Сорокина Ирина
Занятие по развитию речи на тему «Малые фольклорные жанры в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи на тему :
«Малые фольклорные жанры в работе с детьми старшего возраста»
Цель: Воспитывать любовь к народной культуре
Образовательные:
1. Знакомить с скороговорками.
2. Знакомить с потешками.
3. Учить инсценировать потешки.
4. Знакомить с пословицами.
Публикация «Занятие по развитию речи на тему „Малые фольклорные жанры в работе с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2021
5. Учить понимать смысл образных выражений пословиц.
6. Знакомить с загадками о домашнем быте.
7. Учить классифицировать домашнюю утварь, мебель, посуду.
Развивающие :
1. Развивать артикуляцию.
2. Развивать память.
3. Развивать мелкую моторику.
4. Развивать интонационную выразительность.
5. Развивать интерес к пословицам.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа.
Методические приемы:
словесные – речевой образец, рассказ, вопросы, повторение; наглядные;
игровые приемы – сюрпризный момент.
Предварительная работа : разучивание пословиц, скороговорок, потешек, загадок с детьми.
Оборудование: картинки с предметами быта.
Ход:
Воспитатель:
Собирайтесь, гости дорогие, старые да малые!
Весь люд честной в наш дом большой,
С песнями да плясками, с играми да сказками. (под исполнение русской народной мелодии входят в группу дети)
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие
Воспитатель: Собралось к нам гостей со всех волостей.
Воспитатель: Удобно ли Вам, гости дорогие! А Вам, ребята? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся так, как здоровались в старину на Руси. Доброго здоровья. (дети стоят, поклон, садятся)
Дети: Доброго здоровья.
Воспитатель: Сядем рядком, да поговорим ладком!
На завалинках, в светёлках
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
А теперь – поменялся старый мир.
Нынче все по «сусекам»
Личных дач и квартир.
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить!
Воспитатель: Припасли мы для Вас забавушек на всякий вкус. Кому - сказку, кому - правду, кому - игру.
Воспитатель: Ребята, кто кого переговорит?
1. Возле леса на пригорке
Стоят тридцать три Егорки
2. От топота копыт пыль по полю летит.
3. Три сороки – тараторки тараторили на горке.
Воспитатель: Ай да молодцы! Славно, славно у Вас получается!
Воспитатель: А сейчас возьмём свои пальчики и разомнём.
Пальчиковая гимнастика
Жили-были мальчики, маленькие пальчики. (раскрываем ладошку, пальчики растопырены)
Самый старший - БОЛЬШОЙ - Косил сено за рекой,
(сгибаем-разгибаем большой пальник)
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога провожал его в дорогу,
(сгибаем-разгибаем указательный пальчик)
СРЕДНИЙ - сено ворошил, (сгибаем-разгибаем средний пальник)
БЕЗЫМЯННЫЙ - отвозил, (сгибаем-разгибаем безымянный пальник)
А МИЗИНЧИК-малышок (сгибаем-разгибаем мизинчик)
В печке каши грел горшок!
Воспитатель: Люди не только готовили еду, мастерили поделки, занимались хозяйством, но еще умели шутить, веселиться. Ребята, скажите, как называются короткие, смешные истории, которые потешали русский народ?
Дети: Потешки!
Воспитатель: Ну-ка, детки, выходите и потешки расскажите!
1 ребенок: Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку.
И упала в ямку – бух,
Раздавила сорок мух.
2 ребенок: Дед хотел уху сварить,
Дед пошел ершей ловить,
А за дедом кот Лаврентий,
За котом петух Терентий
Тащат удочки
Вдоль по улочке.
Деду одному невмочь,
Надо старому помочь.
3 ребё нок: Егорушка – Егор
Полез через забор,
За гвоздь зацепился,
Висит, голосит:
«Снимите с забора
Бедного Егора!»
4 ребё нок: Ай, лады-лады-лады,
Поехали на зады.
Продали морковку,
Купили коровку.
А коровка с кошку –
Доют понемножку!
5 ребё нок: Свинка Ненилла
Сыночка хвалила:
«То-то хорошенький,
То-то пригоженький,
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пяточком!»
6 ребенок: Барашеньки-крутороженьки
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп.
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ.
Воспитатель: Молодцы ребята, много потешек знаете.
Воспитатель: Ребята, слышите, кажется кто-то стучится к нам в дверь. Давайте посмотрим, кто к нам заглянул на посиделки. Входи, дорогой гость.
Емеля: Не учился я наукам,
Не нажил себе ума,
Но зато поймал я щуку,
Что всё делает сама.
Захотел, и ведра к речке
Дружно по воду пошли!
Езжу, не вставая с печки,
Лишь бы были в ней угли!
Согласитесь, в самом деле,
Сказочно везет Емеле!
Воспитатель: Доброго здоровья, Емеля. Что ты здесь делаешь?
Емеля: Жду, когда мне калачи принесут.
Воспитатель: Калачи? Вот так дела! Боюсь тебя расстроить, Емеля, но только сегодня на обед в детском саду будет, а на ужин - …Калачей в нашем меню, к сожалению, нет.
Емеля: как это, нет? Здесь же ясно написано (достает «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского народа» и читает) : «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». Я даже на стул из-за этого пересел.
Воспитатель: Так вот почему ты сегодня без печи!
Емеля: Ну, конечно. Калачи-то, наверное, вкусные будут.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, дождётся Емеля калачей, если будет просто сидеть на стуле?
Дети: Нет.
Емеля: А что же мне ещё нужно для этого сделать?
Дети: Взять муку, просеять её, замесить тесто, испечь в печи.
Емеля: Так, значит, в этой книге неправда написана?
Воспитатель: Почему же, неправда, Емеля? Не сидеть на печи – значит …
Дети: Не лениться.
Емеля: Так бы сразу и сказали. Зачем только нужны такие непонятные выражения?
Воспитатель: Это выражение, Емеля, содержит в себе народную мудрость. Ведь речь идё т не только о калачах: без труда ни одно дело само собой не сделается. Выражение «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» - образное и называется оно как?
Дети: Пословица.
Емеля: А много их, этих пословиц, существует?
Воспитатель: Очень много. Я знаю пословицу «Труд человека кормит, а лень портит». Дети, а какие пословицы о труде вы знаете?
Дети: Сделал дело, гуляй смело!
Дети: Рабочие руки не знают скуки.
Дети: Любишь кататься – люб и саночки возить.
Дети: Терпенье и труд все перетрут.
Дети: Дело мастера боится.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, много пословиц про труд знаете.
Воспитатель: Любую работу нужно вовремя выполнить. Давайте, поможем кузнецу, вставайте рядом со своими стульями и повторяйте за мной.
Физкультминутка «Кузнец»
Эй, кузнец, молодец, (шагаем на месте)
Захромал мой жеребец. (хромаем на одну ногу)
Ты подкуй его опять. (разводим руки в стороны, кулаками ударяем перед собой)
- Отчего ж не подковать? (разводим руки в стороны, кулаками ударяем перед собой)
Вот гвоздь, вот подкова – (показываем кулачки)
Раз, два и готово. (ударяем кулачки друг об друга).
Воспитатель: Ребята, пока вы помогали кузнецу, я вспомнила пословицу «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
Емеля: Постойте, постойте. Но, ведь о том же самом говорится и в моей пословице про калачи – Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
Воспитатель: Правильно, Емеля.
Емеля: Ну, что ж, ребята. В гостях, как говорится, хорошо, а дома лучше. Пойду я тесто месить, да калачи выпекать. А вы не скучайте, ко мне в гости приходите на чай с калачами.
Воспитатель: Обязательно придём, Емеля. До свидания.
Емеля: Доброго здоровьица (уходит)
Воспитатель: А теперь, гости дорогие, посидите, да умом пошевелите.
Дети будут загадывать загадки, а Вы отгадывайте.
1. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват)
2 Кривой конь скачет в огонь. (Кочерга)
3. Шипит, кипит, всем чай пить велит. (самовар)
4. Деревянная подружка
Без нее мы, как без рук,
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кому носит прямо в рот
И обжечься не дает! (Ложка)
5. Стоит кошка
На четырех ножках.
Всяк на нее садится,
Упасть не боится. (Лавка)
6. Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает? (прялка)
7. Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручёная,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная (Миска)
8. В нем варят щи, компот и кашу
На всю семью большую нашу (Чугунок)
9. Ножек четыре,
Шляпок одна,
Нужен к обеду семье. (Стол)
10. Стоит на полу ларец большой.
Обит железом, на нем замок навесной. (сундук)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Ребята, найдите картинка, которые относятся к посуде, а теперь Маша выйди к доске и назови их. (к домашней утвари, мебели)
Воспитатель: Ребята, сейчас, и посуда, и мебель, и домашняя утварь стали совсем другими – современными, но об этом вы узнаете в следующий раз.