Папки-передвижки

Конспект НОД «Как люди жили в старину»

Леонова Лариса
Конспект НОД «Как люди жили в старину»

ФГБДОУ детский сад № 305 г. Новосибирск

КОНСПЕКТ НОД «КАК ЛЮДИ ЖИЛИ НА РУСИ, ИХ ТРАДИЦИИ И БЫТ»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с предметами быта и традициями русского народа.

ЗАДАЧИ:

1. Дать представление детям о жилище на Руси, о предметах русского быта (печь, самовар, ухват, горшок и т. д.)

2. Познакомить детей с избой - жилищем крестьянина.

3. Обогащать словарь детей народными пословицами, загадками.

4. Развивать связную монологическую речь.

Публикация «Конспект НОД „Как люди жили в старину“» размещена в разделах

5. Воспитывать любовь и уважение культуре и быту русского народа.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, разучивание народных игр, стихотворений, знакомство с русским фольклором, образовательной деятельности.

Словарная работа: ухват, прялка, чугунок, изба, горница, лапти.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о старинных предметах быта, беседа о значении леса в жизни человека и изготовление домашней утвари. Разучивание пословиц и поговорок, разучивание народных игр. Чтение русских народных сказок.

Материал к занятию:

Мультимедийное устройство, запись русской народной песни, игры на ложках. Материал для изготовления поделки «Банченного веника» - ленты, фантики.

Ход занятия

Звучит русская народная мелодия. Входят дети.

Воспитатель: Давайте, ребята, поздороваемся с гостями: «Здраве буде», как здоровались раньше на Руси.

- Это означает, будьте здоровы!

(Здраве буде – дети).

Воспитатель: - Раньше русский народ жил на Руси, а сейчас наша страна как называется?

(Наша страна называется Россия).

Воспитатель: Слава нашей стороне,

Слава русской старине.

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

«Сядем рядком, да поговорим ладком».

Воспитатель: Ребята. Послушайте стихотворение: (слайд избы)

- Русь деревянная-края дороже,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…

Воспитатель: А, знаете почему Русь называли деревянной? (Давным-давно на Руси люди строили дома из бревен, дерева).

Воспитатель: Правильно! Давным-давно на Руси люди строили себе дома из брёвен. Такие дома называли избами. И всё в избе было из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и многое другое.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему? (Потому что люди жили в окружении лесов, на Руси было много лесов).

Воспитатель: А ещё строили из брёвен, потому что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда было тепло, а летом, в жару и зной было прохладно и свежо.

Воспитатель: Когда одной семье нужна была помощь, соседи помогали, вместе дружно строили дома. (Слайд).

(Люди были дружные, отзывчивые).

Воспитатель: Правильно, вместе делали одно дело, потому что одному человеку справиться было трудно, и никто никому не отказывали. Поэтому и избы были красивые, и жилось в них хорошо, дружно. Окна украшали наличниками и ставнями. (Слайд).

Воспитатель: Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Дверь была низкая, а порог высокий. Так люди берегли тепло, старались его не выпускать.

Каждый входящий в дом должен наклониться - войти в дом с поклоном и пожелать добра хозяевам:

«Мир дому вашему» - говорил гость.

«С миром принимаем» - отвечали хозяева.

Воспитатель: Самая лучшая комната в избе называлась горница. (Слайд).

Русский народ всегда славился гостеприимством. Угощали гостей пирогами, да блинами.

Поговорки: «Не красна изба углами, а красна пирогами». «Что есть в печи, всё на стол мечи». «Умей гостей звать, умей угощать».

Игра «Наведем порядок».

Дается 3 коробки (категории – посуда, одежда, игрушки и т. д) Определить разбросанные картинки по своим категориям. Рассказать о предмете на рисунке. Назвать причину почему он решил расположить именно в эту категорию.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что в избе было самым главным?

Послушайте мою загадку и отгадайте:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает

Что дают – глотает». (Печь) Слайд.

Послушайте стихотворение о печке:

Русской печки нет добрее

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать уложит.

Воспитатель: Да, ребята, печь-это сердце дома! Печь кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду. Вставала хозяйка поутру, так первым делом начинала растапливать печку.

Печка – деревенская кормилица.

Воспитатель: Чем могла накормить печь своих хозяев? (В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги).

«Хороши щи из русской печи».

Воспитатель: Русская печь упоминается во многих русских сказках. Я буду загадывать, а вы отгадывайте, как называется сказка.

Мишка по лесу идет

Короб на спине несёт.

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела…

«Маша и медведь». (Слайд).

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала…

«Гуси-лебеди». (Слайд).

В сказке лисонька-плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок.

«Заюшкина избушка». (Слайд).

Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушел.

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

«Колобок». (Слайд).

У всех женушки, как жены,

У него лягушка,

Но в итоге будет рад

Этому Ванюша.

«Царевна-лягушка». (Слайд).

Сидит парень на печи,

Уплетает калачи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

«По щучьему веленью…». (Слайд).

Воспитатель: А еще в избе было много предметов-помощников, а какие – мы сейчас увидим:

1. «Чугунок» (Слайд).

Правильно-это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он очень тяжелый т. к. сделан из чугуна (железа). Особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

2. «Ухват» (Слайд).

Возле печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок из печи со щами и кашей.

3. «Самовар». (Слайд).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Самовар стал СИМВОЛОМ добра, домашнего уюта и семейного покоя.

4. «РЕШЕТО». (Слайд).

Ситом сеяли муку, и тогда пироги получались очень пышными и мягкими.

5. «Прялка». (Слайд).

Долгими зимними вечерами хозяйка на ней пряла пряжу. А из неё затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

6. «Лучина». (Слайд).

В давние времена не было электричества, поэтому люди пользовались лучинами.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку: «Всех кормлю с охотою, а сама безротая». (Ложка).

- Если есть деревянной ложкой пища становится ароматнее, вкуснее. Кушая деревянной ложкой никогда не обожжешься. У каждого в семье была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили : «Запасливый гость без ложки не ходит».

А еще деревянные ложки на Руси были музыкальными.

Воспитатель: Ребята, отгадайте еще загадку:

Волосы льняные,

В них ленточки цветные,

С лоскутков ее скрутили,

В сарафанчик нарядили.

Сарафанчик из сукна,

Догадались, кто она? (Кукла).

В старину кукол шили из тряпочек, такие куклы называли «тряпичными». Маленьким детям куклы делали взрослые, а с 5 лет дети уже могли сделать куклу самостоятельно.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.

Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»

1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

2Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

3Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

4Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

5Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Публикации по теме:

«Как в старину на Руси весну кликали». Фотоотчёт«Как в старину на Руси весну кликали». Фотоотчёт В нашем детском саду, по традиции, каждый год, весной, отмечают праздник встречи птиц, встречи весны! На Руси этот праздник отмечали.

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жили-были три королевы» для детей среднего возраста Цель: дать представление детям, что нас окружает живая и неживая природа. Программное содержание: - Учить детей называть объекты живой и.

Конспект НОД в средней группе «Деревья как люди» Цели: Формировать представление детей о сходстве процессов происходящих в организме человека и растений. Воспитывать бережное отношение.

Конспект занятия «Как раньше жили на Руси»Конспект занятия «Как раньше жили на Руси» НОД по образовательной области «Познание» «Как раньше жили на Руси» С презентацией к дидактической игре. Средняя группа Задачи: Приобщать.

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования ладошками «Жили у бабуси» в младшей группе с 3 до 4 лет Воспитатель: Пальчиковая гимнастика «Я здороваюсь везде». Я здороваюсь везде, дома и на улице Даже здравствуй говорю я соседней курице Здравствуй,.

Методическая разработка досуга «Путешествие в старину» Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому.

Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси»Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси» Здравствуйте дорогие коллеги! Наш проект " Как жили люди на Руси" долгосрочный, в его содержание входят разные мероприятия, в том числе.

Выставка «Как жили в старину».Выставка «Как жили в старину». В канун праздника "День матери" с родителями своей группы я организовала в нашем детском саду выставку "Как жили в старину". Целью нашей.

Экскурсия в музей «Как жили древние люди на Коми земле». ФотоотчетЭкскурсия в музей «Как жили древние люди на Коми земле». Фотоотчет Посещение музея для детей дошкольного возраста является средством приобщения к культурным ценностям и традициям родного края. Совместно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Как люди жили в старину»
Опубликовано: 4 октября 2021 в 17:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД