Оксана Сытник
Из опыта работы тьютора в группе компенсирующей направленности в детском саду с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю тьютором в группе компенсирующей направленности для детей 3-8 лет. Её посещают 8 детей, из них 2 детей с диагнозом – расстройство аутистического спектра о чем сегодня я хочу поговорить. Аутизм (от греческого – сам)- это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в собственный мир ощущений и переживаний. Эти дети отличаются от других детей. Они не такие как обычные дети, они не лучше и не хуже, они особенные дети. Наполняемость данной группы до 9-10 детей и один тьютор на группу. Специфика работы тьютора состоит в том, что все эти 8 детей так или иначе нуждаются в тьюторе, так как они все «особенные» и имеют ограниченные возможности здоровья.
Публикация «Из опыта работы тьютора в группе компенсирующей направленности в детском саду с детьми с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Группы компенсирующей направленности
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
Тьютор – это наставник, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельности и организует условия для складывания и реализации индивидуальной, образовательной траектории ребёнка.
На момент, когда я пришла работать в эту группу, её уже посещала Кристина. Это необычная девочка. За ней было так интересно наблюдать. Она очень любит рисовать и каждый день, когда появлялось свободное время, она тратила его именно на рисование. А рисовать она могла что угодно: от монстриков, которых видела в мультиках и до овощей и фруктов. При чем, если попросить её нарисовать что-то конкретное, то зачастую она отказывалась. Со сверстниками она естественно целенаправленно практически не контактировала, но если у нее что-то забирают, то постоять за себя может без сомнения. Её настроение зависело о того выспалась ли она сегодня. А так как режима дома у нее не было и ложиться спать она могла и в 2, и в 3 часа ночи, то периодически она приходила без настроения. В детский сад они приходили поздно – около 9-ти часов, когда мы уже готовились к занятиям. Все разговоры с мамой о необходимости режима для ребенка были бесполезны, так как воздействовать на нее она не могла. Объясняла это тем, что очень сложно вечером отобрать у Кристины телефон и она не хочет портить отношения с ней и ругаться. Частые перепады настроения также сказывались и на желании ребенка выполнять задания и следовать инструкции во время задания - она могла капризничать. Лепку, аппликацию, рисование Кристина выполняла четко по образцу, соблюдая все цвета и последовательность. Задания, которые требовали проявления воображения, вызывали у неё затруднения.
Когда Дима пришёл в группу, то наблюдалась следующая картина: мальчик был отвлечен от всего, его не интересовало, чем были заняты другие дети, не интересовали игры, в которые они играют. Сложно было привлечь его внимание к игре и другим видам деятельности. Ребенок оставался ко всему равнодушным, предпочитал уединение и самостоятельные занятия. Самым первым его увлечением было собрать из конструктора поезд и водить им перед глазами словно он едет. Зачастую он издавал громкие звуки, от которых получал удовлетворение. Со всеми игрушками, которые попадали к нему в руки, он совершал однотипные действия – водил ими перед глазами.
Перед нами встала задача - как до него достучаться, чтобы он хотя бы немножко приоткрыл дверь в свой мир, чтобы заметил других детей, заинтересовался их деятельностью. Учитывая особенности ребенка, мы должны помочь ему приспособиться к этому миру. Жизнь группы детского сада - это постоянное взаимодействие и общение детей и взрослых: это режимные моменты - прогулка, приём пищи и т. д. ; образовательная и иные виды деятельности. Мы понимали, что для выполнения этих задач требуется дополнительное внимание к ребенку. И в этом ему поможет тьютор.
Я, как тьютор, ежедневно помогаю Диме приспособиться к социальным правилам, распорядку дня. Помогаю воспитателю в работе с «особенным» воспитанником, хотя все наши воспитанники «особенные».
Далее я хотела бы рассказать, как проходит день тьютора группе. Начинается он с приёма детей в детский сад. Я выясняю у родителей состояние здоровья детей, в каком они сегодня настроении. Если Дима пришёл в хорошем расположении духа, он протягивает руку. И это уже большой успех! Если Кристина пришла в хорошем настроении, то она здоровается, в противном случае – просто заходит молча.
Во время завтрака я нахожусь рядом. Вообще эти дети очень избирательны в еде. Учу пользоваться столовыми приборами. Культуре приема пищи.
Затем начинается непосредственно образовательная деятельность. Мы стараемся проводить её по подгруппам по два человека. С одним занимается воспитатель, с другим – тьютор. Дети с аутизмом очень часто быстро устают как физически, так и психологически. Диме, как и Кристине, необходим свой ритм работы, частые смены одной деятельности на другую. Когда я вижу, что ребенок устаёт работать, то мы уходим на индивидуальные занятия или в уголок уединения. Там занимаемся артикуляционными упражнениями, пальчиковой зарядкой, играем в дидактические игры, выполняем рекомендации специалистов, и т. д.
В перерывах между образовательной деятельностью дети организуют игры. Если Дима или Кристина не включаются в эти игры, то я привлекаю их к общению со сверстниками.
После образовательной деятельности мы все вместе собираемся на прогулку. Диме требуется физическая помощь в осуществлении навыков самообслуживания. Я беру его руки в свои и показываю, как нужно делать. Такой телесный контакт снижает уровень тревожности мальчика. Для успешного выполнения действия должны быть чётко спланированы. Ребёнок должен быть уверенным в том, что делать сначала, какой следующий порядок деятельности, как завершить. Для этого у нас висят пооперационные карточки, на которых в виде рисунков и символов обозначены все действия по порядку. Например, на шкафу висит схема «Как собраться на прогулку». Такие схемы есть во всех помещениях группы. Кристина же может в теплое время года может переодеться сама, зимой – требуется помощь в одевании шапки, куртки и обуви.
Прогулка так же не обходится без сопровождения тьютора. Любимая игра Димы «Игра с песком». Кристина любит покачаться на качели и порисовать. На прогулку специально для нее выносим альбом и карандаши, так как девочка очень любит сесть в домике и рисовать.
Когда за детьми приходят родители, я делюсь с ними успехами, достижениями сегодняшнего дня или рассказываю о возникших проблемах.