Яна Викторовна Павлова
«Майндфулнесс». Технологии здоровьесбережения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Методическая разработка, обеспечивающая реализацию требований ФГОС ДО».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствием чётких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья. Нарастающая напряжённость ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс-факторов.
Публикация «„Майндфулнесс“, Технологии здоровьесбережения в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Цель:
- вовлечение детей с раннего возраста к здоровому образу жизни.
Задачи:
- привить детям навыки дыхательной гимнастики для дальнейшего самостоятельного использования в дальнейшей жизни;
- активизировать защитные силы организма;
- обогатить кровь кислородом.
В процессе занятий общее состояние детей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей.
Интеграция майндфулнесс- подхода в дошкольное образование, практики осознанности улучшают концентрацию внимания, развивают навык управления эмоциями, снижает тревожность у детей и формирует навык эффективного социального взаимодействия.
Целей ставится гораздо больше:
1. Развить плавный вдох, длительный выдох.
2. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников.
3. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.
4. Профилактика заболеваний органов дыхания.
Логопеды, воспитатели – это грамотные специалисты по работе с детьми дошкольного возраста. Они умеют вплести в канву занятий в дошкольном учреждении дыхательную гимнастику методически верно. Проводят гимнастику артистично, в форме игры. Уровень сложности заданий, продолжительность тренировки зависят от возраста, индивидуальных особенностей дошкольников. Проводить занятия можно во время утренней зарядки, повторять их на прогулке, во второй половине дня. Как результат – налаживание благополучного микроклимата в детском коллективе.
Актуальность
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
- состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, поскольку является неадекватной и непродуктивной.
Одно из самых часто встречающихся состояний у детей — гиперактивность. Этот диагноз наиболее распространён среди дошкольников. Чрезмерно активный ребёнок плохо социализируется и испытывает трудности в процессе обучения. Ему сложно наладить отношения со сверстниками, сконцентрироваться на получении знаний. Патология может сопровождаться другими нервными заболеваниями. Детская гиперактивность наблюдается при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Патология представляет собой нарушение нормального функционирования мозга, которое приводит к сильному нервному напряжению.
Проблема
Страшновато звучит, не правда ли? Интернет в свободном доступе и наши родители, в основном, сшибают верхушки, особо не внедряясь в проблему.
Некоторые родители, оправдывая поведение своего ребенка, смело употребляют слово «гиперактивный», не подозревая, что это, на минуточку, болезнь/патология, с нехорошими последствиями, если своевременно не вмешаться специалистам. И сама «гиперактивность» не пройдет ни со временем, ни с возрастом.
Устав доказывать родителям, что это слово нельзя просто так употреблять и это не есть оправдание поведения ребенка, я начала искать более разумное и подходящее объяснение. обоснованное, опять же учеными. Я прослушала некоторое количество вебинаров, поучаствовала в интенсивах - практикумах (это интернет- мероприятия, предлагаемые психологами родителям и педагогам) и как мне показалось, нашла тот факт, который мало освещен в российском обществе.
Теоретическая база
ГИПЕРТИМНОСТЬ
- акцентуированная черта характера, проявляющаяся в почти всегда повы-шенном настроении человека, в его энергичности, активности, достаточно
высоком жизненном тонусе.
Активный/непоседливый ребенок – ГИПЕРТИМ и это не болезнь, а психологические особенности темперамента.
Гипертимы несут в мир много ярких красок за счет своего непревзойденного оптимизма и позитивного настроя. Общение с ними увлекает в считанные минуты, и так же быстро утомляет. Такие люди любят постороннее внимание к своей персоне и становятся лидерами в общении, и делают это так ненавязчиво, что окружающие с удовольствием поддаются их влиянию. Обладатели этого типа личности имеют свои недостатки, которые выражаются в чрезмерной вспыльчивости и кратковременной агрессии. Поведенческие проявления зависят от психологического подтипа, в каждом из которых преобладает своя черта характера.
Ярким представителем этого типа является персонаж Маши из мультипликационного фильма «Маша и Медведь».
Еще один не маловажный фактор, провоцирующий таких детей - слишком много указаний и запретов. Ребенок перестает слушать и реагировать на речь и просьбы взрослого.
Психологическая характеристика.
* Дети быстрые, энергичные, активные, не склонны к педантизму.
* У таких детей высокий тип деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой не сдержаны.
* Быстро выполняя задание, дети зачастую делают это небрежно, не проверяя себя и не видят собственных ошибок.
* Они испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости.
Теоретическая база
ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Задача взрослого не оправдывать и не порицать таких детей, а найти подход и тем самым облегчить сосуществование с гипертимами – детскому коллективу, педагогам, и родителям. Таких детей не имеет смысла записывать на всевозможные кружки и секции – он не израсходует свою энергию до конца. Как мы уже поняли этот психотип – вечный двигатель! Ребенка не следует доводить до усталости, гипертимы так же подвержены и вспышкам агрессии! Да и любой ребенок не заслуживает такого отношения к себе. Решение – помочь детям научиться жить в том темпе, который им присвоила природа.
В работе воспитателя есть немаловажный пункт - создать психологический климат в детском коллективе. В педагогическом процессе для сброса и ненакопления усталости существуют – физ-минутки и динамические паузы. Так вот я предлагаю вашему вниманию новую составляющую здоровьесбережения. Для сброса, так сказать, агрессии, а точнее, для вывода гипертима из импульсивного состояния, и приведение его в спокойствие.
Новизна
МАЙНДФУЛНЕСС
- это безоценочное осознание продолжительного момента настоящего времени, помогающее распознать свои мысли, чувства и действия в момент их возникновения без перехода в режим автоматических реакций.
Если говорить просто, то майндфулнесс (или осознанность) — это умение уделять 100% внимания текущему моменту. Это значит, что если вы смотрите на свои ботинки, весь ваш мир — это ботинки.
Более научное определение гласит, что осознанность — это саморегуляция внимания с отношением любопытства, открытости и принятия.
Часто майндфулнесс путают с медитацией и ассоциируют с буддистскими духовными практиками. Неверно ни то, ни другое. Медитацию можно назвать особой разновидностью майндфулнесс, а осознанность — это светское и научное понятие, не имеющее религиозного подтекста.
Майндфулнесс способна глубоко и разносторонне влиять на когнитивные функции и ментальное здоровье.
Существует множество практик осознанности, нацеленных под разные задачи и для взрослых людей. Мое предложение внедрить некоторые составляющие в работу с детьми в образовательном процессе.
Для чего это нужно
Наука уже давно занимается исследованиями осознанности, и теперь нам известно немало преимуществ этой практики:
1. Улучшение памяти. Несколько исследований подтвердили, что регулярная практика осознанности улучшает рабочую память и способность к обучению. Влияние майндфулнесс проявилось на физическом уровне — ученые отметили изменения концентрации серого вещества в зонах, которые мозг использует для обучения, запоминания, регуляции эмоций и восприятия перспективы.
2. Уменьшение стресса и тревожности. Ученые проанализировали более 20 исследований майндфулнесс и подтвердили, что эта практика действительно помогает регулировать стресс и снижает уровень тревожности. Также исследования указывают на эффективность осознанности в лечении депрессии.
3. Улучшение сна. Анализ 7 достоверных исследований показал, что практика осознанности помогает справиться с нарушениями сна, устраняя беспокойство и тревожность, вызывающие бессонницу.
4. Улучшение отношений. Одно исследование показало, что майндфулнесс снижает интенсивность ссор между партнерами, а другое отметило улучшение отношений между детьми и родителями. В последнем случае были зафиксированы изменения в участках мозга, связанных с эмпатией и контролем эмоций.
следует отметить, что иногда все же стоит отпустить свой мозг поблуждать. Некоторые исследования показывают, что креативность увеличивается после несложных занятий, не требующих высокой концентрации.
Источник: https://4brain.ru/blog/mindfulness-guide/
Найти подход к гипертимному типу акцентуации характера крайне сложно из-за нежелания личности слушать нравоучения со стороны взрослого и опытного поколения. Рекомендации родителям в процессе воспитания даст квалифицированный психолог.
Разбушевавшегося ребенка, в принципе, сложно сразу успокоить, а если он еще и обозлился, то тем более. Воспитатель в группе должен знать таких детей, и так же обязан отслеживать и предотвращать ситуации с участием таких деток. Исключить такие ситуации не получится – это жизненный цикл детского коллектива пока они научаются социальным компетенциям. Если все же случилось, взорвался, нужно принимать особые меры – успокоить ребенка. Но не на всех детей одинаково действуют обнимашки. В этом случае не в коем разе не ругать - не педагогично и не целесообразно, да и пробовать примирить оппонентов не всякий раз получается. В таких ситуациях и выручает практика Майндфулнесс - способ сосредоточения, замораживания момента.
Ожидаемый результат
1. Улучшение памяти детей.
2. Уменьшение стресса и тревожности.
3. Улучшение сна.
4. Улучшение отношений в детском коллективе.
Ввела в свою практику обязательный пункт взаимодействия с такими детьми в образовательном процессе - они любят повышенное внимание к себе:
в индивидуальной форме работы
- утром обязательно выслушать все, что он Вам рассказывает, когда он приходит, ему нужно столько рассказать, а мама торопится на работу и слушать ей некогда.
Выговорился – счастлив!
в непосредственно образовательной деятельности
– обязательно дать ему слово, только по теме.
Выступил – счастлив!
в подгрупповой форме работы
- все «принеси-помоги-подержи» только к ним (в группе может быть несколько таких деток и они позиционируют себя как самых трудолюбивых) Помог, внес свои коррективы – счастлив!
в режимный момент
«Гимнастика постепенного пробуждения» дополнением «Дыхательная гимнастика с элементами йоги».
Продукт
КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СФЕРЫ ХОБЕРМАНА
Польза дыхательной гимнастики нисколько не преувеличена, и при тушении агрессии у ребенка она применима наравне с другими приемами. Но опять же с ребенком в любом состоянии лучше играть. Расстроенному и пышущему гневом предлагаем перевести дух с очень интересной игрушкой, поглубже вдохнуть, восстановить ритм биения сердца и пожар потушен, иди и люби весь мир!
«Майндфулнесс»
Картотека дыхательной гимнастики
для всех возрастных групп
В обработке Я. В. Павловой,
воспитатель 1 кк
Первоуральск
2020.
В каждом упражнении добавляется сфера Хобермана (волшебный шар) и применяется при движениях сделать на вдох -больше, выдох – меньше, медленно – быстро, Сфера передается каждый раз другому ребенку.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш держит в руках сферу, слегка приседает – вдох и раздвигает шар, выпрямляется – выдох и сферу уменьшает. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (сферу увеличить, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох- сферу уменьшить)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 4. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять сферу- раздвинуть вверх, потянуться, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, сферу уменьшить, опустить голову, выдох)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 5. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 6. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву» : ноги на ширине плеч, сфера в руках. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
повторить с начала 3 – 4 раза.
Пример упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.
Часики.
Встать прямо, ноги врозь, сфера в руках. Увеличивая и уменьшая сферу выполнять движения руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Трубач.
Сесть, сфера в руках, руки поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Петух.
Встать прямо, ноги врозь, сфера в руках, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
Каша кипит.
Передавать сферу каждому ребенку. Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
На турнике.
Встать прямо, ноги вместе, сфера в руках перед собой. Поднять-раздвинуть сферу вверх, подняться на носки — вдох, сферу опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Шагом марш!
Встать прямо, сфера в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, сфера в руках, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, сфера в руках. поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. сфера в руках. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».
Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо, сфера в руках. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.