Приложение МААМ

«Как устроены перья у птицы». Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Людмила Максимова
«Как устроены перья у птицы». Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей

Познание:

Установить связь между строением пера и образом жизни

Познакомить со строением махового и пухового пера

Сформировать представление о пагубном влиянии на водоплавоющих птиц загрязнение водоемов, рек, морей нефтью

Художественное слово:

Развивать у детей творческое воображение, умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать их.

Здоровье + физическая культура:

Способствовать развитию мелкой и общей моторики

Предупреждать утомляемость детей.

Коммуникация + социализация:

Публикация «„Как устроены перья у птицы“, Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Расширять эмоциональную сферу детей.

Сформировать умение взаимодействовать со взрослыми и детьми

Воспитывать доброжелательность, чувство сострадания к птицам, попавшим в беду.

Развивать самостоятельность.

Безопасность:

Соблюдать основы безопасности при организации опытов.

Методы и приемы:

Социоигровые ситуации

Беседы

Художественное слово

Продуктивная деятельность

Опыты

Предварительная работа:

Игры «Опиши птицу»

Рассматривание иллюстраций

Рисование птиц

Лепка птиц

Организация развивающей среды:

1. Коробка для лабораторных исследований

2. Перья маховые, пуховые, крылья

3. Камни

4. Весы, молнии

5. Схемы пера, крыла, полета птиц, хвостов

6. Пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло

7. Лупы, проволока, кисточки, салфетки

8. Ножницы, клеенка

9. Нефть

10. Гуашь, силуэты птиц в полете

11. Цветные перья

1 часть. Вводная.

Воспитатель вносит коробку для лабораторных исследований (читает детям)

- Как вы думаете, что находится в коробке (трясут, нюхают). Загадываю загадку

«По лесу летало, в воде болтыхалось.

В воду упало и сухим стало»

Дети отгадывают – перо.

Открываю, показываю., да, это перо.

- Чье это перо?

- Птичье.

- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц. Давайте попробуем найти ответ.

Для этого нам надо пройти в лабораторию к профессору Знайке. (символ Сова) и исследовать как устроено перо.

Дети усаживаются за столами.

- Чем отличаются птицы от животных? Людей?

- Они умеют летать.

Ставлю на доску схему оперения птиц.

- Потому что вся птица покрыта огромным числом перьев. Птицы, единственные на земле имеющие перья.

- А за счет чего летают птицы?

- У них есть крылья (схемы крыльев, полета)

Показ крыльев от разных птиц.

- Одинаковые ли они? (птицы разных размеров, цвет пера разный)

2 часть.

- А сейчас посмотрите на свои крылья, которые приготовил вам профессор Знайка для исследований.

Ищем отличия (цвет, различия)

- Найдите самое длинное перо.

- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев.

Рассматриваем.

- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)

Обследуем пальчиками.

- Интересно, легкое оно или тяжелое?

Дети кладут на руку перо, на другую – камень.

Делают вывод – легкое.

Взвешиваем на весах – перо, камень, два пера.

Делаем вывод.

- Подбросьте перо. Что вы видите?

- Падает медленно, плавно кружась.

- А за счет чего оно легкое? Стержень пустой.

- Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)

- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете?

- Воздух.

- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

- Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу.

- Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

(схема пера,)

Опыт с молнией.

Закрепляем, что это перо «маховое»

- А какие перья лежат у вас ещё?

- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).

Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)

- Зачем такое перо птице?

- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

- Интересно, какое перо легче – перовое или маховое?

Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?

Находим пуховые перья на крыльях.

- Перья на хвосте называются «рулевые». они помогают менять направление полета.

Схемы хвостов.

- Так зачем птицам перья?

- Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.

- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.

Давайте проведем эксперимент.

- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

- Ребята, а что может случиться с птицами, если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью (это вязкое, густое, черное горючее). Его перевозят на больших кораблях в емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде.

- Они могут погибнуть (картинка)

- Почему?

- Потому, что птицы попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Они слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.

Проводим эксперимент.

Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет, бросаем перо)

Перо стало тяжелое, слиплись волоски.

- Надо беречь природу, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию.

3 часть.

- А где в быту нам может пригодиться перо?

- Раньше не было ручек, люди писали пером. (картинка)

- Можно покрасить перья для поделок (показ цветных перьев).

Ими украшают шляпы, одежду.

- Пуховыми перьями набивают подушки, одежда, куртки (легкие, теплые).

- А рисовать можно? Давайте попробуем.

Обводим силуэт птицы в полете (гуашью).

- О чем узнали мы сегодня в лаборатории профессора Знайки?

- О том, как устроены птичьи перья и их назначение.

- Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо.

О птицах много знаем мы,

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе, мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых,

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых.

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Публикации по теме:

Поисково-исследовательская деятельность «Тайны живой природы» Задачи: - учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц; - находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев;.

Проект «Грибы» нацелен на то, что бы расширить знания о съедобных и несъедобных грибах.Проект «Грибы» нацелен на то, что бы расширить знания о съедобных и несъедобных грибах. раткая аннотация проекта: Проект нацелен на то,чтобы расширить знания о съедобных и несъедобных грибах. Какие грибы видели и собирали этим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Как устроены перья у птицы». Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 10:59
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Как устроены перья у птицы». Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Максимова (УИ 64829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД