Папки-передвижки

Опыт воспитания у детей бережного отношения к своему здоровью, формирования представления о полезном и вредном для здоровья

Шувалова Алевтина Николаевна
Опыт воспитания у детей бережного отношения к своему здоровью, формирования представления о полезном и вредном для здоровья

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем. Я считаю, что здоровье ребенка находится в прямой зависимости от имеющихся знаний у него о своем организме, от сформированности осознанного отношения к себе, своему телу.

Публикация «Опыт воспитания у детей бережного отношения к своему здоровью, формирования представления о полезном и вредном для здоровья» размещена в разделах

Одной из основной цели нашей педагогической деятельности на этот учебный год является: развитие представлений детей о своем теле, воспитание бережного и осознанного отношения к своему организму.

Для осуществления поставленной цели выдвинули ряд задач:

1) Создать и обогатить развивающую среду в группе;

2) Разработать систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

3) Способствовать развитию у детей определенного круга знаний и представлений о своем теле, развивать элементарные базовые знания о своем здоровье.

4) Сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.

Для начала решили обустроить предметно-развивающую среду, которая соответствует возрасту детей и поставленным задачам.

Пополнили спортивный уголок в группе, где есть мячи, скакалки, кегли, различные мишени.

Изготовили дидактические игры: «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины – полезные продукты», «Съедобное – несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде».

Намечены беседы:

«В гостях у Мойдодыра»

«Как я устроен»

«Если хочешь быть здоров»

«Уроки Неболейки»

«Помоги себе сам».

При построении такого плана учитываются принципы: постепенности, научности, связи знаний, умений с жизненной практикой, развивающей направленности, доступности, активности и самостоятельности в познании.

В начале учебного года, мы с ребятами путешествовали по «городу Чистоты и Порядка», обсуждали ситуации, требующие мытья рук. Обращали внимание детей на то, что в одних случаях руки следует мыть «до», а в других «после» определенных действий. Предлагали посчитать и сказать, сколько раз в день мы моем руки в детском саду. Основные гигиенические правила, дети закрепляют, работая с алгоритмом мытья рук.

Во время приема пищи, обращаем внимание ребят на опрятность и соблюдение гигиенических правил. Задаем вопросы:

— Почему нельзя есть грязными руками?

— Почему нельзя доедать что-то за другим человеком?

— Можно ли есть и одновременно играть с животными?

Вместе с детьми читали сказку К. Чуковского «Федорино горе» «Муха Грязнуха» Г. Штырова и сделали вывод: опасно ли быть неряхой?

Использовали игровую ситуацию «Вредные советы», в которых дети не слушались и делали все наоборот – не умывались, не причесывались.

Рассматривали иллюстрации «Как я устроен», направленный на развитие представлений о строении своего тела.

Провели занятие на тему: «Какие мы», на котором обратили внимание детей на то, что все мы люди, похожие друг на друга формой своего тела, но отличаемся по возрасту, цвету глаз, волос.

Делали такое упражнение: стать перед зеркалом и по очереди поднять руки, ноги, покачать головой, пошевелить пальчиками. При этом обращали внимание на то, какие они у них красивые, умелые, ловкие, веселые. Используем при этом веселую ритмичную музыку, под которую детям легче двигаться. Это дает возможность почувствовать свое тело, увидеть, как работают его части.

Для закрепления знаний детей о частях тела проводим игры «Конструктор тела», «Путаница», «Покажи правильно». В логической задаче «Что было бы, если…» дети высказывают свое мнение о том, зачем нужны части тела, может ли человек обойтись без них.

Большая работа проводилась по теме «Моя кожа». Детям объяснили, что благодаря коже – мы можем «ощущать». Чтобы узнать, что это такое, проводили эксперименты: потрогать гладкую обложку книги и провести по шершавой поверхности; почувствовать тепло своей щеки и холод оконного стекла; если на ладонь положить тяжелый предмет – то ощутишь давление, а если уколешь палец – боль. Использовали игры «Сундучок ощущений», «Что полезно для кожи, что вредно».

Совместно с детьми рассматривались опасные ситуации, которые приводили к травмам; учились оказывать первую медицинскую помощь при порезе, ссадинах, укусах насекомых. Рассматривали и обсуждали то, что опасно и вредно для их кожи : солнечный загар, чрезмерное охлаждение; как поступить, чтобы предупредить несчастный случай.

Для закрепления полученных знаний были организованы сюжетно-ролевые игры: «Скорая помощь», «Служба спасения».

Но хочу сказать, что дети затрудняются рассказать о том, что болит, что они чувствуют, переживают, не умеют объяснить причину своего недомогания. А в игре они учатся обращаться к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что их беспокоит. Заостряем внимание детей на том, почему необходимо своевременно обращаться к врачу и не бояться этих визитов.

Продолжая знакомить детей с органами чувств, подводим детей к установлению взаимосвязи человеческого тела и восприятия внешнего мира. Предлагаем детям объяснить, как мы чувствуем окружающий мир, что нам в этом помогает, как мы узнаем, что спешат машины, что дует ветер, что движутся люди, что у мамы приятные духи, непринужденно и ненавязчиво даю детям хорошие понятия, что такое органы чувств.

Для более осознанного усвоения материала детьми проводили дидактические игры «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь», «Узнай, кто позвал».

Познакомив детей со строением своего тела, формируем умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать. Вырабатываем у ребенка осознанное отношение к своему здоровью.

Вместе с детьми рассматриваем карточки иллюстрации о правильном и неправильном режиме дня. Предлагаем вспомнить : есть ли у них знакомые, которые ведут себя неправильно, не соблюдают режим дня? Спрашиваю: как это может отразиться на их здоровье? Чтобы вызвать активную мыслительную деятельность детей, используем ситуации – провокации: «Мальчик целый день провел у экрана телевизора. Это хорошо или плохо?» Рассматривая фотографии спортсменов, спрашиваем: почему у них хорошо развиты мышцы, благодаря физическим упражнениям. Проводим игры «Хорошо – плохо», «Делаем зарядку».

Используем различные формы организации физической активности: физ-минутки, пальчиковую и дыхательную гимнастику, утреннюю гимнастику.

Проводим работу с родителями по данному направлению, с целью повышения грамотности, создания здорового пространства в семье и детском саду. Считаю, что если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать эту проблему вместе.

Используем такие формы работы : консультации в форме решения проблемных ситуаций, наглядная информация и информация в родительском уголке.

Подводя итог можно отметить, что родители заинтересованы в проведении мероприятий направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. На практике убедилась, что семья станет партнером детского сада в этом процессе, если лучики света и добра, которые идут от детского сада, не погаснут в каждом доме, где растет маленький человек, а проникнут в него и сделают его светлее.

Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья :

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

· Занятия физкультурой, прогулки

· Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

· дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

· Бережное отношение к окружающей среде, к природе

· Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

· Формирование понятия "не вреди себе сам"

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.).

Изучение возрастной динамики развития силы показало, что в период с 4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответствен но увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц, поэтому, упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возраста может выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности.

Публикации по теме:

Конспект ОД «Формирование у дошкольников правильного отношения к своему здоровью» Конспект образовательной деятельности по теме: «Формирование у дошкольников правильного отношения к своему здоровью». Непосредственно.

Использование игровых приёмов формирования у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью 1. Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребёнка. Физиологи считают движение врождённой потребностью.

Использование технологий формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ у слепых и слабовидящих обучающихся В своём выступлении я хочу поделиться опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства с применением здоровьесберегающих.

Взаимодействие с родителями по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих Началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не задумывается.

Формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста «Формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания».

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Учёными давно доказано, что всё духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах,.

Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к игрушкам, книгам, природе» Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к игрушкам, книгам, природе. Следует заметить, что в целом вопрос “воспитание.

Проект «Использование экологической сказки в формировании бережного отношения детей к природе родного края» Проект «Использование экологической сказки в формировании бережного отношения к природе родного края у детей среднего дошкольного возраста».

Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста Давно доказано учеными, что духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах, преданиях,.

Экологическое воспитание — залог бережного отношения к природеЭкологическое воспитание — залог бережного отношения к природе Всем известно, что Земля – наш общий дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт воспитания у детей бережного отношения к своему здоровью, формирования представления о полезном и вредном для здоровья
Опубликовано: 22 июля 2019 в 22:30
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД