Ольга Варфоломеева
Коррекционная работа по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи (III уровень)
▼ Скачать + Заказать документы
1.1 Характеристика общего недоразвития речи
В 50-60х годах XX в., работая над созданием психолого-педагогической классификацией речевых нарушений, проф. Р. Е. Левина выделила отдельную категорию детей, у которых в той или иной мере оказались несформированными все компоненты речи : фонетика, лексика, грамматика и связная речь. Отклонения в формировании речи, Р. Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др., стали рассматривать как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Детей, у которых отмечалось такое системное недоразвитие речи, стали относить к категории «общее недоразвитие речи». Эта категория детей достаточно полиморфна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое часто определяет неготовность этих дошкольников к обучению в условиях массовой школы [12, c. 95].
Публикация «Коррекционная работа по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи (III уровень)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это, различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [13, c. 184].
Причины возникновения общего недоразвития речи очень многообразны, но с клинической точки зрения наибольшее значение имеет группа общего недоразвития речи, связанная с ранним органическим поражением ЦНС. У детей этой категории в основном наблюдаются остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы – минимальная мозговая дисфункция.
При этом наиболее тяжелое поражение мозга возникает в период раннего эмбриогенеза, на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наиболее интенсивной дифференцировки нервных клеток (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, 2000 г.) [9, c. 65].
В зависимости от времени поражения выделяют перинатальную (инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, употребление алкоголя и никотина, генетические факторы, интернатальную (асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, перинатальнуя энцефалопатия и т. д., постнатальную (нейроинфекции, травмы мозга в первые годы жизни) причины патологии речи (Е. М. Мастюкова, 1997г.) [9, c. 145].
Недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой, проявляющихся в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в нарушении функций активного внимания и памяти.
В некоторых случаях указаний на явные органические нарушения нет, однако несформированность всех языковых компонентов проявляется заметно. В таких случаях причиной общего недоразвития речи может выступать билингвизм, педагогическая и социально-педагогическая запущенность детей и другие, психологические и социальные факторы.
Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга, влияние различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.
На основании представленных данных можно сделать общее заключение о сложности и полиморфизме этиологических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи.
Несмотря на различную природу дефекта, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение как речевой, так и неречевой деятельности. Большой интерес представляют работы Р. Е. Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости [14, c. 67].
В речевой деятельности наблюдается позднее начало речи : первые слова появляются к трем-четырем годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи, при относительно благополучном понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, речь этих детей малопонятна. Все структуры слова (семантическая, слоговая, звуковая, морфемная) у детей с нарушениями речи оказываются нарушенными. Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М. В. Богданова-Березовского, В. К. Орфинской, Б. М. Гриншпуна, Т. Б. Филичевой, Н. Н Трауготт и других.
В работах Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, А. К. Марковой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, С. Н. Шаховской освещен вопрос о соотношении между развитием звукопроизношения и словарного запаса.
Исследования В. К. Воробьевой, С. Н. Шаховской и др. позволяют говорить также о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение, связно и последовательно, излагать свои мысли [34, c. 51].
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, последовательность заданий. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных процессов и способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта: дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме [11, c. 82].
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация пальцев, недоразвитие мелкой моторики.
Характерологические особенности детей с общим недоразвитием речи тоже отличаются от нормы. Это проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не выполняют, а иногда не могут повторить ответ товарища.
Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Г. А. Каше и другие отмечали, что недоразвитие речи у детей может выражаться в разной степени тяжести: у одних фразовая речь практически отсутствует, у других фраза есть, но с заметными лексико-грамматическими ошибками, у третьих нарушение выявляется лишь при специальном обследовании. В результате был сделан вывод о неоднородности детей внутри изучаемой группы [14, c. 87].
Исходя из коррекционных задач, Р. Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням.
I уровень – полное или частичное отсутствие общеупотребительной речи. Дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные, «лепетные» предложения, активно используя мимику и жесты. Ограниченность словаря сочетается с недостаточным уровнем понимания обращенной речи, для детей представляет трудность выполнение заданий, связанных с пониманием категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Словарный запас таких детей крайне ограничен. Связной речью не владеют [12, c. 87].
II уровень – начатки общеупотребительной речи. Появление в самостоятельных высказываниях простых распространенных предложений из 2-3-4 слов. Дети употребляют наиболее частотные грамматические конструкции, происходит расширение словарного запаса (в основном за счет предметной и глагольной обиходной лексики). Расширяется возможность воспроизведения слов более сложной слоговой структуры, но при этом речь все равно изобилует аграмматизмами. Словарный запас отстает от нормы и по количественным и по качественным параметрам. Навыками словообразования не владеет.
III уровень – развёрнутая фразовая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Дети пользуются распространенными предложениями, отмечается попытка употреблять сложно-сочиненные и сложно-подчиненные конструкции. Лексика включает все части речи, появляются первые навыки словообразования; более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а также слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Но при этом дети нарушают формальные признаки слова при словообразовании – ударность, слоговую, ритмическую организацию. Несмотря на расширение рамок словарного запаса у этих детей, по словам Р. Е. Левиной, наблюдается не точное знание и понимание большого количества слов. Им трудно понимать слова и выражения с переносным значением, абстрактные слова, пословицы, поговорки.
На этом уровне у детей появляется возможность самостоятельного составления небольших рассказов, но аграмматизмы довольно заметны. Самостоятельная речь отличается некоторой несвязностью в рассказах, встречаются лексические замены, повествование недостаточно информативно, оно не всегда логично и последовательно, а содержащаяся в нем главная мысль порой не соответствует заданной теме [12, c. 95]. Анализ данных логопедической практики, педагогического изучения детей с ОНР позволил установить, что вариативность проявлений общего недоразвития речи у детей не исчерпывается тремя уровнями речевого развития. Указание на это содержаться в работах ряда исследователей (Т. Б. Филичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др.). В результате длительного психолого-педагогического изучения детей с общим недоразвитием речи, Т. Б. Филичевой была выделена еще одна категория детей, «у которых признаки речевого недоразвития оказываются стертыми» и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи» [28, c. 84].
Таким образом, общее недоразвитие речи– это, различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Р. Е. Левина систематизировала многообразия речевого недоразвития к трем уровням.
Причины общего недоразвития речи многообразны, но с клинической точки зрения наибольшее значение имеет группа общего недоразвития речи, связанная с органическим поражением центральной нервной системы - минимальная мозговая дисфункция. В некоторых случаях указаний на явные органические нарушения нет, однако несформированность всех языковых компонентов проявляется заметно. В таких случаях причиной ОНР может выступать билингвизм, педагогическая и социальна запущенность детей и другие психологические и социальные факторы.