Лучший педагог года

Задания и упражнения по выявлению нарушений речи для каждого компонента

Наталья Пикторова
Задания и упражнения по выявлению нарушений речи для каждого компонента

Комплект методических материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с речевыми нарушениями. Часть 1

1. Задания и упражнения по выявлению нарушений речи для каждого компонента.

Фонетика.

Упражнение №1"Отгадай, что звучит".

Цель: развитие фонематического слуха - учить ребенка слушать и слышать, различение предмета, не видя его.

Публикация «Задания и упражнения по выявлению нарушений речи для каждого компонента» размещена в разделах

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Упражнение №2 "Солнце или дождик".

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Упражнение №3“Лишнее слово”.

Воспитатель четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава;

утенок, котенок, утенок, утенок;

ком, ком, кот, ком;

минута, монета, минута, минута;

винт, винт, винт, бинт;

Упражнение №4 Игра «Найди картинку» направлена на нахождение графических изображений, в названии которых присутствует изучаемый звук. Наглядным материалом могут быть любые предметные картинки: изображения предметов мебели, игрушек, овощей, фруктов и т. д. Ребенку предлагается найти картинку, в названии которой есть отрабатываемый звук. Например, выложить перед ребенком изображения стола, стула, кровати, шкафа. После чего предлагаете ему найти звук С в названии предметов мебели.

Лексика.

Упражнения предназначены для усвоения антонимических отношений, умения подбирать слова, расширение словаря.

Упражнение №1. Изобрази жестами.

Ребёнку предлагается изобразить жестами или пантомимой наиболее простые пары антонимов. Например: большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий, тяжёлый - лёгкий.

Упражнение№2. Закончи предложения, используя антонимы.

Образец: летом тепло, а зимой - холодно.

Слон большой, а столик.

Ребёнок маленький, а взрослый.

Арбуз большой, а яблоко.

У крокодила хвост длинный, а у зайца.

У девочки волосы длинные, а у мальчика.

Шорты короткие, а брюки.

Внучка молодая, а бабушка.

Внук молодой, а дедушка.

Бабушка старая, а внучка. и т. д.

Упражнение №3 «Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша», а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий») .

Упражнение №4 «Где что можно делать»

Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

- Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.)

Упражнение№5 «Узнай посуду по описанию»

Цель: упражнять детей узнавать предметы посуды по описанию; закреплять в речи детей названия предметов посуды.

Карточки-рисунки с изображением предметов посуды

Дети должны выбрать необходимый описанный педагогом предмет посуды, опираясь на слова признаки.

Грамматика.

Упражнение №1 «Чего не стало»

Цель: упражнять в образовании существительных в форме родительного падежа, единственного числа.

Педагог выкладывает перед детьми несколько разных игрушек и дает возможность потрогать и запомнить их. Затем накрывает платком игрушки и незаметно убирает одну или две. Затем задает вопрос – «Чего не стало?»

Упражнение№2 «Найди пару»

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в родительном падеже (белая кофта, желтый сарафан и т. д.)

Две группы карточек: первая группа с изображением разных видов одежды, другая – с изображением разных цветов

Перед детьми выкладывается карточка с рисунком одежды и карточки различных цветов. Ребенку надо ответить на вопрос какого цвета кофта и обратные вопросы что из одежды желтого цвета.

Упражнение№3 «Кто живёт во дворе?»

Цель: упражнять образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.

Предметные картинки

Ребенок рассматривает картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирает каждой птице птенцов.

От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.

Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке : кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?

Упражнение №4."Закончи фразу"

Цветы стоят в.

Вчера дети ходили в.

Папа ходил в магазин за.

Кошка спряталась за.

Бабушка несёт.

Упражнение№5 "Назови ласково"

Цель: образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Яблоко -. , апельсин -. , лимон -. , банан -. .

Синтаксис.

Упражнение№1 «Ответь на вопросы».

Почему птицы осенью улетают на юг? Когда можно переходить улицу? Для чего нужен пылесос? Зачем Миша пошел в библиотеку?

Упражнение№2“Расскажем про белочку”

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять. (и шишек набрать). Она залезла. (на высокую сосну). А на сосне шишек. (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку. (увидела волка). Но белочка. (не испугалась). Она бросила. (шишку прямо на волка). На лбу у него. (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Упражнение №3 «Чудесная коробка»

Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход.

Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.

Игровое упражнение№4"Забота"

Цель: учить составлять предложения по серии сюжетных картинок.

Перед ребёнком серия сюжетных картинок,на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Вопрос: "О ком (чём) заботятся дети?"

Просодика.

Цель: развитие силы голоса.

Упражнение №1.

Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары – шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише – шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары – слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.

Мы хлопаем руками:

«Хлоп – хлоп – хлоп».

Мы топаем ногами:

«Топ – топ – топ».

Упражнение №2.

Сидя или стоя, считать до 5 (10, с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого, представляя, что спускаешься с верхнего этажа на нижний (и наоборот).

Цель: развитие интонационно - выразительной стороны речи.

Упражнение №3

Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый - грустный, злой – добрый, удивленный – равнодушный.

Упражнение №4

Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т. д.

Цель : развитие диапазона высоты голоса.

Упражнение№5.

Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.

«Ой!- воскликнул окунёк,

- Я попался на крючок». (высоким голосом)

Сом сердито проворчал

«Из-за шалости попал». (низким голосом)

* * *

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ! Топ! Топ! (высоким голосом с

одновременным ритмичным постукиванием двумя пальцами)

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ! Топ! Топ! (низким голосом, темп речи замедлен,

пальцы тяжело стучат по столу)

Рекомендации для родителей.

Памятка родителям "Поиграйте с ребёнком"

1. Развитие слухового внимания

Игра "Тихо-громко!"

Цель: развитие координации чувства ритма

Оборудование: бубен (вместо бубна могут быть просто хлопки в ладоши)

Описание игры

Родитель стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребё нок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бежит.

2. Развитие фонематического слуха

Игра "Красный- белый"

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух

Оборудование: по два кружка (красный и белый)

Описание игры. Родитель предлагает внимательно вслушиваться и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, ребёнок поднимает красный кружок, если нет - поднимает белый кружок.

3. Развитие физиологического дыхания.

Игра "Капитаны"

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: таз с водой и бумажные кораблики.

Описание игры. Сядьте вместе с ребёнком за стол. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Давай прокатимся на кораблях из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался дуть на него нужно плавно, не торопясь, сложив губы. кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. " П-п-п:" - губы складываются, как для звука п. или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.

4. Развитие голоса

Игра "Вьюга"

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Описание игры: "Вьюга начинается" тихо говорите: у-у-у:; по сигналу сильная вьюга громко говорим: у-у-у:; по сигналу "Вьюга кончилась" замолкаем.

Желательно, чтобы ребёнок менял силу голоса за один выдох не менее 2-3раз. В этом случае удобнее словесные указания заменить дирижированием: плавное движение руки вверх - ребёнок говорит громче, плавное движение руки вниз - говорит тише.

5. Развитие речевого дыхания.

Игра "Придумай фразу"

Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование: сюжетные картинки из лото "Что мы делаем"

Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Придумайте одну короткую фразу (из 2-3 слов, затем предложите ребёнку дополнить одну фразу одним новым словом. Постепенно предложение удлиняется на одно слово.

Например, : Таня играет.

Ребенок повторяет предложение - Таня играет (и добавляет)на улице. Таня играет на улице (и добавляет) в песочнице.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Аудио-задания для развития речи дошкольниковАудио-задания для развития речи дошкольников Современного человека окружают современные предметы, гаджеты. Никого уже не удивить смартфоном, планшетом, ноутбуком, плеером, размером.

Дидактические игры и задания для развития речиДидактические игры и задания для развития речи Дидактические игры и задания для развития речи. Одной из главных задач стоящих перед воспитателем научить ребенка правильно и четко произносить.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Игровые задания и упражнения со звуком [П] и буквой п Цель:закрепить представления детей о согласной букве и звуке П;учить слушать, пересказывать сказку и рисовать иллюстрацию к сказке;развивать.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задания и упражнения по выявлению нарушений речи для каждого компонента
Опубликовано: 8 января 2022 в 21:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД