Пармузина Галина Александровна
Опыт работы «Создание условий для театральной деятельности детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
"Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру?"
Из личного опыта работы
Подготовила: Пармузина Галина Александровна
Как замечательно заметила Светлана Ивановна Мерзлякова, автор многих книг по театрализованной деятельности дошкольников, - «Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!», с этим невозможно не согласиться. Сказка всегда, во все времена, имела огромную власть над детским сердцем. Есть целый ряд сказок о добре, которое всегда побеждает зло; сказок, которые непременно надо услышать в детстве. И как же хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью!
Публикация «Опыт работы „Создание условий для театральной деятельности детей в детском саду“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Я вижу один путь – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Мы знаем, что с ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.
А театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. Кроме этого посредством организации театральной деятельности, можно решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии:
• художественное образование и воспитание детей;
• формирование эстетического вкуса;
• нравственное воспитание;
• развитие коммуникативных качеств личности;
• воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
• создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру;
• создание атмосферы творческого переживания и перевоплощения, импровизации;
• предоставление возможности для проявления творческих способностей в различных видах деятельности
Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.
Всю работу с детьми можно условно разделить на три направления:
1. Основы театральной культуры.
2. Театрализованная игра
3. Работа над спектаклем.
Первое направление работы «Основы театральной культуры» здесь знакомлю детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Специально организованных занятий по этому направлению нет, оно органично вплетается в следующие два направления.
«Театральная игра» направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела делятся на два типа:
1) Общеразвивающие игры.
2) Специальные театрализованные игры.
Используя «Ритмопластику» – провожу комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие естественных психомоторных способностей дошкольников.
Детям очень нравится «Креативная гимнастика» – где применяю нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы.
Углубленно работаю над «Культура и техника речи» –где объединяю игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией.
«Музыкальное творчество» – включает в себя развитие свободы и выразительности телодвижений, способностей, ловкости и подвижности.
При организации театральных игр с младшими дошкольниками отбираю простые и понятные детям образы, характеры, интонации. Большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз. Использую стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям.
Начиная со средней группы, для организации театрализованных игр подбираю такие художественные произведения, которые бы заинтересовали детей, вызвали сильные чувства и переживания, имели занимательно развивающийся сюжет. В этих произведениях, как правило, бывает несколько «сквозных» героев наряду с героями эпизодическими, активно участвующих в происходящих событиях.
Небольшие события, взятые из жизни (смешной случай, хороший поступок и даже плохие, творчески использую в театрализованных играх, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на эти темы. Полезно найти разные варианты развития каждой темы, в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков и т. д. Таким образом, дети учатся более точно выражать свое отношение к происходящему.
Вообще, все театрализованные игры можно разделить на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
В режиссерских играх дети не являются действующим лицами, они создают сцены, ведут роль игрушечного персонажа, действуют за него, изображают его интонацией, мимикой. Пантомимика ребенка ограничена, поскольку он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой. В данных играх с детьми разыгрываю готовые тексты. Это и стихи, и проза, и песенки, русские народные сказки. «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Путаница» К. И. Чуковского, «Три поросенка» и т. п.
Участвуя в играх-драматизациях, дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Большой интерес детей к играм-драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых.
Игру-драматизацию, работу со сказкой использую со старшими дошкольниками.
И последнее направление, самое захватывающее для детей,
«Работа над спектаклем» – базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля и включает в себя 9 этапов.
Подготовке спектакля уделяю большое внимание: выбираю сказки или пьесы, распределяем роли по желанию детей. Готовые сценарии стараемся подбирать из книг в стихах и ни только, или переделываем известные сказки на новый лад.
За время работы по театрализованной деятельности были поставлены интересные спектакли.
Спектакль, как правило завершает цикл театрализованных занятий.
Мною составлены циклы занятий по сказкам, в которые включены, наряду с познавательным материалом, театрализованные игры, прослушивание и видео просмотр сказок, драматизация, разгадывание ребусов и кроссвордов, с которыми вы можете познакомиться на моей страничке.
Базовым компонентом наших занятий являются игры и упражнения по развитию техники речи: разминка языка, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, чистоговорки. Дети очень любят упражнения на разминку пальцев, жестикуляцию и знакомство с театральной терминологией. В ходе занятий дети имеют возможность придумывать различные истории, учатся выходить из-за занавеса, говорить с выражением.
Особую роль уделяю развитию у детей мимики и жестикуляции.
Применяю упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», проигрываем вместе с детьми этюды на основные эмоции «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх» и др. Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. А игры на жестикуляцию вызывают особый задор у детей: «Уходи», «Согласие», «Просьба», «Отказ», «Плач», «Прощание» и др.
Часто с детьми использую такой прием, как импровизация с усложнением - ребенок выбирает тему и сам ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы.
В театрализованных занятиях применяю чтение произведений художественной литературы и проведение викторин. Постоянной составляющей театрализованных занятий является проигрывание мини-этюдов («На рыбалке», «По моря, по волна»)
Ни одна театрализованная игра не обходится без музыкального сопровождения. Музыка оформляет, дает объем спектаклю. Для музыкального оформления театральной игры или драматизации используем аудиозаписи, а также музыкальные инструменты из группового музыкального уголка (слайд с фото).
Одним из важных направлений в организации театрализованной деятельности является создание условий, на что в нашей группе обращаю большое внимание. Оборудовала в группе специальный центр, где сосредоточен весь материал, используемый детьми: различные виды театров, реквизит для разыгрывания сценок, спектаклей; атрибуты для различных игровых позиций. Совместно с родителями изготовлены дидактические игры, оформлена подборка иллюстрированных книг, атрибуты для игр-драматизаций и другое оборудование.
Кроме этого в нашей группе оборудована мини-костюмерная и мини-гримерная.
Стандарт дошкольного образования ставит перед нами задачу найти эффективные пути взаимодействия с родителями. чтобы они стали полноправными участниками образовательных отношений. Театрализованная деятельность представляет нам возможность привлекать родителей к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях. К театрализации мы обязательно привлекаем родителей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Прилагаю усилия для того, чтобы они освоили артистические умения и навыки. Также приобщаем родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности. Для этого использую формы работы:
• беседы с родителями;
• мастер-классы для родителей, в том числе и совсместные для детей и родителей.
• консультации для родителей по темам: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»; «Здравствуй, театр!»; «Театр дома»; «Театр для малышей»; «Формирование у детей способностей к творческому самовыражению и импровизации в процессе театрально – игровой деятельности».
• совместное изготовление декораций и костюмов для спектакля
Конечно, многие результаты развития детей в данной области невозможно зафиксировать в количественной оценке. Поэтому, проводя диагностику, акцентирую свое внимание на качестве внешней демонстрации театрализованного действия, активности и самостоятельности индивидуального участия в коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Конечно, не каждому ребенку удается в полной мере реализовать свои возможности, такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому стараюсь работать с такими детьми индивидуально.
Могу также отметить, что благодаря нашим занятиям, дети стали более эмоциональными, мобильными, научились понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто и без стеснения. Надеюсь, что, проводимая мной работа в этом направлении не окажется бесполезной, и дети в будущем более активно проявят себя в школе.
Закончу свое выступление небольшим стихотворением русского поэта Константина Михайловича Фофанова.
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Прекрасен сказок мир воздушный –
К нему с младенчества привык,
Мне мил и дорог простодушный,
Животворящий их язык.