Лучший педагог года

«Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии (1 фото)

Елена Кравченко
«Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии

«Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего сообщения «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии»

Цель: познакомить педагогов с технологией развития критического мышления - Кубик Блума.

Публикация «„Кубик Блума“ как приём педагогической инновационной технологии» размещена в разделах

Цели современного образования, обозначенные в ФОП ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется Кубик Блума.

Кубик Блума - это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей. На гранях геометрической фигуры наносятся вопросы изучаемой темы. Цели обучения выстроены от простого к сложному и делится на три блока:

- когнитивный, то есть «знаю» (знание об окружающем мире)

-психомоторный - «творю» (развитие психических мышлений через движения)

-аффективный – «умею» (развитие эмоциональной сферы)

Кубик Блума представляет собой обычный куб. Можно сделать своими руками из картона. Заготовку куба можно взять из конструктора (мягкие, деревянные, пластмассовые). из картона делаем развертку куба, обклеиваем заготовку. На куб наклеивают липучки. Изготавливаются карточки с определенным вопросом. Сам вопрос не пишется, а добавляется картинка-подсказка. На каждый грань куба написано:

-Назови….

-Почему….

-Объясни….

-Предложи….

-Придумай….

-Поделись….

Кубик Блума уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Педагог или один воспитанник бросает фигуру. Затем ребенок отвечает на вопрос темы. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Если ответ дается не полный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

Остановимся подробнее на классификации вопросов согласно теории Блума.

• Грань «Назови» Предполагает название предметов, явлений, событий окружающего мира. Это самые простые вопросы. Возьмем тему «Весна». Назови три весенних месяца.

• Задание на грани «Почему» позволяет подробно описать процессы, явления или предмет, сформировать причинно-следственные связи. Почему весной тает снег?

• Задание «Придумай», подразумевают творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла. Придумай предложение из трех слов со словом весна.

• Задание «Объясни». Это вопросы уточняющего характера. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Объясни, какие изменения происходят весной?

• Задание «Предложи». Ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Предложи веселые игры и забавы в весеннее время года.

• Задание «Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия. Ребенок должен оценить значимость полученных сведений. Поделись, за что ты любишь весну?

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

• Опиши (форму, размер, цвет, назови по имени, и т. д.)

• Сравни (заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия)

• Назови ассоциацию (С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить)

• Сделай анализ (расскажи, из чего это состоит, как сделано и т. д.)

• Примени (приведи примеры использования или покажи применение)

• Оцени (укажи все "плюсы" и "минусы")

Кубик Блума можно использовать в образовательной и совместной деятельности с детьми на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы. Освоение способов формулировки вопросов значительно обогащает содержание занятий и разнообразит формы работы. Данную систему можно использовать в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Большое подспорье Кубика Блума при организации и реализации проектной деятельности. Формы организации могут быть фронтальными, подгрупповыми. Игра с кубиком на индивидуальных занятиях, имеет особое значение в работе с детьми с ОВЗ.

Практика показала, что работа с кубиком очень нравятся детям. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления в активной и занимательной форме, проверять знания и умения воспитанников. Кубик Блума - это упрощенный способ, который способствует не только "собрать в кучу" все знания детей, но и развивать в ребятах чувство коллективизма, необходимость помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Публикации по теме:

Использование педагогической технологии «сторителлинг» в детском саду. Кубики «Казачьи сказки»Использование педагогической технологии «сторителлинг» в детском саду. Кубики «Казачьи сказки» В русском языке термину «сторителлинг» имеется хороший синоним «сказительство». Очень популярной игрой жанра storytelling, является настольная.

Интегрированное занятие с использованием инновационной технологии В. Проппа «Вот как сказка складывалась» (младшая группа)Интегрированное занятие с использованием инновационной технологии В. Проппа «Вот как сказка складывалась» (младшая группа) "Вот как сказка складывалась. " ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о знакомых сказках, умение следить за появлением персонажей в сказках; продолжать.

Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг»Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг» Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Перед педагогом стоит задача найти оптимальные методы, приемы,.

Дидактическое пособие для использования технологии критического мышления «Кубик Блума»Дидактическое пособие для использования технологии критического мышления «Кубик Блума» В своей работе я часто использую один из приёмов технологии критического мышления – кубик Блума. Кубик Блума можно использовать по всем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии
Опубликовано: 26 марта 2024 в 11:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД