. Вопросы, на которые отвечают «да»: - По цвету это коричневое? - Это живая природа? - Это дикое животное? - По размеру оно больше человека? Ребенку предлагается собрать информацию об объекте и сделать предварительное описание объекта: дикое животное коричневого цвета, по размеру больше, чем человек. (Слайд. 25) - У него есть хвост? - Оно живет в Африке? - Оно сидит на дереве? - Это обезьяна? Ребенку предлагается собрать информацию об объекте и сделать предварительное описание объекта: Обезьяна – дикое животное коричневого цвета, по размеру больше, чем человек; живет в Африке и сидит на дереве. - Это верхняя часть обезьяны? - Эта часть находится на голове? - Эта часть находится на лице выше носа? - Это глаза?

Результат

: рассматривается картинка с изображением обезьяны, сидящей на дереве. Обращается внимание детей на ее глаза. Обсуждается, какой вопрос дал возможность понять ребенку (признак места, что это за объект.

(Слайд. 26)

Игры на основе метода Синетики (метода аналогий)

Игры

«Теремок» (несколько вариантов)

Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения. Ход игры: один из игроков назначается хозяином «Теремка». Он выставляет картинку «яблоко». Каждый новый игрок подходит к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки): - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, яблоко. А ты кто? – А я - груша. Пусти меня в теремок? – Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. «Гость» (следующий игрок) должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Появляется «гость» с картинкой «воздушный шар». И так далее. (Слайд. 27) (Другой вариант) Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик, а другие подходят к теремку и просятся к нему в домик: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, Бабочка. А ты кто? - А я Синица. Пусти меня в теремок? – Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу. (У меня есть крылья, я умею летать, в моем оперении есть желтый цвет). И так далее. (Слайд. 28) Игра

«Найди друзей»

Цель: обучить сравнению разнообразных систем. Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием

«функция»

. Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию. – Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? (Перевозят груз слон, олень, верблюд, может собака – на Севере). Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? (Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь).

(Слайд. 29)

Игры на основе метода Системного анализа

Игра

«Чем был – чем стал»

Цель: закрепить знания об окружающем мире, анализируя знакомые объекты и выделять их свойства. Ведущий называет материал (глина, дерево, стекло, ткань, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… Ход игры:

Стекло

. Оно было раньше сплавом разных материалов (стеклянная посуда, бусы, стол)

Проблемные вопросы

:

Что хорошего в стеклянном столе? (оно красивое, можно видеть, как под столом лежит кошка).

Что плохого в таком столе? (Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди). (Слайд. 30) Игра

«Найди целое и части»

(основа - метод Системный анализ)

Цель игры: Учить детей выделять в предложенном объекте часть – целое, целое – часть. Вишня – косточка, дерево; Рак – клешня, озеро; Дерево - лес, ствол и т. д. (Слайд. 31) Игра

«Хорошо - плохо»

Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Ведущим называется любой объект или система, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры: В: Человек изобрел огонь. Огонь – это хорошо, почему? Д: От него становится тепло. Папа разведет костер, будет весело. В: Огонь – это плохо, почему? Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ТРИЗ технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 февраля 2021 в 21:50
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД