Лембурова Юлия
Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
«Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!»
Публикация «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития, поэтому в условиях, когда логопедическая помощь детям осуществляется в условиях единственной логопедической группы в детском саду, почти невозможно охватить всех детей, имеющих речевые нарушения или предпосылки к развитию речевой патологии. В связи с этим возникает острая необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями для осуществления профилактической работы со всеми детьми, с целью предупреждения и профилактики нарушений речи, как на более ранних возрастных этапах, так и используя эту работу с детьми уже имеющими речевые проблемы.
Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и одним из важных направлений логопедической работы. К сожалению, иногда вс же не уда тся полностью предупредить возникновение речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся. В связи с этим, я предлагаю воспитателям всех возрастных групп детей дошкольного возраста использовать в своей работе «Логопедические пятиминутки», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений.
Логопедические пятиминутки–комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной речи.
1).Развитие артикуляционного аппарата и правильного звукопроизношения; Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Для ч ткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, следовательно, они поддаются тренировке. Артикуляционная гимнастика помогает укрепить речевые мышцы, развить силу и подвижность речевых органов, подготовить базу для чистого звукопроизношения. Для отработки достаточно 2-3 упражнений.
2).Развитие просодической стороны речи; Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. При нарушенном дыхании невозможно точное артикулирование и построение фразы, выразительность всей речи человека. Этому способствуют упражнения на развитие диафрагмального дыхания, длительного плавного выдоха, глубокого вдоха, речевого дыхания, силы голоса, темпа и ритма речи. Как выполнять упражнения? - воздух набирать через нос - плечи не поднимать - выдох должен быть длительным и плавным - необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
3).Развитие слухового внимания и фонематического слуха; Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Для детей младшего дошкольного возраста подобрано больше игр и упражнений для развития узнавания неречевых и речевых звуков. Для детей старшего дошкольного возраста игры направлены на развитие умения дифференцировать звуки речи, выделять их из слова.
4).Развитие общей и мелкой моторики; Доказано, что развитие движения пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи реб нка и позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Виды упражнений для развития мелкой моторики: - логоритмические упражнения (развитие координации речи с движением) - пассивная гимнастика (массаж) - активная гимнастика - пальчиковые игры Проговаривание стихов одновременно с движениями положительно влияет на слуховое восприятие, дикцию и выразительность речи.
Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры). Важным моментом при проведении “логопедических пятиминуток” является краткосрочность по времени и “плотность” предложенного материала.
Особая ценность данной системы логопедических пятиминуток, речевых игр и упражнений, заключается, на мой взгляд, в том, что на их основе, можно формировать свою систему игр и упражнений, необходимых для занятий с детьми, имеющими речевые нарушения.
Совместная работа учителя – логопеда с воспитателями и использование логопедических пятиминуток, начиная с младшего возраста, поможет в скорейшем решении задач коррекционного воздействия и эффективности в работе над правильным произношением у дошкольников.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т. п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.
Таким образом, осуществление коррекционной работы воспитатель осуществляет во всех режимных моментах: в виде различных заданий, например: во время сборов на прогулку воспитатель предлагает детям придумать слова со звуком в середине, в начале, в конце слова, назвать предметы одежды (в зависимости от сезона, предложить различные задания на закрепление лексических понятий и т. д. Во время еды можно также закрепить лексические понятия (овощи, фрукты, посуда, на этом же материале можно формировать грамматические категории. Например, предложить сказать, как можно назвать пюре, приготовленное. из моркови (морковное, морс из яблок, лимона, назвать овощи, которые были в супе и т. д.
Обобщая все вышесказанное, хочется обратить внимание на главное, предупредить речевое нарушение не только возможно, но и необходимо, и осуществить педагогам значительно проще, используя систему таких простых логопедических пятиминуток. Усвоив принцип построения и методику использования игр-упражнений педагоги могут играть со своим детьми в той речевой плоскости, над которой нужно немножечко поработать. Успехов!