Папки-передвижки

Конспект занятия «Князь Александр Невский»

Ирина Новикова
Конспект занятия «Князь Александр Невский»

Конспект образовательной ситуации

в подготовительной группе к школе

по социально-коммуникативному развитию

(нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников)

«Князь Александр Невский».

Ход:

Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Правильно, Россия.

Воспитатель: Как называют людей, которые живут в России?

Дети: Россияне.

Воспитатель: Родина. Россия. Какие красивые, широкие и загадочные слова.

Публикация «Конспект занятия „Князь Александр Невский“» размещена в разделах

Воспитатель: Ребята, а что значит для вас Родина?

Дети: Это место, где мы родились, где живут наши родные.

Воспитатель: Молодцы, хороший ответ. Наша

Родина - государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад.

Кто может сказать, как в те далёкие времена оно называлось!

Дети: Русь.

Ребята, посмотрите, у меня есть картина. Эта картина о том, как раньше жили люди. Посмотрите внимательно и подумайте, чем они занимались?

Дети: огородничеством, хлебопашеством, разводили домашний скот.

Воспитатель: Да, они занимались огородничеством, хлебопашеством, разводили домашний скот.

Самым главным у них был князь. Князь – это почётный титул который передавался по наследству от отца к сыну. Все его слушались. Князь возглавлял войско, когда нападали враги.

Воспитатель: Ребята, а что вы здесь видите (Воспитатель показывает слайд с изображением древнего города.)

Что изображено? Как вы думаете, ребята?

Дети: Древний город, дома, церковь.

Воспитатель: Верно, молодцы. Интересно выглядели старинные русские города.

Ребята, а как вы думаете, из чего были построены дома? На Руси такое правило было: только несколько домов построят - тут же строят и церковь. А зачем?

Дети: Благодарность Богу, место для молитвы.

Воспитатель: Правильно. А поскольку люди жившие в то время на Руси, благодарные, на доброту отвечают добром, то и церквей строили много!

Ребята, а как вы думаете, почему вокруг города всегда строили стену? Для чего?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Конечно, для защиты. Называли такой забор крепостью.

А еще чем защищали город?

Дети: Вырывали ров.

Воспитатель: Да, ребята, вырывали ров вокруг крепостной стены. Широка и необъятна земля русская. И лесами, и реками богата. Многие хотели захватить наши земли. То с юга, то с востока, то с запада жди нападения.

Воспитатель: Кто ещё, кроме стен и земляных рвов мог спасти город от врагов? Кто еще помогал защищать их? Кто нес службу в крепости?

Дети: Военные.

Воспитатель: Действительно, профессия воина, защитника очень древняя.

Как вы думаете, как раньше называли воинов?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на этих могучих богатырей.

Богатыри. Картина Виктора Васнецова.

Воспитатель: Верой и правдой служат они своей Земле русской.

Воспитатель: Сколько богатырей видите вы на этой картине? Какие у них имена?

Дети: Богатырей трое

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Чем они заняты?

Дети: Они стоят в дозоре, охраняют границы земли Русской.

Воспитатель: Конечно, вы очень внимательны. Видите, как богатыри всматриваются вдаль, оглядывают зорким глазом большие и малые пригорки – не притаился ли где враг.

Воспитатель: А в наше время кто защищает нашу Родину?

Дети: Пограничники (дети перечисляют)

Воспитатель: Правильно вы ответили, это люди военной профессии. Они служат в армии, которая нас защищает. А как она называлась раньше?

Дети: Дружина

Воспитатель: Какие слова похожие вы можете подобрать к слову дружина?

Дети: Дружить, дружба.

Воспитатель: Молодцы, правильно мыслите. Дружина - это постоянное войско князя. И воины назывались дружинниками. Дружинники служили князю, вместе ходили с ним в походы, вместе делили тяготы военной жизни. Князь любил дружину, берег ее.

Воспитатель: Воины одевались в доспехи, которые их могли защитить от врага в бою.

Воспитатель: Как называется головной убор воина?

Дети: Шлем.

Воспитатель: Что защищало тело воина?

Дети: Кольчуга, то есть рубаха из мелких металлических колец.

Воспитатель: Какое оружие имел при себе дружинник?

Дети: Меч, нож, топор, копьё.

Воспитатель: А это что? (Показывает на щит.)

Дети: Щит.

Воспитатель: Для чего он был нужен? (Щит - это защита от меча, стрел и другого оружия.)

Так снаряжали каждого воина, отправляющегося в поход.

Физкультминутка.

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)

Наклоняемся вперёд.

Кто до пола достаёт?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)

Мы пока что дошколята

Не шагаем как солдаты

Раз, два дружно в ногу,

Три, четыре тверже шаг.

На парад идут солдаты

Они смелые ребята.

Во главе одной из таких дружин стоял Александр Невский, ребята, он был защитником Земли Русской, воином. Он был новгородским князем, смелым, мужественным. Он много сделал для защиты Руси.

Воспитатель: Ребята, я прочитала книгу о подвигах и жизни Александра Невского. Вы хотели бы узнать об этом великом князе? О его детстве? Родился Александр в славном городе Переславле - Залесском в семье князя Ярослава Всеволодовича. Под матушкины песни и сказки, окруженный ее любовью и лаской, рос маленький княжич. Быстро кончилось детство. Когда исполнилось Александру 5 лет, мальчика посвятили в воины. Неспокойно было на Руси в то время. Враги грабили города и села, уводили пленных. Столицей Руси был богатый и многолюдный город - Великий Новгород. Много лет правил в Новгороде отец Александра - Ярослав, а когда исполнилось сыну шестнадцать лет, вручил ему меч – это в то время был символ власти. Поклялся юный князь защищать от врагов новгородские земли.

В те далёкие годы, шла война со Шведами, они напали на нашу землю. Шведы собрали сильное войско, чтобы завоевать Русь.

город Новгород

Испугались новгородцы, не надеялись они с малым войском отбить сильного врага. Но князь Александр сказал : "Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде". Эта заповедь Александра дошла до наших дней. А какие богатырские военные заповеди известны вам?

Дети:

• Трудно в ученье, легко в бою.

• Слава идет не от роду-племени, а по богатырским делам, да по подвигам.

• Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.

• Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает.

Воспитатель. Молодцы, хорошие заповеди вы назвали!

Итак, князь Александр решает собрать войско и выступить против шведского короля.

Он поднимает всехрусских людей на защиту родной земли. Александр помолился в храме и рано утром незаметно подошел к вражескому лагерю, который был расположен на берегу реки Невы.

Битва на реке Неве

Он напал неожиданно, когда шведы отдыхали и не ждали нападения. Самоотверженно сражались русские воины, но только к вечеру одолели врага. Князь Александр с победой вернулся домой.

Воспитатель. Так на какой реке происходило сражение?

Дети. На реке Неве.

Воспитатель. Верно, вы внимательно слушали.

После этого сражения князя стали звать Невским.

Много побед одержал Александр Невский. Но самая главная победа его была над немецкими рыцарями. Войско крестоносцев - рыцарей выглядело ужасно. На воинах были шлемы с рогами, когтистыми лапами и иными устрашениями, в белых с черными крестами плащах, с длинными копьями. Железные намордники, надетые на лошадей, превратили их из красивых животных в чудовищ.

Ледовое побоище – под таким названием вошла в историю эта битва.

Вот как эта битва описывается в древних книгах:

«Была же тогда суббота. Когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была злая сеча, и раздался такой треск от ломающихся копий и звон от мечей, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью. И так победил их с помощью Божьей, и обратились враги в бегство, и гнали и секли их воины Александровы, словно неслись они по воздуху, и некуда было тем бежать. И возвратился князь Александр с победою славною.» И с тех пор помнят и чтят Александра Невского, передавая славу его из поколения в поколение. За всю свою жизнь не проиграл Александр ни одного сражения и стал он считаться ангелом-хранителем своего народа и народ стал обращаться к нему с молитвой в помощи. Поэтому он был причислен к лику святых.

С памятью народа об Александре Невском связано много мест. В Санкт-Петербурге основан храм в его честь, сейчас он называется Александро- Невская лавра

Есть орден Александра Невского - это одна из высших наград России. Во время Великой Отечественной войны этим орденом награждались командиры, проявившие отвагу.

Воспитатель: с каким великим воином вы сегодня познакомились?

Как вы думаете, что помогло князю Александру Невскому одержать победу?

Что вы думаете, какой был Александр Невский? Какие черты характера помогли ему победить в бою?

Воспитатель: ребята, я хочу пригласить вас просмотреть фильм о князе Александром Невском.

(просмотр фильма «Русь)

Публикации по теме:

Внеклассное мероприятие в ДШИ «Александр Гедике — основатель русской органной школы. Любимые фортепианные пьесы» Преподаватель: Двоскина Алевтина Евгеньевна Р. п. Кузоватово 2016 Предлагаемый сценарий внеклассного мероприятия «Александр Гедике - основатель.

Конспект НОД по Петербурговедению в старшей группе «Невский проспект» Цель: - Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности.

Конспект с использованием презентации «Александр Сергеевич Пушкин» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 общеразвивающего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по теме «Невский проспект» технология «Петербурговедение» Задачи:: 1. Закрепление знаний детей о главной улице нашего города. 2. Развитие логического мышления, смекалки,.

Конспект занятия для детей 6–7 лет «Князь Владимир и крещение Руси» Программное содержание: формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины; формировать.

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Деревья в лесу» Конспект занятия интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Деревья в лесу» Цель: - развивать творческие способности.

Конспект занятия по развитию связной речи «Путешествие в страну знаний» Программное содержание: • Продолжать учить детей пересказывать небольшие произведения. • Составлять сложные предложения по опорным схемам.

Конспект НОД «Александр Сергеевич Пушкин — великий русский сказочник» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НОД (разработка для подготовительной группы) «Александр Сергеевич Пушкин - великий русский сказочник». Методическая.

НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Невский проспект. Дворцовая площадь» с использованием ИКТ и мнемотехникиНОД с детьми старшего дошкольного возраста «Невский проспект. Дворцовая площадь» с использованием ИКТ и мнемотехники НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ И ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ. НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ Ребята, сегодня Петруша хочет познакомить вас с главной улицей Санкт-Петербурга.

Сценарий литературного часа в подготовительной группе «Александр Невский» Цель: Формировать интерес детей к истории нашей Родины на примере конкретных исторических событий. Познакомить с исторической личностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Князь Александр Невский»
Опубликовано: 25 января 2017 в 20:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД