МААМ-картинки

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, занимающихся в кружках при школьном историческом музее

Ромашенко Людмила
Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, занимающихся в кружках при школьном историческом музее

Каждый ребёнок хочет быть успешным. Ощущение успеха – необходимое условие развития ребёнка. Поэтому основной задачей коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) является создание оптимальных условий для развития их эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала.

Одним из путей создания таких условий в настоящее время является интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности – музейная педагогика.

Публикация «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, занимающихся в кружках при школьном историческом музее» размещена в разделах

В кружках при нашем школьном музее занятия проводятся в различных формах и видах – это экскурсии, спектакли, концерты, мастер-классы, музейные праздники, фестивали, лекционные циклы, вечера.

Но традиционной формой занятий в кружках является экскурсия. Экскурсия, как правило, проводится коллективно и под руководством экскурсовода. Так как музей наш школьный, то и основные участники экскурсий – это дети. Поэтому во время экскурсий происходит активное межличностное общение детей, в процессе которого они слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, то есть выстраивают коммуникативное взаимодействие, которое может быть затруднено из-за особенностей развития у них связной речи.

Становление связной речи у детей с ОВЗ осуществляется замедленными темпами и имеет качественное своеобразие: они длительное время задерживаются на этапе ситуативной, вопросно-ответной форме речи. Переход к самостоятельному высказыванию происходит у них с затруднениями и иногда затягивается до старших классов. Эти дети нуждаются в постоянной организующей и направляющей помощи учителя в виде дополнительных вопросов, инструкций.

Поэтому в процессе работы данных кружков необходимо логопедическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Целью такого сопровождения является создание благоприятных условий для реализации возможности ребёнка с ОВЗ пользоваться родной речью в живом непосредственном общении с людьми.

Работа по логопедическому сопровождению начинается с решения ряда организационных задач с руководителем школьного музея. Он знакомит нас с программами работы кружков при музее, с темами занятий и расписанием работы кружков, а также со списочным составом детей – кружковцев.

Затем, в соответствии со списочным составом мы выбираем имеющиеся у нас речевые карты, в которых ведётся систематический мониторинг уровня развития речи детей. На основании этих данных нами даются рекомендации по подбору текстов в соответствии с речевыми возможностями ребёнка с ОВЗ.

Например, если младший школьник затрудняется работать с материалом, содержащим сложные предложения, то этот текст адаптируется или подбирается другой, упрощённый вариант текста.

У нас существует и система работы по запросу, когда по обращению руководителя музея проводится индивидуальная работа с ребёнком по преодолению выявленных у него затруднений.

Также мы посещаем занятия кружков с целью контроля за звукопроизношением, за темпом речи, за интонационной выразительностью предстоящих выступлений.

Кроме этого, мы проводим различные упражнения по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, по улучшению дикции, по развитию просодических компонентов речи, таких как мелодика, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение, применяя при этом методы риторики.

Риторика, или, другими словами, ораторское искусство, - это мастерство правильно и красиво говорить, умело строить диалог, точно выражать свои мысли, убеждать.

Именно такие полезные умения и навыки необходимы обучающимся с ОВЗ, занимающимся в школьном музее и проводящим различные тематические экскурсии.

Вот некоторые примерные упражнения для развития техники речи.

1. Первое упражнение называется «Художник». Мы показываем бытовые предметы, которые являются экспонатами музея, и просим ребёнка дать подробное описание каждого из них. Это упражнение способствует обогащению словаря обучающегося прилагательными, которые очень малоупотребительны в речи данной категории детей.

2. Следующее упражнение называется «Слова по теме». Здесь мы называем определённую тему, например, «жилище», и просим ученика назвать все слова, которые он сможет вспомнить на эту тему, посещая школьный музей. Данное упражнение можно проводить в виде соревнования, где участвуют несколько человек. Такое упражнение позволяет уточнять, пополнять и активизировать словарный запас у детей.

Первое задание лучше предлагать обучающимся младших классов, так как у них преобладает наглядно-образное мышление. Со вторым типом задания успешнее справятся обучающиеся среднего звена, так как у них уже формируется абстрактно-логическое мышление.

Итак, в результате проводимых учителем-логопедом занятий, дети учатся:

• оценивать и анализировать ситуации общения;

• нормам поведения при общении;

• общаться в соответствии с речевым этикетом;

• правильно использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы);

• верно выбирать интонации при общении;

• ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях;

• успешно вступать в контакт.

Таким образом, логопедическое сопровождение, уделяя внимание такому необходимому аспекту развития детей с ОВЗ, как формирование эффективных речевых навыков, способствует тому, что члены кружков не только научатся правильно говорить, но и будут уверенными в себе, научатся общаться, приобретут много друзей, станут более успешными в обучении.

Публикации по теме:

Консультация «Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ» «Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ» В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования.

Базовые учебные действия (БУД) по предметам в 1 классе для обучающихся с ОВЗ Уровень сформированности базовых учебных действий по предметам ученика 1а класса (2017-2018 учебный год) Балльная система оценки позволяет.

Физкультурная гимнастика для обучающихся с ОВЗ и её значениеФизкультурная гимнастика для обучающихся с ОВЗ и её значение Речь пойдёт о инвалидах с ментальными нарушениями, а так же инвалидах с незначительными нарушениями двигательной активности. Однако, даже.

Классный час для обучающихся с ОВЗ «Азбука нравственности» Тема: АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ. Цель: формировать нравственное сознание, чувства и поведение, активную жизненную позицию; воспитывать внимательность,.

Логопедическое сопровождение детей с ТНР в условиях логопедического пункта ДОУ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ДОУ Федеральный государственный образовательный.

Мероприятия по преодолению буллинга обучающихся с ОВЗ и повышению уровня толерантности в ДОУ Мероприятия по преодолению буллинга обучающихся с ОВЗ и повышению уровня толерантности в МБДОУ «Детский сад №» Работа с детьми 1. Беседы.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности .

Речь — показатель культуры. Воспитательное мероприятие для обучающихся 5 классов с ОВЗ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными.

Сопровождение семей с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса Инклюзивный образовательный процесс характеризуется тем, что совместно воспитываются и обучаются дети с особыми образовательными потребностями.

Урок биологии в 7 классе для обучающихся с ОВЗ на тему «Выращивание зерновых» Цель: формировать представление учащихся об этапах процесса выращивания зерновых культур, расширить знания обучающихся о значении зерновых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, занимающихся в кружках при школьном историческом музее
Опубликовано: 28 января 2019 в 15:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД