Получи документы

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ (обмен опытом) (1 фото)

Анастасия Кутлуметова
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ (обмен опытом)
▼ Скачать + Заказать документы

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – важнейшая работа.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ (обмен опытом)

Актуальность.

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ (обмен опытом)» размещена в разделах

Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с включением здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель.

Целью применения здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ является : укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи.

Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности.

оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий,

обеспечение комфорта детей в различных формах организации НОД и совместной деятельности,

развитие сенсорных и моторных функций,

профилактика заболеваний органов дыхания, простудных заболеваний,

формирование потребности в двигательной активности,

приобретение навыка правильного дыхания,

развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве)

развитие эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;

формирование гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др. ,

формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих видов здоровьесберегающих технологий :

• Валеологические песенки-распевки;

• Речевые игры;

• Пальчиковая гимнастика и игровой массаж;

• Дыхательная гимнастика;

• Артикуляционная гимнастика;

Оздоровительные и фонопедические упражнения;

• Ритмопластика и логоритмика

• Сказкатерапия и музыкотерапия.

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

Личный опыт работы применения здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях

В своей работе я использую разнообразные здоровьесберегающие технологии. Среди них следующие:

1. Валеологические песенки-распевки.

С них я начинаю все музыкальные занятия - являются отличным началом любого музыкального занятия или заменой физкультминутки во время занятий. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Например:

М. Картушина

Здравствуйте, ладошки! (поглаживают ладошки)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! (поглаживают ножки)

Топ, топ, топ! (топают)

Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают пальчиками по щечкам)

Пухленькие щечки!

Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки! (вытягивают губки трубочкой, качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос указательным пальцем)

Здравствуйте, малышки! (машут рукой над головой)

Всем. Привет!

«Утром рано» (приветствие)

Утром рано мы проснулись (потягиваются)

Солнышко! Солнышко! (фонарики вверху)

Выпиваю чаю я (одна ладошка - блюдце, другая - чашка, подносим ко рту, как - будто пьём)

До донышка, донышка (стучим кулачком по ладошке)

Ем на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)

С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

Здравствуйте!

- Здравствуйте!

2. Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом, В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения А. Н. Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох. Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую в работе следующие приемы контроля самоконтроля: осенние листочки (на тонких ниточках, снежинки из салфеток, перышки и др.

Например:

«Ладошки» (упражнение для разминки)

Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.

Упражнение «Воздушный шарик»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки.

Раздувайся пузырь, Расходятся, растягивая руки,

Надувайся большой, надувая щёки,

Да смотри не лопни! набрав дыхание.

Затем по команде- (хлопок) сдувают «шарик» – сужая круг, медленно выдыхая воздух на шипящие звуки. «С-с-с-с», «Ш-ш-ш-ш», «Щ-щ-щ-щ»

Упражнение «Осенние листочки»

Держа за ниточку осенний листочек, предложить детям подуть на него, «как ветерок».

«Веселый паровозик».

Детям дается установка: «Чей паровозик дольше проедет?» Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя «паровозик едет» : «Чух-чух-чух.»-так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот паровозик», у которого дольше хватило дыхания.

Упражнение "Сдуть с руки снежинку"

Положите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.

Упражнение «Вырасти большой».

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4-5 раз

3. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движения животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);

«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);

«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);

«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности); «Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);

«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);

«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);

«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

«Окошко»

«Улыбка» (улыбнуться)

3. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно-ассоциативное мышление.

Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается.

В своей работе использую пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой, сопровождаются они показом ярких иллюстраций, игрушек. Героев пальчикового театра.

Например:

«Кошка»

Посмотрели мы в окошко /делают пальцами обеих рук «окошко»

По дорожке ходит кошка / «бегают» указательным и средним пальцами /правой руки по левой руке.

С такими усами /показывают «длинные усы»

С такими глазами /показывают «большие глаза»

Кошка песенку поет

Нас гулять скорей зовет / «зовут» правой рукой

«Песочный домик»

Вот песочница большая /разводят руки в стороны

С крышею в горошек /руки «домиком» над головой

Из песка мы строим дом /стучат кулачком о кулачок

В доме пять окошек /показывают раскрытую ладошку – «пять»

Первое – для зайчика /загибают по очереди пальчики

Второе – для совочка

В третьем куколка стоит

В четвертом – два грибочка.

В пятом кругленьком окошке

Уложили спать мы кошку /ладошки «спят» под щечкой

Только кошке места мало /грозят пальчиком Прыг!

И домик наш сломала /шлепают ладошками по коленям.

4. Речевые игры.

Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым слухом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Речевые игры эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки.

Например:

«Солнышко»

Солнышко, солнышко Ритмичные хлопки

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут, Притопы

По камушкам скачут. Легкие прыжки с хлопками

«Листопад»

Осень, осень! Листопад! Ритмичные хлопки

Лес осенний конопат. Щелчки пальцами

Листья рыжие шуршат Трут ладошкой о ладошку

И летят. Летят, летят! Качают руками

«Лиса по лесу ходила».

Задача: Развитие ритмичности, координации, внимания.

Лиса по лесу ходила, Дробный шаг по кругу

Звонки песни заводила. На последний слог- разворот лицом в круг

Лиса лычки драла, Хлопки-тарелки

Лиса лапоки плела. Поочер дное выставление ног на пятку

5. Игровой массаж

Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Обучение простейшим массажным приемам проводится в игре.

Веселые потешки для массажа:

«Две тетери»

На лугу, на лугу Дети гладят животик по часовой стрелке.

Стоит миска творогу.

Прилетели две тетери, «Бегают» пальчиками по телу

Поклевали, улетели. Щиплют двумя пальцами. Машут руками.

«Зайка»

Зайка белый прибежал Дети легко постукивают пальцами по

И по снегу прыгать стал ступням ног.

Прыг – скок, прыг – скок! Дети шл пают ладошками по коленям.

Непоседа наш дружок.

Зайка прыгнул на пен к, Дети хлопают ладошками по плечам.

В барабан он громко бь т:

Бум-бум-тра-та-та! Хлопают в ладоши.

Зимой погода – красота!

А в лесу такой мороз! Поглаживают плечи, скрестив руки

зайка наш совсем зам рз.

Лапками – хлоп-хлоп! Хлопают в ладоши.

Ножками – топ-топ! Топают

Носик – тр т-тр т-тр т, Поглаживают крылья носа.

Ушки – мн т-мн т-мн т. пощипывают ушки.

Прыгай выше, зайка, Л гкие прыжки.

Зайка - попрыгайка.

Игровой массаж тела «ЧЕРВЯЧКИ».

(дети стоят по кругу друг за другом).

Хоть у нас есть две руки, две руки, две руки (вращают кистям рук).

Мы совсем, как червяки, червяки, червяки. (Пальцы бегают в «воздухе»)

Мы по спинке проползем, проползем, проползем. (гладят соседа по спине вверх-вниз).

Потом шлепать мы начнем, мы начнем, мы начнем. (шлепают ладонями по спине).

А потом мы побежим, побежим, побежим (пальцы «бегают» по спине)

Каблучками застучим, застучим, застучим. (легко стучат кулачками).

Мы поползаем опять, да опять, да опять (гладят соседа по спине)

Потом ляжем отдыхать, ляжем отдыхать. (кладут ладони на плечи)

6. Музыкотерапия

Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Ученными доказано, что слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

7. Ритмопластика.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. Упражнения на ритмопластику проводится в основном во время танцев и драматизаций, а танцевальную импровизацию можно совместить с музыкотерапией. В дальнейшем их можно использовать на праздниках и развлечениях.

Заключение.

Таким образом, при сочетании всех вышеперечисленных форм работы создается целостная система здоровьесбережения детей на музыкальных занятиях.

Опыт использования здоровьесберегающих технологий в работе показывает, что на протяжении всей непосредственно организованной музыкальной деятельности у детей:

повышается уровень развития музыкальных и творческих способностей,

сохраняется устойчивое внимание,

формируется положительный эмоциональный настрой,

повышается уровень речевого развития,

способствует формированию потребности в двигательной активности;

способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья.

Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, ритмопластика) используемые на музыкальных занятиях развивают не только музыкальные способности, но и помогают развивать и укреплять здоровье ребенка.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Использование настольного театра на музыкальных занятияхИспользование настольного театра на музыкальных занятиях Музыкальное занятие с применением настольного театра "Сказка о Щелкунчике" В занятии используется музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языкуИспользование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языку Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ (обмен опытом)
Опубликовано: 22 марта 2023 в 12:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ (обмен опытом)» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кутлуметова (УИ 436489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД