МААМ-картинки

«Майндфулнесс». Технологии здоровьесбережения в ДОУ (2 фото)

Яна Викторовна Павлова
«Майндфулнесс». Технологии здоровьесбережения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Методическая разработка, обеспечивающая реализацию требований ФГОС ДО».

«Майндфулнесс». Технологии здоровьесбережения в ДОУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствием чётких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья. Нарастающая напряжённость ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс-факторов.

Публикация «„Майндфулнесс“, Технологии здоровьесбережения в ДОУ» размещена в разделах

Цель:

- вовлечение детей с раннего возраста к здоровому образу жизни.

Задачи:

- привить детям навыки дыхательной гимнастики для дальнейшего самостоятельного использования в дальнейшей жизни;

- активизировать защитные силы организма;

- обогатить кровь кислородом.

В процессе занятий общее состояние детей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей.

Интеграция майндфулнесс- подхода в дошкольное образование, практики осознанности улучшают концентрацию внимания, развивают навык управления эмоциями, снижает тревожность у детей и формирует навык эффективного социального взаимодействия.

Целей ставится гораздо больше:

1. Развить плавный вдох, длительный выдох.

2. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников.

3. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

4. Профилактика заболеваний органов дыхания.

Логопеды, воспитатели – это грамотные специалисты по работе с детьми дошкольного возраста. Они умеют вплести в канву занятий в дошкольном учреждении дыхательную гимнастику методически верно. Проводят гимнастику артистично, в форме игры. Уровень сложности заданий, продолжительность тренировки зависят от возраста, индивидуальных особенностей дошкольников. Проводить занятия можно во время утренней зарядки, повторять их на прогулке, во второй половине дня. Как результат – налаживание благополучного микроклимата в детском коллективе.

Актуальность

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

- состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, поскольку является неадекватной и непродуктивной.

Одно из самых часто встречающихся состояний у детей — гиперактивность. Этот диагноз наиболее распространён среди дошкольников. Чрезмерно активный ребёнок плохо социализируется и испытывает трудности в процессе обучения. Ему сложно наладить отношения со сверстниками, сконцентрироваться на получении знаний. Патология может сопровождаться другими нервными заболеваниями. Детская гиперактивность наблюдается при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Патология представляет собой нарушение нормального функционирования мозга, которое приводит к сильному нервному напряжению.

Проблема

Страшновато звучит, не правда ли? Интернет в свободном доступе и наши родители, в основном, сшибают верхушки, особо не внедряясь в проблему.

Некоторые родители, оправдывая поведение своего ребенка, смело употребляют слово «гиперактивный», не подозревая, что это, на минуточку, болезнь/патология, с нехорошими последствиями, если своевременно не вмешаться специалистам. И сама «гиперактивность» не пройдет ни со временем, ни с возрастом.

Устав доказывать родителям, что это слово нельзя просто так употреблять и это не есть оправдание поведения ребенка, я начала искать более разумное и подходящее объяснение. обоснованное, опять же учеными. Я прослушала некоторое количество вебинаров, поучаствовала в интенсивах - практикумах (это интернет- мероприятия, предлагаемые психологами родителям и педагогам) и как мне показалось, нашла тот факт, который мало освещен в российском обществе.

Теоретическая база

ГИПЕРТИМНОСТЬ

- акцентуированная черта характера, проявляющаяся в почти всегда повы-шенном настроении человека, в его энергичности, активности, достаточно

высоком жизненном тонусе.

Активный/непоседливый ребенок – ГИПЕРТИМ и это не болезнь, а психологические особенности темперамента.

Гипертимы несут в мир много ярких красок за счет своего непревзойденного оптимизма и позитивного настроя. Общение с ними увлекает в считанные минуты, и так же быстро утомляет. Такие люди любят постороннее внимание к своей персоне и становятся лидерами в общении, и делают это так ненавязчиво, что окружающие с удовольствием поддаются их влиянию. Обладатели этого типа личности имеют свои недостатки, которые выражаются в чрезмерной вспыльчивости и кратковременной агрессии. Поведенческие проявления зависят от психологического подтипа, в каждом из которых преобладает своя черта характера.

Ярким представителем этого типа является персонаж Маши из мультипликационного фильма «Маша и Медведь».

Еще один не маловажный фактор, провоцирующий таких детей - слишком много указаний и запретов. Ребенок перестает слушать и реагировать на речь и просьбы взрослого.

Психологическая характеристика.

* Дети быстрые, энергичные, активные, не склонны к педантизму.

* У таких детей высокий тип деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой не сдержаны.

* Быстро выполняя задание, дети зачастую делают это небрежно, не проверяя себя и не видят собственных ошибок.

* Они испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости.

Теоретическая база

ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Задача взрослого не оправдывать и не порицать таких детей, а найти подход и тем самым облегчить сосуществование с гипертимами – детскому коллективу, педагогам, и родителям. Таких детей не имеет смысла записывать на всевозможные кружки и секции – он не израсходует свою энергию до конца. Как мы уже поняли этот психотип – вечный двигатель! Ребенка не следует доводить до усталости, гипертимы так же подвержены и вспышкам агрессии! Да и любой ребенок не заслуживает такого отношения к себе. Решение – помочь детям научиться жить в том темпе, который им присвоила природа.

В работе воспитателя есть немаловажный пункт - создать психологический климат в детском коллективе. В педагогическом процессе для сброса и ненакопления усталости существуют – физ-минутки и динамические паузы. Так вот я предлагаю вашему вниманию новую составляющую здоровьесбережения. Для сброса, так сказать, агрессии, а точнее, для вывода гипертима из импульсивного состояния, и приведение его в спокойствие.

Новизна

МАЙНДФУЛНЕСС

- это безоценочное осознание продолжительного момента настоящего времени, помогающее распознать свои мысли, чувства и действия в момент их возникновения без перехода в режим автоматических реакций.

Если говорить просто, то майндфулнесс (или осознанность) — это умение уделять 100% внимания текущему моменту. Это значит, что если вы смотрите на свои ботинки, весь ваш мир — это ботинки.

Более научное определение гласит, что осознанность — это саморегуляция внимания с отношением любопытства, открытости и принятия.

Часто майндфулнесс путают с медитацией и ассоциируют с буддистскими духовными практиками. Неверно ни то, ни другое. Медитацию можно назвать особой разновидностью майндфулнесс, а осознанность — это светское и научное понятие, не имеющее религиозного подтекста.

Майндфулнесс способна глубоко и разносторонне влиять на когнитивные функции и ментальное здоровье.

Существует множество практик осознанности, нацеленных под разные задачи и для взрослых людей. Мое предложение внедрить некоторые составляющие в работу с детьми в образовательном процессе.

Для чего это нужно

Наука уже давно занимается исследованиями осознанности, и теперь нам известно немало преимуществ этой практики:

1. Улучшение памяти. Несколько исследований подтвердили, что регулярная практика осознанности улучшает рабочую память и способность к обучению. Влияние майндфулнесс проявилось на физическом уровне — ученые отметили изменения концентрации серого вещества в зонах, которые мозг использует для обучения, запоминания, регуляции эмоций и восприятия перспективы.

2. Уменьшение стресса и тревожности. Ученые проанализировали более 20 исследований майндфулнесс и подтвердили, что эта практика действительно помогает регулировать стресс и снижает уровень тревожности. Также исследования указывают на эффективность осознанности в лечении депрессии.

3. Улучшение сна. Анализ 7 достоверных исследований показал, что практика осознанности помогает справиться с нарушениями сна, устраняя беспокойство и тревожность, вызывающие бессонницу.

4. Улучшение отношений. Одно исследование показало, что майндфулнесс снижает интенсивность ссор между партнерами, а другое отметило улучшение отношений между детьми и родителями. В последнем случае были зафиксированы изменения в участках мозга, связанных с эмпатией и контролем эмоций.

следует отметить, что иногда все же стоит отпустить свой мозг поблуждать. Некоторые исследования показывают, что креативность увеличивается после несложных занятий, не требующих высокой концентрации.

Источник: https://4brain.ru/blog/mindfulness-guide/

Найти подход к гипертимному типу акцентуации характера крайне сложно из-за нежелания личности слушать нравоучения со стороны взрослого и опытного поколения. Рекомендации родителям в процессе воспитания даст квалифицированный психолог.

Разбушевавшегося ребенка, в принципе, сложно сразу успокоить, а если он еще и обозлился, то тем более. Воспитатель в группе должен знать таких детей, и так же обязан отслеживать и предотвращать ситуации с участием таких деток. Исключить такие ситуации не получится – это жизненный цикл детского коллектива пока они научаются социальным компетенциям. Если все же случилось, взорвался, нужно принимать особые меры – успокоить ребенка. Но не на всех детей одинаково действуют обнимашки. В этом случае не в коем разе не ругать - не педагогично и не целесообразно, да и пробовать примирить оппонентов не всякий раз получается. В таких ситуациях и выручает практика Майндфулнесс - способ сосредоточения, замораживания момента.

Ожидаемый результат

1. Улучшение памяти детей.

2. Уменьшение стресса и тревожности.

3. Улучшение сна.

4. Улучшение отношений в детском коллективе.

Ввела в свою практику обязательный пункт взаимодействия с такими детьми в образовательном процессе - они любят повышенное внимание к себе:

в индивидуальной форме работы

- утром обязательно выслушать все, что он Вам рассказывает, когда он приходит, ему нужно столько рассказать, а мама торопится на работу и слушать ей некогда.

Выговорился – счастлив!

в непосредственно образовательной деятельности

– обязательно дать ему слово, только по теме.

Выступил – счастлив!

в подгрупповой форме работы

- все «принеси-помоги-подержи» только к ним (в группе может быть несколько таких деток и они позиционируют себя как самых трудолюбивых) Помог, внес свои коррективы – счастлив!

в режимный момент

«Гимнастика постепенного пробуждения» дополнением «Дыхательная гимнастика с элементами йоги».

Продукт

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СФЕРЫ ХОБЕРМАНА

Польза дыхательной гимнастики нисколько не преувеличена, и при тушении агрессии у ребенка она применима наравне с другими приемами. Но опять же с ребенком в любом состоянии лучше играть. Расстроенному и пышущему гневом предлагаем перевести дух с очень интересной игрушкой, поглубже вдохнуть, восстановить ритм биения сердца и пожар потушен, иди и люби весь мир!

«Майндфулнесс»

Картотека дыхательной гимнастики

для всех возрастных групп

Фото «Майндфулнесс»

В обработке Я. В. Павловой,

воспитатель 1 кк

Первоуральск

2020.

В каждом упражнении добавляется сфера Хобермана (волшебный шар) и применяется при движениях сделать на вдох -больше, выдох – меньше, медленно – быстро, Сфера передается каждый раз другому ребенку.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.

Малыш держит в руках сферу, слегка приседает – вдох и раздвигает шар, выпрямляется – выдох и сферу уменьшает. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. САМОЛЁТ.

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик - самолёт (сферу увеличить, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жу- жу -жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох- сферу уменьшить)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)

Жу- жу –жу (выдох)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

Повторить 2-3 раза

Упражнение 4. МЫШКА И МИШКА.

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять сферу- раздвинуть вверх, потянуться, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, сферу уменьшить, опустить голову, выдох)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 5. ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

Упражнение 6. КОСИМ ТРАВУ.

Предложите малышу «покосить траву» : ноги на ширине плеч, сфера в руках. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.

Зу-зу, зу-зу,

Косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

повторить с начала 3 – 4 раза.

Пример упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

Часики.

Встать прямо, ноги врозь, сфера в руках. Увеличивая и уменьшая сферу выполнять движения руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Трубач.

Сесть, сфера в руках, руки поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Петух.

Встать прямо, ноги врозь, сфера в руках, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

Каша кипит.

Передавать сферу каждому ребенку. Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

На турнике.

Встать прямо, ноги вместе, сфера в руках перед собой. Поднять-раздвинуть сферу вверх, подняться на носки — вдох, сферу опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Шагом марш!

Встать прямо, сфера в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Насос.

Встать прямо, ноги вместе, сфера в руках, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Вырасти большой.

Встать прямо, ноги вместе, сфера в руках. поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Гуси летят.

Медленная ходьба в течение 1–3 мин. сфера в руках. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».

Семафор.

Стоя или сидя, спина прямо, сфера в руках. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Публикации по теме:

«Компьютерные технологии в детском саду» Использование компьютера в учебно-воспитательных целях дошкольных учреждениях требует тщательной подготовки и организации самих занятий,.

Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения»Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения» Главным направлением в деятельности МБДОУ детского сада «Колобок» является- подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Консультация для воспитателей «Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей»Консультация для воспитателей «Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей» Консультация для воспитателей "Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей" Одной из проблем 21 века является гиподинамия.

Квест-технологииКвест-технологии Играем по-новому?А. С. Пушкин: О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг,.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе.Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе. Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе. Ура! Я победила! Победила «Северный ветер»! «Северный ветер» - это кодовое название моей прошлогодней.

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей 2–3 лет Аннотация. В статье отражена проблема совместной работы семьи и дошкольной организации в рамках реализации ФГОС ДО в процессе здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Майндфулнесс». Технологии здоровьесбережения в ДОУ
Опубликовано: 29 февраля 2020 в 13:39
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Майндфулнесс». Технологии здоровьесбережения в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Яна Викторовна Павлова (УИ 353841) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД