Папки-передвижки

Занятие по развитию речи на тему «Малые фольклорные жанры в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Сорокина Ирина
Занятие по развитию речи на тему «Малые фольклорные жанры в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по развитию речи на тему :

«Малые фольклорные жанры в работе с детьми старшего возраста»

Цель: Воспитывать любовь к народной культуре

Образовательные:

1. Знакомить с скороговорками.

2. Знакомить с потешками.

3. Учить инсценировать потешки.

4. Знакомить с пословицами.

Публикация «Занятие по развитию речи на тему „Малые фольклорные жанры в работе с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

5. Учить понимать смысл образных выражений пословиц.

6. Знакомить с загадками о домашнем быте.

7. Учить классифицировать домашнюю утварь, мебель, посуду.

Развивающие :

1. Развивать артикуляцию.

2. Развивать память.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Развивать интонационную выразительность.

5. Развивать интерес к пословицам.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа.

Методические приемы:

словесные – речевой образец, рассказ, вопросы, повторение; наглядные;

игровые приемы – сюрпризный момент.

Предварительная работа : разучивание пословиц, скороговорок, потешек, загадок с детьми.

Оборудование: картинки с предметами быта.

Ход:

Воспитатель:

Собирайтесь, гости дорогие, старые да малые!

Весь люд честной в наш дом большой,

С песнями да плясками, с играми да сказками. (под исполнение русской народной мелодии входят в группу дети)

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие

Воспитатель: Собралось к нам гостей со всех волостей.

Воспитатель: Удобно ли Вам, гости дорогие! А Вам, ребята? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями!

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся так, как здоровались в старину на Руси. Доброго здоровья. (дети стоят, поклон, садятся)

Дети: Доброго здоровья.

Воспитатель: Сядем рядком, да поговорим ладком!

На завалинках, в светёлках

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

А теперь – поменялся старый мир.

Нынче все по «сусекам»

Личных дач и квартир.

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить!

Воспитатель: Припасли мы для Вас забавушек на всякий вкус. Кому - сказку, кому - правду, кому - игру.

Воспитатель: Ребята, кто кого переговорит?

1. Возле леса на пригорке

Стоят тридцать три Егорки

2. От топота копыт пыль по полю летит.

3. Три сороки – тараторки тараторили на горке.

Воспитатель: Ай да молодцы! Славно, славно у Вас получается!

Воспитатель: А сейчас возьмём свои пальчики и разомнём.

Пальчиковая гимнастика

Жили-были мальчики, маленькие пальчики. (раскрываем ладошку, пальчики растопырены)

Самый старший - БОЛЬШОЙ - Косил сено за рекой,

(сгибаем-разгибаем большой пальник)

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога провожал его в дорогу,

(сгибаем-разгибаем указательный пальчик)

СРЕДНИЙ - сено ворошил, (сгибаем-разгибаем средний пальник)

БЕЗЫМЯННЫЙ - отвозил, (сгибаем-разгибаем безымянный пальник)

А МИЗИНЧИК-малышок (сгибаем-разгибаем мизинчик)

В печке каши грел горшок!

Воспитатель: Люди не только готовили еду, мастерили поделки, занимались хозяйством, но еще умели шутить, веселиться. Ребята, скажите, как называются короткие, смешные истории, которые потешали русский народ?

Дети: Потешки!

Воспитатель: Ну-ка, детки, выходите и потешки расскажите!

1 ребенок: Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку.

И упала в ямку – бух,

Раздавила сорок мух.

2 ребенок: Дед хотел уху сварить,

Дед пошел ершей ловить,

А за дедом кот Лаврентий,

За котом петух Терентий

Тащат удочки

Вдоль по улочке.

Деду одному невмочь,

Надо старому помочь.

3 ребё нок: Егорушка – Егор

Полез через забор,

За гвоздь зацепился,

Висит, голосит:

«Снимите с забора

Бедного Егора!»

4 ребё нок: Ай, лады-лады-лады,

Поехали на зады.

Продали морковку,

Купили коровку.

А коровка с кошку –

Доют понемножку!

5 ребё нок: Свинка Ненилла

Сыночка хвалила:

«То-то хорошенький,

То-то пригоженький,

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком,

Нос пяточком!»

6 ребенок: Барашеньки-крутороженьки

По лесам ходили,

По дворам бродили,

В скрипочку играли,

Ваню потешали.

А совища из лесища

Глазищами хлоп-хлоп.

А козлище из хлевища

Ножищами топ-топ.

Воспитатель: Молодцы ребята, много потешек знаете.

Воспитатель: Ребята, слышите, кажется кто-то стучится к нам в дверь. Давайте посмотрим, кто к нам заглянул на посиделки. Входи, дорогой гость.

Емеля: Не учился я наукам,

Не нажил себе ума,

Но зато поймал я щуку,

Что всё делает сама.

Захотел, и ведра к речке

Дружно по воду пошли!

Езжу, не вставая с печки,

Лишь бы были в ней угли!

Согласитесь, в самом деле,

Сказочно везет Емеле!

Воспитатель: Доброго здоровья, Емеля. Что ты здесь делаешь?

Емеля: Жду, когда мне калачи принесут.

Воспитатель: Калачи? Вот так дела! Боюсь тебя расстроить, Емеля, но только сегодня на обед в детском саду будет, а на ужин - …Калачей в нашем меню, к сожалению, нет.

Емеля: как это, нет? Здесь же ясно написано (достает «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского народа» и читает) : «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». Я даже на стул из-за этого пересел.

Воспитатель: Так вот почему ты сегодня без печи!

Емеля: Ну, конечно. Калачи-то, наверное, вкусные будут.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, дождётся Емеля калачей, если будет просто сидеть на стуле?

Дети: Нет.

Емеля: А что же мне ещё нужно для этого сделать?

Дети: Взять муку, просеять её, замесить тесто, испечь в печи.

Емеля: Так, значит, в этой книге неправда написана?

Воспитатель: Почему же, неправда, Емеля? Не сидеть на печи – значит …

Дети: Не лениться.

Емеля: Так бы сразу и сказали. Зачем только нужны такие непонятные выражения?

Воспитатель: Это выражение, Емеля, содержит в себе народную мудрость. Ведь речь идё т не только о калачах: без труда ни одно дело само собой не сделается. Выражение «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» - образное и называется оно как?

Дети: Пословица.

Емеля: А много их, этих пословиц, существует?

Воспитатель: Очень много. Я знаю пословицу «Труд человека кормит, а лень портит». Дети, а какие пословицы о труде вы знаете?

Дети: Сделал дело, гуляй смело!

Дети: Рабочие руки не знают скуки.

Дети: Любишь кататься – люб и саночки возить.

Дети: Терпенье и труд все перетрут.

Дети: Дело мастера боится.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, много пословиц про труд знаете.

Воспитатель: Любую работу нужно вовремя выполнить. Давайте, поможем кузнецу, вставайте рядом со своими стульями и повторяйте за мной.

Физкультминутка «Кузнец»

Эй, кузнец, молодец, (шагаем на месте)

Захромал мой жеребец. (хромаем на одну ногу)

Ты подкуй его опять. (разводим руки в стороны, кулаками ударяем перед собой)

- Отчего ж не подковать? (разводим руки в стороны, кулаками ударяем перед собой)

Вот гвоздь, вот подкова – (показываем кулачки)

Раз, два и готово. (ударяем кулачки друг об друга).

Воспитатель: Ребята, пока вы помогали кузнецу, я вспомнила пословицу «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Емеля: Постойте, постойте. Но, ведь о том же самом говорится и в моей пословице про калачи – Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

Воспитатель: Правильно, Емеля.

Емеля: Ну, что ж, ребята. В гостях, как говорится, хорошо, а дома лучше. Пойду я тесто месить, да калачи выпекать. А вы не скучайте, ко мне в гости приходите на чай с калачами.

Воспитатель: Обязательно придём, Емеля. До свидания.

Емеля: Доброго здоровьица (уходит)

Воспитатель: А теперь, гости дорогие, посидите, да умом пошевелите.

Дети будут загадывать загадки, а Вы отгадывайте.

1. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват)

2 Кривой конь скачет в огонь. (Кочерга)

3. Шипит, кипит, всем чай пить велит. (самовар)

4. Деревянная подружка

Без нее мы, как без рук,

На досуге – веселушка

И накормит всех вокруг.

Кому носит прямо в рот

И обжечься не дает! (Ложка)

5. Стоит кошка

На четырех ножках.

Всяк на нее садится,

Упасть не боится. (Лавка)

6. Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает? (прялка)

7. Круглая, глубокая,

Гладкая, широкая,

Гончаром кручёная,

В печи обожжённая,

От кувшина – низка

Глиняная (Миска)

8. В нем варят щи, компот и кашу

На всю семью большую нашу (Чугунок)

9. Ножек четыре,

Шляпок одна,

Нужен к обеду семье. (Стол)

10. Стоит на полу ларец большой.

Обит железом, на нем замок навесной. (сундук)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Ребята, найдите картинка, которые относятся к посуде, а теперь Маша выйди к доске и назови их. (к домашней утвари, мебели)

Воспитатель: Ребята, сейчас, и посуда, и мебель, и домашняя утварь стали совсем другими – современными, но об этом вы узнаете в следующий раз.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект ОД по развитию речи для старшего дошкольного возрастаКонспект ОД по развитию речи для старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные:уточнять и расширять знания детей о космосе,освоении космоса людьми, работе космонавтов. Активизировать словарь.

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке»Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке» Цель: формировать у детей элементарные математические представления с помощью заданий по математике и развитию речи. Приоритетная образовательная.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по математическому развитию «В Царстве геометрических фигур» ЦЕЛЬ: формировать представления о геометрических фигурах. ЗАДАЧИ: 1) Знакомство с понятием «линия» (множество точек). 2) Упражнять в счёте.

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову» Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование.

Открытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста. Составление генеалогического древаОткрытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста. Составление генеалогического древа Цель: расширение представления о семье и формирование любви и уважения к родным и близким. Задачи: Образовательные: -активизировать словарный.

Занятие по художественно-эстетическому развитию на тему «Колокольчики цветы» для старшего дошкольного возрастаЗанятие по художественно-эстетическому развитию на тему «Колокольчики цветы» для старшего дошкольного возраста Цель: учить детей рисовать цветы колокольчика, передавая его характерные особенности, продолжать развивать способность самостоятельно выбирать.

Занятие по познанию на тему «Масленица» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с русским народным праздником «Масленицей». Задачи: - Расширить и углубить знания детей о народном празднике «Масленица»,.

Занятие по развитию речи «К нам весна шагает» для детей старшего дошкольного возрастаЗанятие по развитию речи «К нам весна шагает» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Обобщить представления о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе. Задачи: Образовательные: - Углубить представления.

Занятие по развитию речи «Лесная прогулка» для детей старшего дошкольного возраста ко Дню леса на МAAMЗанятие по развитию речи «Лесная прогулка» для детей старшего дошкольного возраста ко Дню леса на МAAM Цель: Активизировать и расширять словарный запас по теме. Задачи: 1. Учить различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи на тему «Малые фольклорные жанры в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 октября 2021 в 22:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по развитию речи на тему «Малые фольклорные жанры в работе с детьми старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Сорокина Ирина (УИ 2006069) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД