Папки-передвижки

Консультация для педагогов ДОО «Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи» (3 фото)

Елизавета Медведева
Консультация для педагогов ДОО «Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи»

Консультация для педагогов ДОО «Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи»

Тесная взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы необходима для достижения максимального эффекта от коррекционной работы с детьми-логопатами.

Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики в течении дня - одно из основных направлений коррекционной работы

Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой учителя-логопеда. Оно осуществляется с самого начала обучения в течение полутора-двух месяцев ежедневно. Как показывает опыт, вполне достаточно 3-5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным или вечерним сном, перед обедом или ужином. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.

Публикация «Консультация для педагогов ДОО „Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах

Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы без помощи взрослого, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы и т. п.

Фото «Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи»

Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок. Здесь ребенок, которому это необходимо, всегда может выбрать игру или занятие по душе.

Вторым направлением в работе воспитателя логопедической группы является общеобразовательное.

Оно включает в себя:

обучение на занятиях по всем разделам программы массового детского сада;

воспитательную работу в соответствии с программой массового детского сада;

работу с родителями.

Эти задачи осуществляются воспитателем относительно самостоятельно, но и здесь необходимы рабочий контакт с логопедом и некоторая его помощь.

Если в коррекционно-воспитательной работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является его активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач их роли меняются.

Остановлюсь подробнее на реализации каждой из задач в условиях группы для детей с общим недоразвитием речи:

Обучение на занятиях

Занятия по развитию элементарных математических представлений необходимы, так как дети с указанной патологией заметно отстают от своих нормально развивающихся сверстников в готовности к обучению счету и счетным операциям. (Напомню, что 5-летние дети поступают в специальные группы, часто не умея считать в пределах трех, не зная понятий «больше», «меньше», «поровну».) Кроме того, такие занятия, развивая мышление ребенка, способствуют успешной коррекции дефекта.

Занятия по физической культуре способствуют укреплению здоровья малышей и, естественно, никак не могут ограничиваться.

Что касается остальных занятий, опытный и творческий работник всегда может восполнить их нехватку, делая каждое занятие насыщенным, результативным, максимально реализующим индивидуальные особенности ребенка.

Воспитательная работа

Эта работа осуществляется в специальной группе по тем же направлениям, что и в массовой: нравственное, умственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков и т. д.

Некоторые особенности воспитательного процесса можно отметить и в осуществлении игровой деятельности детей. Если в массовом детском саду им достаточно лишь создать условия для игры (зону, атрибуты, спокойную обстановку, то детей с общим недоразвитием речи приходится учить играть.

При поступлении в группу игра большинства детей бывает процессуальной, лишенной творчества; дети не умеют договариваться во время игры, распределять роли, они не в состоянии длительно играть. Игра таких детей, как правило, примитивна, не отражает действительности в полной мере, не всегда является ведущей формой деятельности, как это положено в дошкольном возрасте. Поэтому воспитателю логопедической группы приходится обучать детей игре. В первую очередь следует создать базу — подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни, который дети в наибольшей степени получают в ходе целевых прогулок.

Это могут быть прогулки в магазин, поликлинику, аптеку, ателье, к строящемуся дому и т. п. Перед такой прогулкой воспитателю обязательно следует наметить объем понятий, с которыми он собирается познакомить детей, слова, которые придется уточнить. Проводя такие прогулки-экскурсии, важно помнить, что необходимо обращать внимание детей с общим недоразвитием речи на все мелочи, так как сами ребята не в состоянии воспринять увиденное достаточно полно. Необходимо не только привлекать внимание детей к каким-либо предметам, объектам, совершаемым действиям, но и назвать их, а кроме того, попросить детей повторить название. Вот почему нецелесообразно возлагать проведение запланированных экскурсий на родителей. Только грамотный, подготовленный воспитатель проведет экскурсию с максимальной пользой для малышей.

После того как проведена экскурсия по определенной теме, можно приступить непосредственно к организации игры. Но для ее начала часто оказывается недостаточно полученных впечатлений. Ни в коем случае не руководя игрой, а, участвуя в ней, воспитатель должен увлечь детей предотвратить возможные конфликты. Как показывает опыт, ведущие роли, выполняемые воспитателем, неохотно поддерживаются детьми, гораздо большей готовностью они включаются в игру, если воспитатель играет любые второстепенные роли. Например, встанет с другими детьми в очередь в «магазин», вежливо поговорит с «продавцом» при полном внимании всех детей. Они с удивительной охотой начинают «лечить «заболевшего» воспитателя в своей «больнице», причесывать его в «парикмахерской». А диалог, который происходит между воспитателем и любым из играющих, непроизвольно вызывает у всех детей повышенный интерес. И никого не приходится уговаривать слушать, что говорит воспитатель, стараться повторять за ним. Все и так загипнотизированы его необычной ролью. Воспитатель играет с ними на равных! А как расковываются дети в такой игре, насколько становятся активнее, смелее, изобретательнее!

Включаясь в игру, воспитатель должен помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей, желательно максимально повышать их умственную и речевую активность. Так, будут полезны вопросы воспитателя во время различных ролевых игр.

Примерные вопросы:

- «доктору»: «Доктор, почему Вы бинтуете мне руку?», «Доктор, для чего Вы мне мажете ногу?»

- «продавцу»: «Скажите, пожалуйста, какую гирю Вы поставили на весы? Почему?»;

- «парикмахеру»: «Почему Вы не накинули мне покрывало?».

Вопросы активизируют воображение ребенка, к которому обращает воспитатель, заставляют малыша думать, отвечать, а всех остальных подражать беседующим во время игры.

Говоря о работе вне занятий, нельзя не упомянуть еще раз о прогулке. Здесь помимо ее традиционных для массовых групп составных частей - подвижной игры, трудовой деятельности, самостоятельной работы детей - ежедневно дополнительно проводятся наблюдения за окружающей действительностью и индивидуальная работа, которая касается усвоения отстающими детьми программных требований.

Индивидуальная работа на прогулке не должна касаться речевых задач, в противном случае это будет дублирование логопедического часа и других моментов словарной работы воспитателя.

На прогулке уместно повторить с ребёнком, который нуждается в этом, названия основных цветов (красный, желтый, зеленый, голубой, понятия «правый» и «левый», счёт на наглядном материале, какие-нибудь физические упражнения.

Однако необходимо учитывать, что прогулки — время для максимальной физической активности детей, их свободной деятельности, психической разгрузки после напряженных занятий, поэтому длительность таких индивидуальных упражнений (индивидуальной работы) должна быть минимальной.

Работа с родителями

Эта работа осуществляется воспитателем в значительно большем объеме, чем учителем-логопедом, так как логопед видится с родителями эпизодически (на собраниях, при сборе анамнестических данных, показе индивидуального занятия). Поэтому помимо работы, выполняемой в массовом детском саду, — консультаций по вопросам обучения и воспитания; изготовления ширм, папок-передвижек и другого наглядного материала; оформления информационного стенда для родителей — воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями.

Первой такой формой работы с родителями является объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Родителям не всегда бывают, понятны термины, употребляемые логопедом

например, слоговая структура;

названия некоторых звуков: [Л’], [Й], [Н’], [С’];

принцип выполнения задания (составить схему, отхлопать слово).

Все это подробным образом надо объяснить каждому родителю либо нескольким одновременно, если задания совпадают. Особенно тщательно такая работа проводится в самом начале обучения, когда родителям все внове: и тетради, и необходимость дома «делать уроки», и масса специальных терминов и понятий. Очень важно воспитателю следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с детьми дома. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, так как без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.

Вторая специфическая форма работы с родителями — собрания и открытые занятия (воспитателям массовых детских садов названия этих мероприятий знакомы, однако содержание их несколько изменено).

Как показал опыт, полезно объединять занятия с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.

Виды занятий, которые в течение двух лет обучения показывают родителям, можно чередовать, чтобы за указанное время продемонстрировать их все.

В повестку дня такого собрания, помимо одного из занятий, полезно включить ту или иную консультацию, проводимую в зависимости от темы логопедом или воспитателем.

Наиболее актуальные темы для консультаций, проводимых воспитателем:

«Единство требований детского сада и семьи»,

«Поощрение и наказание — основные методы воспитания»,

«Чего нельзя допускать в семье»,

«О воспитании у детей самостоятельности» и т. п.

Желательно, чтобы такие консультации были предельно чёткими, содержали только необходимый родителям конкретный материал и проводились не для «галочки», а для пользы дела.

Консультация для педагогов ДОО - фото
Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОО «Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 24 июня 2022 в 19:20
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД