Лучший педагог года

Из опыта работы тьютора в группе компенсирующей направленности в детском саду с детьми с РАС

Оксана Сытник
Из опыта работы тьютора в группе компенсирующей направленности в детском саду с детьми с РАС

Я работаю тьютором в группе компенсирующей направленности для детей 3-8 лет. Её посещают 8 детей, из них 2 детей с диагнозом – расстройство аутистического спектра о чем сегодня я хочу поговорить. Аутизм (от греческого – сам)- это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в собственный мир ощущений и переживаний. Эти дети отличаются от других детей. Они не такие как обычные дети, они не лучше и не хуже, они особенные дети. Наполняемость данной группы до 9-10 детей и один тьютор на группу. Специфика работы тьютора состоит в том, что все эти 8 детей так или иначе нуждаются в тьюторе, так как они все «особенные» и имеют ограниченные возможности здоровья.

Публикация «Из опыта работы тьютора в группе компенсирующей направленности в детском саду с детьми с РАС» размещена в разделах

Тьютор – это наставник, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельности и организует условия для складывания и реализации индивидуальной, образовательной траектории ребёнка.

На момент, когда я пришла работать в эту группу, её уже посещала Кристина. Это необычная девочка. За ней было так интересно наблюдать. Она очень любит рисовать и каждый день, когда появлялось свободное время, она тратила его именно на рисование. А рисовать она могла что угодно: от монстриков, которых видела в мультиках и до овощей и фруктов. При чем, если попросить её нарисовать что-то конкретное, то зачастую она отказывалась. Со сверстниками она естественно целенаправленно практически не контактировала, но если у нее что-то забирают, то постоять за себя может без сомнения. Её настроение зависело о того выспалась ли она сегодня. А так как режима дома у нее не было и ложиться спать она могла и в 2, и в 3 часа ночи, то периодически она приходила без настроения. В детский сад они приходили поздно – около 9-ти часов, когда мы уже готовились к занятиям. Все разговоры с мамой о необходимости режима для ребенка были бесполезны, так как воздействовать на нее она не могла. Объясняла это тем, что очень сложно вечером отобрать у Кристины телефон и она не хочет портить отношения с ней и ругаться. Частые перепады настроения также сказывались и на желании ребенка выполнять задания и следовать инструкции во время задания - она могла капризничать. Лепку, аппликацию, рисование Кристина выполняла четко по образцу, соблюдая все цвета и последовательность. Задания, которые требовали проявления воображения, вызывали у неё затруднения.

Когда Дима пришёл в группу, то наблюдалась следующая картина: мальчик был отвлечен от всего, его не интересовало, чем были заняты другие дети, не интересовали игры, в которые они играют. Сложно было привлечь его внимание к игре и другим видам деятельности. Ребенок оставался ко всему равнодушным, предпочитал уединение и самостоятельные занятия. Самым первым его увлечением было собрать из конструктора поезд и водить им перед глазами словно он едет. Зачастую он издавал громкие звуки, от которых получал удовлетворение. Со всеми игрушками, которые попадали к нему в руки, он совершал однотипные действия – водил ими перед глазами.

Перед нами встала задача - как до него достучаться, чтобы он хотя бы немножко приоткрыл дверь в свой мир, чтобы заметил других детей, заинтересовался их деятельностью. Учитывая особенности ребенка, мы должны помочь ему приспособиться к этому миру. Жизнь группы детского сада - это постоянное взаимодействие и общение детей и взрослых: это режимные моменты - прогулка, приём пищи и т. д. ; образовательная и иные виды деятельности. Мы понимали, что для выполнения этих задач требуется дополнительное внимание к ребенку. И в этом ему поможет тьютор.

Я, как тьютор, ежедневно помогаю Диме приспособиться к социальным правилам, распорядку дня. Помогаю воспитателю в работе с «особенным» воспитанником, хотя все наши воспитанники «особенные».

Далее я хотела бы рассказать, как проходит день тьютора группе. Начинается он с приёма детей в детский сад. Я выясняю у родителей состояние здоровья детей, в каком они сегодня настроении. Если Дима пришёл в хорошем расположении духа, он протягивает руку. И это уже большой успех! Если Кристина пришла в хорошем настроении, то она здоровается, в противном случае – просто заходит молча.

Во время завтрака я нахожусь рядом. Вообще эти дети очень избирательны в еде. Учу пользоваться столовыми приборами. Культуре приема пищи.

Затем начинается непосредственно образовательная деятельность. Мы стараемся проводить её по подгруппам по два человека. С одним занимается воспитатель, с другим – тьютор. Дети с аутизмом очень часто быстро устают как физически, так и психологически. Диме, как и Кристине, необходим свой ритм работы, частые смены одной деятельности на другую. Когда я вижу, что ребенок устаёт работать, то мы уходим на индивидуальные занятия или в уголок уединения. Там занимаемся артикуляционными упражнениями, пальчиковой зарядкой, играем в дидактические игры, выполняем рекомендации специалистов, и т. д.

В перерывах между образовательной деятельностью дети организуют игры. Если Дима или Кристина не включаются в эти игры, то я привлекаю их к общению со сверстниками.

После образовательной деятельности мы все вместе собираемся на прогулку. Диме требуется физическая помощь в осуществлении навыков самообслуживания. Я беру его руки в свои и показываю, как нужно делать. Такой телесный контакт снижает уровень тревожности мальчика. Для успешного выполнения действия должны быть чётко спланированы. Ребёнок должен быть уверенным в том, что делать сначала, какой следующий порядок деятельности, как завершить. Для этого у нас висят пооперационные карточки, на которых в виде рисунков и символов обозначены все действия по порядку. Например, на шкафу висит схема «Как собраться на прогулку». Такие схемы есть во всех помещениях группы. Кристина же может в теплое время года может переодеться сама, зимой – требуется помощь в одевании шапки, куртки и обуви.

Прогулка так же не обходится без сопровождения тьютора. Любимая игра Димы «Игра с песком». Кристина любит покачаться на качели и порисовать. На прогулку специально для нее выносим альбом и карандаши, так как девочка очень любит сесть в домике и рисовать.

Когда за детьми приходят родители, я делюсь с ними успехами, достижениями сегодняшнего дня или рассказываю о возникших проблемах.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы) "Исследовательская деятельность в детском саду " из опыта работы. “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и.

«Масленица в детском саду» (из опыта работы)«Масленица в детском саду» (из опыта работы) Масленица – самый весёлый, разгульный народный праздник на Руси с незапамятных времён. Она до сих пор остаётся одним из любимейших праздников.

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленностиРазвивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Хочу представить вашему вниманию развивающую игру, сделанную по типу игры Воскобовича «Геоконд». Игра развивает сенсорику, мелкую моторику,.

День рождения в детском саду (из опыта работы)День рождения в детском саду (из опыта работы) Уважаемые коллеги, спасибо, что заглянули ко мне в гости. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом в проведении дня рождения детей в нашей.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Из опыта работы «Акробатика в детском саду»Из опыта работы «Акробатика в детском саду» Акробатика в детском саду Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников всегда было и остается главной задачей.

Мини — музей в детском саду (из опыта работы).Мини — музей в детском саду (из опыта работы). Здравствуйте, дорогие коллеги. Музейная педагогика и мини-музеи прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений. Цель музейной педагогики: создание.

Настольные игры в детском саду. Из опыта работыНастольные игры в детском саду. Из опыта работы В детском саду широко используем настольные игры. С помощью игр мы решаем очень много задач в игровой и занимательной форме. Вашему вниманию.

Совместные работы родителей и детей группы компенсирующей направленностиСовместные работы родителей и детей группы компенсирующей направленности Доброго времени суток уважаемые коллеги и друзья МААМОВЧАНЕ! Спешу представить вам совместные работы родителей и детей группы компенсирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы тьютора в группе компенсирующей направленности в детском саду с детьми с РАС
Опубликовано: 4 сентября 2021 в 23:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД