Получи документы

Копилка секретов домашнего экспериментирования

жанна хуртова
Копилка секретов домашнего экспериментирования

«Копилка секретов домашнего экспериментирования»

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» В. А. Сухомлинский.

Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности. Если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности и способности к самостоятельному труду. Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача взрослого — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как) Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Именно на этом и основывается активное применение и развитие детской поисково-исследовательской деятельности в нашей работе.

Публикация «Копилка секретов домашнего экспериментирования» размещена в разделах

Тесно сотрудничая с родителями, имея от них обратную информацию, мы знаем, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома. Родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов ребёнка, который продолжает искать ответы на интересующие его вопросы и в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения и радости.

Работая над данной темой, в нашем МДОУ руководители и педагоги провели мониторинг родителей в виде анкетирования: «Воспитание любознательности детей через исследовательскую деятельность», «Эксперименты дома. Миф или реальность?» Цель которых: Систематизировать представления о потребностях детей в получении опыта домашнего экспериментирования. Более 90% родителей показали, что их дети любят всё таинственное, загадочное и необычное.

Далее был разработан цикл консультаций для родителей «Экспериментируйте с ребенком дома» по темам: «Детское экспериментирование в домашних условиях», «Экспериментируем дома» и «Экспериментируем на кухне», основная цель которых – знакомство родителей с экспериментированием, как основным методом формирования познавательной сферы ребенка, осознание родителями доступности, простоты и, самое главное, значимости использования данного метода в развитии своего ребенка.

Беседуя с родителями, выяснилось, что дети часто задают взрослым вопросы о природных явлениях, связанных с водой, ее состоянием, свойствами и т. п. Родителям было предложено самостоятельно в домашних условиях осветить данные вопросы своим детям. Несколько семей с удовольствием приняли данное предложение.

Родители предложили провести встречу, что бы обсудить план работы по данному вопросу.

На заседании «Экспериментируем дома» родители предложили провести исследовательский проект «Вода чудесница» в домашних условиях самостоятельно. Выяснили, что данная тема очень актуальна.

Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Родителями были поставлены задачи по экспериментальной деятельности с детьми.

Задачи:

1. Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.

2. Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности.

3. Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.

4. Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.

5. Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

Родители составили модель трех вопросов:

Что дети знают? Что хотят узнать? Где могут узнать?

Далее родители обсудили, что нельзя и что нужно делать во время детского экспериментирования.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность - основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним. Детское экспериментирование является одним из ведущих видом деятельности. Поэтому родителям не стоит ставить ограничения на пути познания, а наоборот вместе со своим ребенком экспериментировать, ведь именно это занятие может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

. Для того, чтобы включить ребенка в экспериментирование, заинтересовать его можно использовать следующие логические позиции:

· Партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе»)

· Передача опыта («Люди обычно это делают так»)

· Обращение за помощью к ребенку («У меня что – то не получается»)

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объяснить почему? Доступными для ребёнка словами.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Чем больше с малышом экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Что нужно делать для поддержания интереса?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объяснять, почему этого нельзя делать.

5. Поощрять ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывать необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учить ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавать ситуацию успешности.

На подготовительном этапе взрослые изучили методическую литературу, обследовали уровень развития познавательного интереса своего ребенка, разработали план мероприятий проекта, подобрали художественную литературу, определились, какие игры – эксперименты будут проводить с детьми и темами бесед о воде.

После чего приступили к исследованиям в домашних условиях. (Основной этап)

По истечении двух недель на практикуме «Исследуем, экспериментируем, познаем вместе» родители показали свои мастер-класс опытов. Все родители, принявшие участие в экспериментировании с детьми в домашних условиях, пришли к единому выводу, что детям такая работа была очень интересна и вызвала у них много положительных эмоций.

Первые опыты, о которых рассказали родители - «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса». (свойства воды). Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап:

Наблюдение «Вода – источник жизни»,

Цель: Показать значение воды в жизни живых существ. Закрепить знания о воде, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.

Наблюдение «Вода вокруг нас, какая она?»

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Изучить свойства и признаки воды. Помочь понять детям, где в каком виде существует вода в окружающей среде, познакомить с водоемами. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Изучить свойства и признаки воды.

2 этап: (Постановка проблемы перед ребенком)

Поиск «Кому нужна вода?» Детям предлагают по схемам определить значение воды в жизни живых существ и человека. Решение проблемных вопросов: 1-ый вопрос: «Что произойдет с живыми существами и человеком, если воды не станет?» 2-ой вопрос: «Нужно ли беречь воду и почему?» Вывод: Вода нужна всем живым существам и человеку. Без воды все живое погибнет, поэтому воду нужно беречь.

3 этап:

Родители обсудили с детьми как можно беречь воду. Рисование по темам: «Кому нужна вода», «Давайте беречь воду!»

4 этап (экспериментальный)

1. Опыт «Вода прозрачная». Детям предлагают сравнить жидкости – воду и молоко. Жидкости находятся в двух стаканчиках, в стаканчики предлагают опустить ложки. Вопрос: В каком стаканчике ложка видна? Почему? Вывод: вода прозрачная. познакомить с водоемами.

Детям предлагают сравнить жидкости – воду и молоко. Жидкости находятся в двух стаканчиках, в стаканчики предлагают опустить ложки. Вопрос: В каком стаканчике ложка видна? Почему? Вывод: вода прозрачная.

2. Опыт «У воды нет вкуса». Перед детьми ставят 2стаканчика: с водой, с соком. Предлагают поочередно попробовать жидкости из стаканчиков через индивидуальную трубочку для коктейля. Вопрос: Есть ли вкус у воды? Вывод: У воды нет вкуса.

Другой опыт, который рекомендовали родители - «Снег, лед – это застывшая вода».

Родители рассказали, что исследование так же проводилось в несколько этапов. Сначала вместе с детьми наблюдали за таянием снега и льда, с целью помочь детям установить зависимость агрегатного состояния воды от температуры окружающего воздуха (переход из одного состояния в другое). Затем зарисовали данный процесс. Прочитали сказку «Путешествие капельки». Посмотрели фильм «Круговорот воды в природе». Изготовили цветные льдинки. Детям предложили растворить в маленьких стаканчиках с водой разноцветные краски, перелить их в формочки и вынести с собой на прогулку в морозный день. Формочки оставляют на некоторое время, затем посмотреть, что получилось.

После чего перешли к проведению опыта.

Опыт «Снег, лед – это застывшая вода»

Принести комочек снега и кусочек льда, положить их в разные емкости. Предложить детям наблюдать за состоянием снега и льда, их изменениями. Вопрос: Что произошло со снежным комочком и кусочком льда? Почему? Вывод: Снег, лед – это вода.

Заключительный этап

Во время дискуссии круглого стола «Исследуем, экспериментируем, познаем вместе» родители пришли к выводу: • У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира. • Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту. • Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению. • Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности. • Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника. • У детей сформировались опытно – исследовательские навыки. • Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

«В своей работе в этом направлении, надо отдавать предпочтение опытам, экспериментам, занятиям – исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Мы видим, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже, время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводят к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причине способов действий, проявления творчества» (из выступления одного из родителей)

Большинство родителей согласились с тем, что опыты и эксперименты дома – это просто, доступно и интересно.

Результатом работы над проектом стало создание фото - отчета «Домашняя мини – лаборатория» с описанием совместно проведенных опытов детей и родителей.

В заключении хочется отметить: Большинство родителей поняли, что экспериментальная поисковая деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.

Постепенно, шаг за шагом, дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

«Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера».(Анатолий Шапиро).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей предметами домашнего обихода. ФотоотчетРазвитие мелкой моторики рук детей предметами домашнего обихода. Фотоотчет Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая.

Творческие идеи для домашнего досуга. Поделки из бросового материалаТворческие идеи для домашнего досуга. Поделки из бросового материала Творческому человеку никогда не бывает скучно! Даже самая простая вещь, казалось бы, в его руках может стать шедевром! Современные дети.

«Выходные дни — с пользой и впрок!». Рецепты домашнего консервирования«Выходные дни — с пользой и впрок!». Рецепты домашнего консервирования Незаметно подкрался август. Он навевает грусть: уходит лето. Но он несёт и радость, щедро награждая людей за их труд. Не зря август издавна.

Конспект домашнего занятия «Приключения в лаборатории «Волшебного Воздуха» для детей младшей группыКонспект домашнего занятия «Приключения в лаборатории «Волшебного Воздуха» для детей младшей группы Ольга Пьянзева Домашнее задание: конспект занятия для детей младшей группы «Приключения в лаборатории «Волшебного Воздуха». Цели: познакомить.

Рецепт домашнего сыраРецепт домашнего сыра Вкусный домашний сыр Дорогие друзья и гости моей странички, здравствуйте. Многие из вас, я думаю, любят сыр. На его основе готовят различные.

Фотоотчет «Копилка добрых дел»Фотоотчет «Копилка добрых дел» В основе взаимодействия нашего детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей. Я очень благодарна моим родителям группы.

Конспект домашнего занятия по лепке «Сладости из магазина» во второй младшей группеКонспект домашнего занятия по лепке «Сладости из магазина» во второй младшей группе Конспект занятия по лепке «Сладости из магазина» во второй младшей группе Подготовила воспитатель: Джавахиди О. А. Цели и задачи: формировать.

Фотоотчет «Копилка лэпбуков»Фотоотчет «Копилка лэпбуков» Доброе время суток, дорогие мои! Простите, что редко забегаю, так как много очень работы. Вот забежала рассказать какими лэпбуками пополнила.

Рецепт рахат-лукума домашнего приготовленияРецепт рахат-лукума домашнего приготовления Когда в нашей школе был День толерантности, проходило очень интересное мероприятие. Каждый класс должен был приготовить блюда определенной.

Рисунки с домашнего занятия «Нарисуй, что ты знаешь круглое» с детьми подготовительной группыРисунки с домашнего занятия «Нарисуй, что ты знаешь круглое» с детьми подготовительной группы 23 мая. Круглый день Детям подготовительной группы, мы предложили нарисовать предметы, которые имеют круглую форму. Выразительные средства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Копилка секретов домашнего экспериментирования
Опубликовано: 15 января 2022 в 00:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД