Анна Остапенко
Логопедическая диагностика детей с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами.
В целом аутизм — это нарушение в восприятии внешних стимулов, которое заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, вызывает проблемы в коммуникации с другими людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, вызывает трудности адаптации к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками (в том числе через подражание другим).
Публикация «Логопедическая диагностика детей с расстройством аутистического спектра» размещена в разделах
Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, ребёнок поздно садится, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, интерес к игрушкам, не отзывается на своё имя).
Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее. Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи, задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).
Симптомы аутизма
Симптоматика расстройства аутистического спектра представлена тремя основными группами: нарушениями в сфере социального взаимодействия, в сфере коммуникации и в сфере воображения.
Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от контакта, пассивное принятие контакта при инициативе со стороны другого человека, либо же контакт носит формальный характер.
Нарушения в сфере общения: представлены в вербальной и невербальной коммуникации. Ребёнок с аутизмом испытывает трудности в привлечении внимания взрослых: не пользуется указательным жестом, вместо этого подводит взрослого к интересующему объекту, манипулирует его рукой для получения желаемого. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой в формировании речи. При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения, нарушено понимание жестов, мимики, интонации голоса. В речи людей с аутизмом встречается отказ от личных местоимений, неологизмы (самостоятельно придуманные слова, также нарушен грамматический и фонетический строй речи.
Нарушения в сфере воображения: эти признаки у аутиста проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Такой признак аутизма, как стереотипные (однообразные) действия могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики.
Стереотипное поведение может проявляться и в повседневных действиях: требование идти одним и тем же маршрутом в определённые места, соблюдение определённого ритуала отхода ко сну, стремление задавать по многу раз определённые вопросы и получать на них ответы в одной и той же форме. Нередко встречаются непродуктивные однообразные интересы: чрезмерная увлечённость каким-нибудь мультфильмом, книгами на определённую тему, расписанием транспорта.
Актуальной проблемой отечественной коррекционной педагогики продолжает оставаться создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом.
Логопедическая работа – одно из непременных направлений комплексной помощи детям с РАС
Необходимо отметить значительное разнообразие нарушений речи у детей с РАС от полного отсутствия звучащей речи и понимания ее до формально очень высокого уровня развития Классификации РАС как правило не учитывают тяжесть и специфику повреждения собственно речи и ориентируются на степень выраженности аутистического расстройства.
Классическая классификация О. С. Никольской построена по такому же принципу, но все -таки включает в себя и характеристику речи.
Классификация (по О. С. Никольской)
•первая группа. Тяжелая форма аутистического расстройства. Речь практически отсутствует. Ребенок не использует не только речь, но и жест и мимику в целях коммуникации.
•вторая группа-аутизм менее выражен, речь формируется, но формируется не полноценно, грубо нарушена
•третья группа -высоко функциональные аутисты с относительно развитой, но специфической речью
•четвертая группа-дети с негрубыми проявлениями аутизма в сочетании с разной степени выраженности речевой патологией. Эта четвертая группа очень разнообразна.
Основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от группы аутизма.
У детей первой группы мы наблюдаем почти полное отсутствие внешней речи. Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта, позволяют предположить, что он понимает речь хотя бы частично.
Для речи детей второй группы характерны эхолалии, есть также небольшой набор стереотипных коротких фраз, либо полученных ребенком в какой-то аффективной ситуации. У детей второй группы есть стереотипные просьбы и обращения, в которых глагол используется в инфинитиве («Сок пить», «Дать печенье», а о себе ребенок говорит во втором или третьем лице («Саша будет рисовать»). Но часто такие дети предпочитают обращаться и просить не обычным образом, а криком или просто стремятся подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в интересующий их предмет.
Дети третьей группы, обладают развернутой литературной речью, но при этом почти не способны к диалогу, не слышат собеседника, хотя цитируют целые страницы любимых книг или рассуждают на любимую тему.
У ребенка четвертой группы мы встречаемся с тихой, нечеткой речью и эхолалиями, иногда отсроченными во времени. Такой ребенок просит и обращается, как правило, с помощью речи, но пересказ для него труден.
У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и очень часто именно логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития аутичного ребенка и скоординировать семью для дальнейших действий.
Существует ряд вспомогательных стандартизированных методик для выявления наличия и степени выраженности симптомов РАС:
1. ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule) — шкала наблюдения для диагностики симптомов аутизма применяемая в различных возрастных группах, при любом уровне развития и речевых навыках. Состоит их четырёх блоков, оценивающих речь, коммуникацию, социальное взаимодействие, игру.
2. CARS (Childhood Autism Rating Scale) — шкала, основанная на наблюдении за поведением ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет. Оцениваются следующие признаки: взаимоотношение с людьми, подражание, эмоциональные реакции, моторная ловкость, использование предметов, адаптационные изменения, зрительное вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, тревожные реакции, страхи, вербальная и невербальная коммуникация, общий уровень активности, уровень и последовательность познавательной деятельности, общее впечатление [12].
3. M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers) – скрининговый тест для оценки риска РАС. Состоит из 20 вопросов для родителей о поведении ребёнка.
4. Тест ASSQ — используется для диагностики синдрома Аспергера и других расстройств аутистического спектра у детей в возрасте от 6 до 16 лет.
5. Тест AQ (шкала Саймона Барон-Коган) — используется для выявления симптомов РАС у взрослых людей. Состоит из 50 вопросов.
Технология проведения логопедического обследования (по Грибовой О. Е.)
1. ориентировочный этап
2. диагностический этап
3. аналитический этап
4. прогностический этап
5. информирование родителей
Ориентировочный этап
Задачи первого этапа:
• сбор анамнестических данных;
• выяснение запроса родителей;
• выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
Виды деятельности:
• изучение медицинской и педагогической документации;
• изучение работ ребенка;
• беседа с родителями.
Диагностический этап
Методы логопедического обследования :
• наблюдение за ребенком;
Часто логопед осуществляет первый шаг первичной диагностики – наблюдение за ребенком. Этот метод дает возможность составить первичные представления про объект наблюдения или проверять исходные положения, связанные с ним. Поэтому методу наблюдения отводится определяющая роль в поиске критериев дифференциальной диагностики.
• игра.
• педагогический эксперимент; беседа с ребенком
Для логопеда значимы два параметра:
преимущественно повреждено понимание речи или ее моторная сторона, или повреждение речи носит тотальный характер, с одной стороны, и актуальный уровень развития речи ребенка на момент начала логопедической работы
Важна дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами
При всем разнообразии особенностей развития речи и речевых расстройств аутичных детей, можно выделить основные особенности речи аутичного ребенка - мутизм, эхололии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие речи от 1-го лица, нарушающие возможность коммуникации.
• Мутизм (отсутствие речи) значительной части детей;
• Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом, часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
• Большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фотографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;
• Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);
• Автономность речи;
• Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а других иногда «я»);
• Нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов, неологизмы;
• Нарушения грамматического строя речи;
• Нарушения звукопроизношения;
• Нарушения просодических компонентов речи.
Первичное обследование речи
Работа по формированию речевых навыков начинается с оценки уровня актуального развития речи данного ребенка. Возможно использование так называемых "речевых карт" (схем логопедического обследования,но более пристального внимания заслуживает обследование понимания речи, а также ее коммуникативного использования.
Обследование понимания речи (импрессивная речь).
понимание ребенком речи в спонтанной ситуации
понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно значимые для него слова.
выполняет ли ребенок словесные инструкции: а) в контексте происходящего; б) вне контекста происходящего.
Направленное обследование понимания речи включает в себя задания на:
• понимание названий предметов;
• понимание названий действий;
• понимание названий качеств предметов, понятий, выражающих пространственные отношения и т. п.).
Если у ребенка есть собственная речь, то она обследуется одновременно с пониманием.
Обследование собственной речи (экспрессивная речь).
фиксируются различные вокализации и внегортанные звукообразования (те, которые производятся без участия голосовых связок) ребенка.
наличие спонтанного подражания различным звукам, словам и высказываниям, также фиксируются эхолалии (непосредственные и отставленные).
как ребенок выражает свои требования или отказ от чего-либо.
отмечается собственные спонтанные высказывания ребенка.
По возможности, проводится направленное обследование экспрессивной речи: изучают способность к вербальному подражанию, сформированность таких навыков как называние предметов, действий и т. д. Дальнейшее обследование проходит по стандартной схеме логопедического обследования : подробно исследуются произносительная сторона речи (интонации, громкость, качество произнесения звуков и т. п., грамматическая структура речи, лексический состав, навыки диалога. Все эти навыки обследуются одновременно с диагностикой понимания речи.
С целью выяснения картины целостного развития ребенка логопед может использовать диагностической карту, разработанную К. С. Лебединской и О. С. Никольской.
Основой для построения коррекционной программы ребенка с расстройствами аутистического спектра является психолого-педагогическая диагностика. От того, насколько профессиональным, полным, продуманным будет диагностическое обследование, зависит, получит ли семья и ребенок с аутизмом адекватную помощь, будет ли эта помощь эффективной.
Литература:
1. Дети и подростки с аутизмом / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, Р. К. Ульянова, Т. И. Морозова. - М. : Теревинф, - 2005. - 224 с.
2. Додзина, О. Б. Отражение особенностей взаимодействия с предметным и социальным миром в лексическом развитии детей с аутизмом : автореферат дис. … канд. психол. наук : 19.00. 10 : защищена 18.01.07 / Оксана Борисовна Додзина. –М., 2007. – 24 с. – Библиогр. : с. 24.
3. Додзина, О. Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом / О. Б. Додзина // Дефектология. – 2004. – № 6. – С. 44-52. – Библиогр. : с. 52.
4. Никольская, О. С. Проблемы обучения аутичных детей / О. С. Никольская // Дефектология. - 1995. - №2.
5. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Сборник материалов 1 – й международной научно – практической конференции 27 – 29 ноября 2013 г., СПб., под ред. : Яковлевой Н. Н.